UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Вона співає! Вона — це Україна»

Решающая «битва титанов» назначена на осень. Пинчук против Хорошковского. Хорошковский против Коломойского. Снова-таки Пинчук, который против обоих и самого себя.

Автор: Олег Вергелис

Решающая «битва титанов» назначена на осень. Пинчук против Хорошковского. Хорошковский против Коломойского. Снова-таки Пинчук, который против обоих и самого себя.

Не стоит пугаться возможного передела заводов-газет-пароходов (с чувствительными для страны последствиями). Стоило бы лишний раз повеселиться… Поскольку наше олигарх-ТВ («Интер», СТБ, «1+1», «Новый», «Украина» тоже тужится) подтягивает к новому телесезону отформатированные рейтинговые пушки - певческие талант-шоу. Мощнейшее программное оружие друг против друга!

Разные эксперты, доверившиеся ZN.UA, констатировали симптоматичное: Украина победила Европу и даже Америку по количеству однотипных талант-форматов (на отдельно взятом телепространстве). А это значит: у подобной «победы» имеются и национальные особенности - в осенний, зимний, летний и в остальные периоды.

Во все времена года, кстати, а также в разных зрелищных «контекстах» т.н. самодеятельные таланты искали всем миром, находили скопом, теряли, всплакнув, и уничтожали всем колхозом. И тут, конечно, можно опять про «Сонячні кларнети» (см. «ЗН», №49, 2010 г.) Но, пожалуй, только начало XXI века придало данному направлению строгую форматную и экономическую системность. Запомните эту дату! 20 октября 2001 года. Франция. На тамошнем ТВ - Star Academy. Компания Gestmusic (филиал «Эндемол») запускает телемаховик певческой «фабрики». И специализированный star-конвейер начинает уверенные «тело»движения. Уже через два дня (после французского почина) открывается филиал в Испании.

Еще через год Константин Львович Эрнст адаптирует ту же технологию в приусадебном хозяйстве Останкино (с 2002-го).

Мало-помалу «фабрично»-певческий бум (была даже такая песенка - «Девочки фабричные, ля-ля-ля») расползается по миру, как чума во время страданий Ромео and Джульетты…

В 2007-м, наконец, отформатированный «вирус» проникает и в тело одного из наших предприятий. Канал В.Пинчука («Новый») подкручивает гайки на первой украинской «Фабрике». Девчонки и мальчишки, а также их родители, соблазненные мгновенным успехом, устраивают «ходынки» на кастингах.

«Продавцом счастья» тогда назначают поп-продюсера Ю.Никитина. Известного своими поставками на украинский рынок как певцов, так и фриков.

Первый опыт ребятам показался приятным. По оценкам некоторых экспертов, один прямоэфирный «эпизод» «Фабрики» мог тянуть в бюджете на 150 тыс. у.е. Но что нам стоит снять «Титаник»?!

Впоследствии и второй, и третий «титаники» на том же канале раскачивали молодежную аудиторию эффектно поставленными номерами и спродюсированными интригами.

Правда, еще после первого украинского «фронта» в медийном мире уцелели далеко не все «новобранцы»! Кто сегодня вспомнит тех победителей? За исключением, пожалуй, самой знатной фабричной выпускницы-2007. В нашем обществе она значится как красивая девушка и символ «Плей­боя». Это Даша Аста­фьева, как вы догадались.

Красивая девушка - ответственнейшая профессия!

Собственно, никому из участников подобных поп-предприятий никакого иного ремесла и не требуется. Если уже попадешь на «конвейер», а затем если еще и приглянешься «начальнику цеха»… Тогда «ваще»! Регулярные обложки и истерические хроники в Таблоиде - в первозданном виде.

Из остальных магистров и бакалавров наших первых украинских поп-университетов…
Если меня не обманули, О.Ци­­буль­с­кая, которая после успеха ушла на скромную работу виджея. Танцор из балета Киркорова, который вернулся туда, откуда пришел. Забавный хлопчина - М.Барских (по паспорту Бортник), который регулярно вдохновляет на новое видео А.Бадоева.

…Но здесь даже не конкретные имена как-то важны. Главное - «продукт» (или поп-полуфабрикат) создается не для сцены, не для творческого восприятия какими-нибудь занудами, а исключительно для безразмерной «тусы». Для гламурного Молоха, который у нас проходит как разновидность мощного стахановского движения - celebrities.

Правда, короток этот celebrities(ский) век. Уже осенью в ту же «тусу» вбросят десятки новых игрушек - мальчиков-девочек.

На «Новом», растерянно сражаясь с активизировавшимися конкурентами, додавливают соки из старого «фабричного» формата. При этом проект лишился прежней мощной величины - композитора К.Меладзе. Его перехватили на «1+1». Теперь же в качестве завлекаловки на шоу «Нового» боевое жюри в составе И.Билык, А.Мозговой… Девушкам будет о чем побеседовать.

В это же время на «Интере», тайно подав прошение об отставке, В.Зеленский разгоняется с «Шоу №1» под патронатом народного артиста Украины и заслуженного артиста Крымской автономии Ф. Киркорова. Это абсолютная премьера. Даже в Европе данный (британский) формат толком обкатать не успели. А наши - тут как тут «с чемоданом…». Покупаем, не глядя! Специфика интеровского талант-формата несколько удивительна. Сотни участников. С десяток команд. Молодые люди не только поют, но одновременно танцуют. А все вместе - в итоге - должно образовать некий «мюзикл». Денежное вознаграждение победителю не декларируется. Но там посмотрим… Во всяком случае, уже всем привычная телевизионная мизансцена - четыре говорящие «судейские» головы - нашего ТВ-обывателя непременно настигнут на всех ведущих каналах. Так как и СТБ подтягивает силы для второго «Х-фактора» (менедж­ментом отформатированного под фрик-шоу). СТБ вообще у нас проходит в этом деле как канал специализированный: для всех одержимых творчески, а также для остальных - неустроенных интимно («Холостяк»). Портреты передовиков производства таких вот талант-шедевров должны непременно висеть на доске государственного ТВ-почета: Бородянский, Марченко, Виктор Владимирович…

Собственно, в это же время и «1+1» не собирается останавливаться на достигнутом. Эти воодушевились 26% доли аудитории «Голоса країни»: заметно качественного проекта без фрик-замашек, в котором участники поют лучше, чем судьи.

Возможно, кто-нибудь решит, будто эти разноголосые «поющие форматы», как солдаты - аты-баты - обосновались в одной «казарме», в одном «инкубаторе»… И одна и та же бригада однотипно штампует формат за форматом… Но нет. Иногда отличаясь лишь в деталях и в незатейливых структурных поворотах, такие вот разнообразные певческие эксклюзивы имеют и свою идеологию, и даже мифологию. Как известно, The X Factor создан британцами - всего-то спустя три года после Star Academy. (Очевидно, в пику?) Двадцать с лишним стран этот «Х-фактор» тут-таки и адаптировали, утвердив новый тренд «охоты на таланты».

Немного времени прошло. И уже в прошлом году в тихой-мирной Голландии взорвалось The Voice of Holland. И оказалось самым популярным за всю историю тамошнего ТВ. Местные адаптаторы так лихо все просчитали, что финал программы 22 января 2011 года посмотрело более четырех миллионов голландцев! (Победителем тогда признали 27-летнего хозяина тату-салона Бена Сандерса). И уже новая талант-замануха, брошенная на медийный рынок, возбудила аппетиты. Голландский формат мгновенно прикупили Америка, Украина. И в очередной раз «завербованный» Меладзе начинает оперативные поиски «голоса країни», с лица которого - воды не пить. Самое забавное в этом местном сюжете: как «забраковали», а затем «вознесли» дочь певицы Нины Матвиенко Антонину… Не все, кстати, толком и поняли маневр с откатом: за заслуги все-таки вернули или за фамилию?

Не поняли? И ладно… Маниакальная пошесть в нашей стране на талант-шоу (мало чем отличающихся друг от друга) - это же тоже, возможно, не всем понятно…

Одна из очевидных особенностей, проливающих свет на текущий феномен, в том, что действительно в Украине: а) много талантов; б) множество каналов;
в) очень много денег (на каналах); г) не очень много оригинальных идей - и это многое объясняет… Ко всему, игры «в таланты» разжигают же в социуме испоконвечную страсть - алчность! Так как для многих, не сомневаюсь, это в первую очередь игры на деньги, а не за идею. На СТБ уже так завысили потолок денежного вожделения (до 2 млн. гривен!) для аматоров, что призрак инфляции в нашей стране совершенно не кажется призрачным.

…Между тем не у всех и не везде «деньги решают все». И не всюду только лишь они - двигатель таланта (в рамках данных форматов). Например, недавно в России на «Факторе-А» таланты стимулировали благородным «спасибо вам за все!» плюс улыбка Примадонны. Улыбнулась - и хватит. И чеши домой в свои Чебоксары, не раскатывая губу на место «под небом голубым», где «город золотой»…

Но тут-таки заметна еще одна (наша) национальная особенность: для Украины подобное массированное использование однотипных телешоу будто бы виртуальная панацея от безработицы! Тысячи бездельников слоняются из кастинга на кастинг (из канала на канал), образуя общую «движуху», где для всех находится какое-то занятие… В том числе и для украинских певцов, чьи последние хиты застряли еще в Миллениуме, а теперь-то они важно умничают в жюри: хоть какая-то востребованность…

В это же время на Западе, если мне все правильно объяснили представители иностранных СМИ, подобные талант-забавы - это замечательный способ радостного времяубивания и коллективно-семейного перевозбуждения (итальянцы особенно эмоциональны в этих делах). В Украине же данное - будто прописанная доктором Хаусом пилюля социальной психотерапии: развлекательная панацея от угнетения и усталости (в связи с непрекращающимся политическим мракобесием).

Вероятный вопрос на засыпку: возможна ли инфляция однотипных форматов из-за их обилия на нашем ТВ? Тут все просто. По принципу интересно-не интересно… Хочешь - смотри, а хочешь - ругайся. Каналов много, талантов тоже. Эту песню не задушишь… (а хотелось бы).