UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Взвешенные» и счастливые: писатели, которые научились считать

Почему именно эти, а не другие «инженеры человеческих душ», научившись хорошо считать свои доходы, уверенно держатся в седле экономического успеха?

Автор: Виктория Полиненко

Престижные западные газеты регулярно подсчитывают доходы самых богатых литераторов. Вот и недавно обществу стали известны «взвешенные и счастливые» мировые писатели, нынешняя стоимость которых определяется на экономических «весах», конечно, не художественным уровнем их произведений, а количеством проданного и заработанного (за определенный отрезок времени).

Таким образом, почему именно эти, а не другие «инженеры человеческих душ», научившись хорошо считать свои доходы, уверенно держатся в седле экономического успеха?

В первой строчке в рейтинге Forbes уже давненько уверенно чувствует себя творец остросюжетных романов Джеймс Паттерсон. Ступенью ниже оказался мастер по производству товаров в категориях «ужасы», «мистика», «фантастика» Стивен Кинг, не пропустив вперед детективщицу Джанет Иванович. Четвертый в этой компании - Джон Гришем, пахарь нивы юридических триллеров. Детский писатель Джефф Кинни закрыл лидерскую пятерку.

В перечень лиц, о которых мечтает каждый здравомыслящий издатель, попали также Даниэла Стил (женское «мыло»), Сьюзен Коллинз (постапокалиптическая фантастика) и Стефани Маер (опусы о вампирах). Вылетела из лидирующей десятки автор поттерианы Джоан К. Ролинг. И наоборот - еще не присоединилась к коллегам
Э.Л. Джеймс с трилогией «50 оттенков серого» (см. ZN.UA №32 от 14 сентября 2012 г.), «На 50 оттенков темнее» и «50 оттенков свободы», поскольку цифры берутся за период с мая прошлого по май текущего года, а ее эротическая эпопея стала международным бестселлером лишь несколько месяцев назад. Специалисты прогнозируют, что благодаря ахроматическому триптиху уже в 2013-м финансовый результат британки окажется недосягаемым для всех ее конкурентов. Если, конечно, к хеллоуину не выскочит другая - еще более мощная - сенсация.

Джеймс Паттерсон: жажда кр-р-р-ови

Профессионального юриста Джона Гришема на писательский олимп вынесло народное любопытство к судебным делам как к шоу. Тогда же, в начале 1990-х, на экраны вышел знаковый сериал «Закон и порядок», - оборотная сторона прокурорской и адвокатской деятельности освещалась в нем не менее ярко, чем работа победоносной полиции. Гришем уловил тенденцию и, к его чести, не стал строить из себя Агату Кристи, - все равно его дарования не хватило бы ни на крепкие сюжетные конструкции, ни на причудливые перипетии. Он полностью сосредоточился на том, что знал лучше всего, - на юридической кухне. И не ошибся - эквивалентом его победы стали 26 млн. долл. и почетное четвертое место.

По сути, его книги («Время убивать», «Фирма», «Клиент», «Завещание», «Невиновный») - производственные романы, в которых конфликт всегда разворачивается на фоне деловых отношений, и автор заботливо ведет читателя-неофита сквозь организационную безалаберщину к предельно ясному осознанию, как устроена система. Нравится проза Гришема тем, кто ценит трезвый взгляд, четкую гражданскую позицию и способность героев сопротивляться произволу государственного аппарата, последовательно отстаивая свою позицию.

Джефф Кинни:
детская неожиданность

Как бы ни сложилась в дальнейшем судьба самого молодого участника рейтинга, 41-летнего Джеффа Кинни, но одно его достижение неопровержимо, - «Дневник слабака» затмил триумф «Гарри Поттера» и принес автору 25 млн. долл. Организаторы премии BBC Blue Peter Book Award были ошарашены результатом проведенного онлайн-голосования: тинейджеры выбрали как эталон десятилетия цикл романов о своем ровеснике - неудачнике Греге Геффли, который ограничился бы видеоиграми, но, поскольку способность мальчика попадать в переплет превышает среднюю норму, он должен справляться, принимая помощь друзей, отбиваясь от соперников, налаживая отношения с братом, родителями и учителями. Похоже, несмотря на акселерацию, технический прогресс, ускоренное развитие и разнообразие культур, где-то в глубине своего естества подростки ничуть не изменились. И простецкий рассказ о дружбе и взаимопомощи до сих пор способен их волновать.