UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юрий Шепета: "Великий Гэтсби" рождался в муках"

Юрий Шепета - прекрасный аранжировщик, в прошлом джазмен. Для украинских музыкальных профи Шепета - уже гарантия качества. На днях "Гэтсби" повторит свои пируэты на сцене "Украины". Тем временем, Юрий делится своими впечатлениями от совместной работы с Константином Меладзе и вспоминает свой путь на джазовом поприще.

Автор: Ольга Кизлова

Практически все музыкальные критики признают, что одним из самых важных культурных событий прошлого года в Украине стал балет "Великий Гэтсби", над которым работали Дуайт Роден и Денис Матвиенко. А музыку создали Константин Меладзе и Юрий Шепета. Если имя Меладзе у всех на слуху, то о его соавторе и коллеге практически ничего не известно… Тем не менее, Юрий - прекрасный аранжировщик, в прошлом джазмен. Для украинских музыкальных профи Шепета - уже гарантия качества. На днях "Гэтсби" повторит свои пируэты на сцене "Украины". Тем временем, Юрий делится своими впечатлениями от совместной работы с Константином Меладзе и вспоминает свой путь на джазовом поприще.

- Юрий, ваша демонстративная непубличность - это человеческая скромность или условие именитого коллеги, знаменитого композитора Константина Меладзе?

- С Константином мы работаем вместе двенадцать лет. Я, в первую очередь, аранжировщик его произведений.

Костя "мониторит" все, что происходит в сфере музыки. И вот однажды он позвонил и предложил сотрудничество... Первой нашей совместной работой стала песня "Не оставляй меня, любимый".

Потом были "Притяженья больше нет", "Бриллианты", другие хиты. И для Валеры сделано много. А быть в тени или на виду? Это же не главное. Главное - что твоя работа известна, ее оценивают, слушают.

В музыкальном мире есть люди, которые только и делают, что пиарятся. Хотя иногда и пиарить нечего. На мой взгляд, лучше заниматься делом. А время покажет, чего ты стоишь.

- У вас возникает желание работать вне популярной музыки? Или все-таки притяжение Меладзе сильнее?

- Притяжение - замечательное. Потому что песни Кости любят и слушают много лет.

- В Киеве "Великий Гэтсби" шел под "живой" аккомпанемент Национального симфонического оркестра. А как на гастролях в других городах?

- В других городах - записанная фонограмма. Технически музыка балета "Великий Гэтсби" - несложная. Сложно докопаться до ее содержания, сути, это ведь не песенка. Меня беспокоило и то, что музыка первого (Меладзе) и второго (моего) актов несколько разнится…

Однако принцип лейтмотивности соблюдался на протяжении всего балета. Признаюсь, что только одна сцена из меня легко "вылетела". Я обрадовался, думая, что и все остальное будет так же просто…

Но все остальное… "Гэтсби" рождался в муках - всего за месяц.

Причем даже на последних репетициях были нестыковки музыки с действием. Но премьера прошла хорошо.

- После вызванного балетом резонанса как думаете двигаться дальше?

- Если бы не было предложения Кости Меладзе, я бы не сделал то, что сделал. Теперь есть желание понять: кто ты на самом деле? Осуществить "второй прыжок", который сложнее первого.

Я тот человек, которому нужны четкие задачи, сроки, конкретные цели. Мне хочется проверить себя, смогу ли.

- Вы ведь успешно работали и как джазовый пианист…

- В Киеве меня когда-то поддержал Алексей Коган. У меня есть один джазовый альбом Tribute to Bill Evans. Инициатором этого диска стал Коган, у которого в цикле джазовых концертов в "Динамо Люкс" эта программа сначала и прозвучала. Важно, чтобы то, что делаешь, имело воздействие на людей. Я считаю, что человечество все дальше уходит от чувства любви. Оно потеряло ключик от этого чувства, и это не дает ему быть вполне счастливым.

По-моему, сейчас все меньше людей, по-настоящему занимающихся музыкой… Играть на музыкальном инструменте не означает заниматься музыкой. А создавать музыку - сочинять или исполнять - дано на самом деле очень небольшому числу счастливчиков.

- Может быть, несколько общий вопрос… Кто для вас – настоящий музыкант? По каким критериям вы их определяете и чувствуете?

- Настоящими считаю многих - Чика Кориа, Веберна, Шостаковича, Малера, Стравинского. Когда послушал "Порги и Бесс" Гершвина, к которой относился с некоторым снисхождением - не знаменитый вариант винилового альбома с участием Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга, а подлинник, - то ощутил, какая это махина, насколько это глубокое произведение.

Я люблю "Пассакалию" Веберна - одно из его ранних произведений - это шедевр. Мне интереснее слушать Шостаковича, чем любимого когда-то Пэта Мэтини - безусловно, великого музыканта. Я даже в Польшу как-то ездил на его концерт. Вот его бывший партнер пианист Лайл Мэйс остался для меня актуален. Это тот случай, когда люди интересны вдвоем. А стоит одному уйти, пропадает то, чего они достигли вместе. Я современного Мэтини даже не дослушиваю… (Пэт Мэтини - 20-кратный призер Grammy, американский гитарист - Авт.). Безусловно, настоящий музыкант – Константин Меладзе…

- Как часто бываете на джазовых концертах? Или все больше поглощает популярная музыка?

- Слушаю Jazz In Kiev Леши Когана. У меня есть особенность: я не люблю толпу, и когда сижу в толпе, то чувствую дискомфорт. Но конечно, такие приезды как Херби Хэнкок, не пропускаю… Во время его игры я "улетал", особенно в его соло… Он уводил меня в какие-то музыкальные дали, это просто фантастика, он - человек-легенда. И так же я слушал в Киеве Джо Завинула. Это для меня и есть чистая музыка. Так же по-настоящему музыкально мною воспринимается запись концерта The Leading Ladies 1999, где показана высочайшая культура живых выступлений бродвейских певиц. Все эти женщины вызывают огромное уважение! Это невероятные истории! Уверен, если написать книгу о них, то получится многотомник, который не удастся перечитать, даже если потратить всю свою жизнь только на это! Ну а даже если и успеешь прочитать, все равно останется загадкой!

- А что скажете об украинской джазовой школе? Вот тот же Коган считает, что об украинской джазовой школе можно смело говорить…

- Ну, он оптимист. И популяризатор. Если вспомнить азербайджанца Вагифа Мустафу-Заде, то он действительно оставил яркий след в джазе. Мне кажется, у нас есть очень талантливый пианист Руслан Болатов. Это талантливый человек. Он из крымских татар, у него в музыке есть национальный корень, что крайне важно.

- А вы сами джазом когда занялись?

- Это произошло благодаря старшему брату Павлу, хорошему джазовому пианисту. Я в 8–9 лет уже знал, кто такие Чик Кориа, Earth Wind & Fire, Steely Dan, Beatles, Queen, Abba, Boney M и другие. Слушал дома много джазовых записей. В училище нам читали предмет, связанный с историей джаза. Рассказывали о Дэйве Брубеке, помню, проигрывали записи. Я все это знал уже. Мне было не очень интересно. Иногда пропускал занятия, и вместо них мы собирались и слушали актуальные записи. Однажды, помню, сразу после такого прослушивания концерта Пэта Мэтини Travels я встретил педагога, который шел с этого занятия, и он отвел меня к завучу…

- А вообще кто в Украине может "научить" аранжировке?

- Я учился самостоятельно. У нас педагоги джазовых или околоджазовых кафедр и сегодня - такие же, как я, самоучки. Если говорить об украинской скрипичной, фортепианной, балетной школе, то там есть целый пласт. А здесь все остается, что называется, "на слух". Но движение в сторону профессионализации есть. Хотя должно реально пройти несколько поколений, чтобы была создана школа, в том числе и аранжировщиков.

Для меня, чем дальше, тем больше стираются грани между направлениями музыки. Главное - музыка, а детали - это уже неважно. Качество музыки зависит от таланта человека, который ее делает. Если автор более талантлив, его музыка какое-то время проживет, если менее, то через некоторое время мы ее забудем.