UA / RU
Поддержать ZN.ua

Войны и тайны любимого художника польского короля

Очевидно, что загадочная история с картинами Альтомонте еще не завершена. Что будет дальше? Покажет время.

Автор: Василий Худицкий

В справочной литературе его называют «придворным живописцем польского короля Яна ІІІ Собеского». Знаменитый художник Мартино Альтомонте прославился своими батальными работами «Битва под Веной» и «Битва под Парканами», заказанными самим королем.

Этот художник - немец по происхождению. Его немецкая фамилия - Гогенберг - со временем была изменена на Альтомонте. Детство и юность будущего живописца прошли в Италии. Он учился в Неаполе, а художественное образование получил в римской Академии Святого Луки. Учителями художника считаются Карло Маратти и Джованни Гаоли.

Так сложилась жизнь, что с конца XVII века Мартино Альтомонте работал «на короля» польского Яна ІІІ Собеского во Львове и Жолкве.

Чтобы внимательнее присмотреться к двум его известным батальным картинам, прежде всего надо вспомнить некоторые исторические перипетии…

Итак, 1683-й. Этот год вошел в историю под знаком решения многовекового противостояния Европы и Османской империи и прекращения турецкой угрозы для континента.

11 сентября объединенные силы коалиции «Священная Лига», которыми руководил польский король Ян III Собеский (1674-1696), одержали победу над войсками Османской империи около австрийской столицы, освободив Вену от двухмесячной турецкой осады.

И хотя впереди была еще одна важная битва - под венгерскими Парканами, перелом в противостоянии был достигнут, собственно, под Веной (где турецкая армия потеряла 15 тысяч убитых и 5 тысяч пленных). При этом потери коалиции составляли 4,5 тыс. человек.

Причиной поражения историки называют просчет турецкого главнокомандующего, великого визиря Кара-Мустафы-паши. Вместо того чтобы, воспользовавшись двадцатикратным преимуществом над защитниками Вены, сразу же взять город, он начал затяжную осаду. Это дало возможность коалиции, в которую входили войска Польши, Австрии и немецких государств, прийти на помощь. 84-тысячному войску христиан с 152 пушками противостояло почти 90 тысяч «воинов ислама». Но турецким войскам пришлось биться на два фронта: даже, когда подошли главные силы коалиции, они сосредоточивались на осаде Вены. В результате понесли потери.

Следующая, двухдневная битва 7 и 9 октября 1683 года под Парканами (Остригомом) оказалась фатальной для мусульман. Командующий убежал в Белград, где, по приказу султана, его казнили.

Значение этих побед трудно переоценить. Битва под Веной стала переломной. Турецкие войска потерпели сокрушительное поражение.

Недавно найденный реестр войск, с которыми король Ян III прибыл в Вену, убеждает, что основной их контингент был набран на украинских землях. Это не удивительно: ведь у Яна III столица была в Варшаве, а почти все имения - в предместье Львова.

Чтобы увековечить победу под Веной и венгерским городком Порколь (сейчас Парканы, Словакия), Ян III Собеский заказал два монументальных батальных полотна.

Польский король приехал в Вильнюс по приглашению литовского гетмана Михала Сапеги. Там находился прибывший из Рима художник Мартино Альтомонте, ученик итальянских мастеров Джованни Батиста Гаули и Карло Маратти. Пока король добирался до Литвы, Сапега умер, а молодой художник остался в Вильнюсе.

Уже в 1685 г. он работал над темой Венской битвы.

В Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится рисунок, на котором изображены самые важные элементы будущей композиции. 1685 годом датирована картина с ее вариантом, близким к окончательному (Герцогенбург, Школа хористов).

Очевидно, пути Яна III и молодого итальянского художника в Вильнюсе пересеклись, и он показал королю картину.

Неоспоримым фактом является и то, что в апреле 1688 г. в Жолкве - имении короля под Львовом - сшивали и грунтовали полотно, на котором должны были рисовать баталии.

История не сохранила подробных обстоятельств возникновения замысла художника и его реализации. Но, как считает львовский исследователь, доктор исторических наук Владимир Александрович, Альтомонте подписал свой наиболее выгодный, по меньшей мере - самый памятный контракт.

Полотна для Яна III Собеского стали визитками итальянского мастера. Работая с начала XVIII в. более 40 лет в Австрии, он практически не прибегал к батальному жанру. Работа над «Битвой под Веной», как установил В.Александрович, началась поздней весной 1688 г.
30 апреля касса жолковского замка выплатила «портному от сшивания полотна на две войны, венскую и стригонскую, которое маляры грунтовали, четыре злотых, 15 грошей».

Под 7 июня записан расход за четыре кварты масла «на грунтование полотен к баталиям военным венским и стригонским».

В том же году замковый столяр Матияш получил 10 злотых «в столовом зале (самое большое помещение Жолковского замка. - В.Х.) за большой подрамник, где должны были рисовать венскую войну».

Кроме этого, найдена запись о выплате в 1694 г. «за деревья сосновые к венской картине восемь шнуров по шестнадцать локтей, за локоть по два гроша… выдано 816 злотых» и 820 злотых за «отрезания липового дерева на раму к венскому образу». Тогда же плотникам оплачено «изготовление подрамника к картине венской войны».

Альтомонте, развивая собственные эскизы, выполнил монументальное полотно в духе барочного искусства с выразительными классическими акцентами. Прежде всего в портрете короля-победителя. Картина составлена как фризовая композиция с заполненным динамическими фигурами передним планом на фоне панорамы осажденной Вены с турецким лагерем, над которым в небе ангел с лентой в руках и надписью: «Чтобы не спрашивали неверные: «Где был их Бог?».

Еще через два года, 24 марта 1696 года, в Жолкву из Варшавы привезли вторую работу Альтомонте - «Битва под Парканами». Она больше по размеру и существенно отличается по композиции. Почти все исполинское полотно занимает пейзаж Парканов и их окраин с высоко поднятым горизонтом, и только в левом углу помещена группа всадников во главе с Яном III и его сыном Якубом, которые направляются в сторону поля битвы. Общими чертами обозначена большая пушка слева и немногочисленные фигуры на переднем плане.

В Жолковском замке раньше была серия из нескольких батальных картин. Как установил В.Александрович, картины рисовались уже после смерти короля, по контракту, приблизительно в 1697-1698 гг. Указание на контракт особенно важно.

Распространено мнение, что итальянский (так он назван в соответствующем документе) мастер был придворным художником Яна III. Но до сих пор не найден ни один документ, который мог бы это подтвердить.

В Жолкве картины пробыли до 1777 г. После кончины семьи Собеских (1740 г.) город и замок перешли к внуку сестры короля из семьи Радивилов (на польском - Радзивиллы).

В 1777 г. последний его владелец, князь Кароль Станислав Радивил, дал эти полотна для копирования последнему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому.

Что с картинами было дальше?

Как рассказал В.Александрович, сохранилось письмо жолковского управляющего к князю Каролю Станиславу Радивилу, в котором он обращается с просьбой, чтобы жолковский художник Андрей Зашкивский (семья была родом из подльвовского села Зашкив), который к тому времени находился в Несвиже в Белоруссии, главном имении Радивилов, нарисовать «ландшафты» (пейзажи), чтобы прикрыть «дыры», оставленные от картин в залах.

Есть сведения, что в 1740-х годах полотна, в том числе «Битва под Веной» и «Битва под Парканами», были скопированы для Несвижа и других имений Радивилов. Но судьба этих копий также неизвестна.

В.Александрович считает, что их уничтожили или вывезли российские войска в 1764 г., когда, преследуя князя Кароля Станислава, разрушили Несвижский замок, как и замок в Олице около Луцка на Волыни. Тогда, очевидно, погибла и часть коллекции Жолковского замка, вывезенная в Несвиж в 1746 г.

Что же касается оригиналов батальных картин Альтомонте, то их судьба тесно связана с костелом в Жолкве. Этот городок на Львовщине мог бы стать одним из наиболее интересных туристических центров в Европе. Здесь пролегает древняя граница земель Галичины и Волыни, Звенигородского и Белжского княжеств. Когда-то Жолкву выбрали как выгодное в оборонительном плане место. И не случайно Жолковский замок с 1678 года стал королевской резиденцией Яна ІІІ Собеского. Со временем в городе действовало пять церквей, четыре костела, синагога. Большая слава сопровождала народных мастеров этого города. Были известны иконописцы и резчики Жолковского художественного центра.

Но, бесспорно, особого внимания в этом городке заслуживали батальные полотна Альтомонте…

Как известно, до середины ХХ века его картины «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» размещались в костеле. Потом, чтобы спасти эти работы от большевистского нашествия, Борис Возницкий нашел им место во Львовской галерее искусств.

В соответствии с замыслом Возницкого, «Битва под Веной» в 2012 году должна была вернуться в Олесский замок. Ради этого в замке подняли потолок - чтобы экспонировать работу. А «Битва под Парканами» должна была занять свое место в Золочевском замке.

Но самому Борису Григорьевичу увидеть картины на предназначенных для них местах было не суждено… 23 апреля он погиб в автокатастрофе по пути в Золочевский замок. По словам Веры Отчич из главного управления по вопросам внутренней политики национальностей и религий Львовской ОГА, есть официальное письмо львовского католического архиепископа, в котором идет речь о возвращении картин в костел св. Лаврентия - как собственности римско-католического прихода в Жолкве.

По его убеждению, картины в Польше реставрировали на условиях возвращения их в костел в Жолкве, и это был только первый этап. А далее ожидалась реставрация еще двух батальных полотен.

Украинские музейщики придерживаются другого мнения.

Главный хранитель фондов Львовской галереи искусств Игорь Хомин, который готовил юридическое сопровождение проекта реставрации, отмечает, что в соответствии с соглашением картины должны были вернуться во Львовскую национальную галерею искусств, и никаких договоренностей об изменении их местопребывания не было.

Заместитель генерального директора Львовской национальной галереи искусств по научной работе Владимир Пшик убежден, что ради сохранения картины должны оставаться в музее. Там они доступны для всех. Что же касается истории, то Олесский замок также связан с фигурой короля Яна Собеского, военным победам которого посвящены картины, - ведь в Олеско он родился, Золочев тоже принадлежал к западноукраинским имениям Собеских.

«Я понимаю польскую сторону, которая настаивает на своих исторических правах на эти картины, - говорит Владимир Александрович. - Этого у них никто не отнимает, но исторически сложилось так, что владелицей уникальных баталий является Украина, и она отвечает за их судьбу. Это полотна исключительного значения, не говоря уже о том, что их рисовал немецкий художник, который родился и учился в Италии, а потом более 40 лет жил и работал в Австрии. У нас остались эти картины, и наша ответственность - их сохранить. В этой главной задаче - независимо от «прав» - костел для картин далеко не лучшее место. Достаточно напомнить, что их реставрировали в 1820-х, 1860-х и 1900-х годах, то есть почти каждые сорок лет. Восстановленная силами специалистов галереи перед 1975 г. «Битва под Веной» после 40-летнего пребывания в экспозиции Олесского замка не нуждалась в реставрационном вмешательстве. В музее картины под наблюдением специалистов и - что тоже важно - общедоступны, чего в действующем костеле, в соответствии с его назначением и особенностями функционирования, на соответствующем уровне, естественно, быть не может».

Здесь надо напомнить, что речь идет о полотнах конца XVII в. площадью более 60 кв. м, принадлежащих к исключительным объектам исторического и культурного наследия: аналогичных им в Центрально-Восточной Европе нет. К тому же они являются достопримечательностями с отдельным, специальным статусом. Такие картины, естественно, нуждаются в особых условиях. Специалистам известно: любая перемена, связанная с рисками, отрицательно сказывается на состоянии полотна и может стать причиной его повреждения.

Впрочем, очевидно, что загадочная история с картинами Альтомонте еще не завершена. Что будет дальше? Покажет время.