UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вы из джаза?

Американская Кассандра в сердце Галичины

Автор: Ольга Кизлова

Во Львове завершился второй Международный фестиваль Alfa Jazz Fest. Статистические подсчеты впереди, но все билеты были проданы заранее: концерты посетили гости из разных концов Украины, России, Беларуси, Польши, США.

На общедоступных уличных площадках играли десять украинских составов. Их успех разделило американское трио гитариста Скотта Хендерсона, поляки, россияне и венгры. Приглянулось совместное выступление вокальных секстетов - львовян из «Пиккардийской терции» и киевского ManSound’а.

Увлек интересно мыслящий молодой киевский секстет саксофониста Григория Паршина. Уверенно и зрело звучало классическое трио Иванова-Гладецкого-Волкова.

Выступление квартета пианиста Алексея Саранчина началось тонко, настроило на интеллектуальную волну. Но артисты не выдержали взятого тона, неожиданно приземлили восприятие, в середине сета выкрикнув «остроумное» посвящение знакомому на дальнем газоне.

Платная зона в парке им.Б.Хмельницкого вдвое увеличила амфитеатр - с тысячи до двух тысяч мест. Ее накрыла прозрачная кровля, защищающая от стихий артистов и зрителей. Каждый концерт имел собственный «стержень». И зритель шел на фестиваль согласно изначальному выбору. Поклонники саксофона насладились игрой обладателя Grammy Кенни Гарретта и его чернокожей команды. Американцы открыли главную сцену оптимистично, умно и непросто. Их искусство постбопа демонстрирует, как сместился в сторону академической новой музыки джазовый мейнстрим за последние десятилетия. Камерунец Ришар Бона (бас-гитара) развлек сетом в контрастном ключе. Представитель world music и его партнеры играли «пляжную» латину: нечто в стиле ламбады и самбы. Публика плясала и веселилась.

60-летний канадско-итальянский певец Джино Ваннелли обладает неповторимым композиторским почерком. А еще - красивейшим вокалом и глубоким лиризмом. Сегодня голос кумира несколько потускнел. Но он себя не жалел и показал высокий эмоциональный градус.

56-летняя джазовая дива, дважды призер Grammy Кассандра Уилсон - хранительница фольклорных традиций американских рабов. Она - чудо тихого блюза и нежной баллады, мастер внутренних состояний, шепотов, шорохов. Ей помогал потрясающий исполнитель на губной гармонике Грегуар Маре. Сын афроамериканки и швейцарца - лауреат премий Grammy и JJA (Ассоциации джазовых журналистов, США), последователь и партнер многих великих: Тутса Тилеманса, Стиви Уандера, Пэта Мэтини, Херби Хэнкока, Маркуса Миллера, Джеки Террассона. В тени величественной Кассандры, возможно, не все заметили, что мы стали свидетелями приезда в Украину еще одной суперзвезды… Музыканту - 37 лет, из которых двадцать он играет на губной гармонике (традиционном народном инструменте бассейна Миссисипи). И сегодня участники акустического квинтета - хроматическая гармоника, две гитары, бас и барабанщик - деликатно сопровождали хриплое, низкое пение босоногой темнокожей мадонны, боясь нарушить таинство рождения музыки. Для меня этот сет стал главным (впрочем, у каждого слушателя сложились собственные фестивальные «пики»). Кассандра пела немного, сдержанно, берегла силы. Но как потрясающе ее дополнял инструментальный ансамбль…

Фестиваль посетил американский радиожурналист, специалист Библиотеки конгресса США в Вашингтоне, большой знаток джаза Лэрри Эпплбаум. Лэрри предлагал подумать о путях развития концертного бизнеса, фестивального движения и распространения записей (проблемы на Западе не менее серьезны, чем в Украине). Он назвал США «джазовой пустыней», пояснив, что сейчас на своей родине джаз «имеет хождение» лишь в нескольких городах восточного побережья (Бостон, Вашингтон, Нью-Йорк), в парочке - на западе и в Чикаго - в центре страны. И все! Гость из Америки радовался, что в Украине есть два крупных фестиваля - Jazz In Kiev и Alfa Jazz. И с ним нельзя не согласиться. По словам эксперта, джазовые звезды делятся на 5-6 профессиональных уровней. К высшему он отнес Херби Хэнкока (уже играл на Третьем Jazz іn Kiev’е). И пианиста Кита Джаррета, дабы заполучить которого нужны не только 75 тысяч долларов, но и соответствующая его требованиям акустика зала и качество рояля. Эпплбаум ответил на заданный им же вопрос: кому принадлежит музыка? Она принадлежит издателям!

На пресс-конференции нашего министра культуры спросили: «Как обстоит у нас дело с джазовым образованием? Когда украинские музыканты выйдут на ту же сцену, что и американские звезды?» Творческий куратор фестиваля Алексей Коган парировал: «Эту честь еще следует заслужить».

Да, по зарубежным участникам львовский фестиваль поднялся на престижную ступень. А впереди - все новые ступени.