UA / RU
Поддержать ZN.ua

В «кулек» за счастьем

Блеф и суета творческих вузов.

Автор: Александр Карпец

При поступлении в творческие вузы учитываются не только баллы аттестата и независимого тестирования по двум предметам, но и результаты творческих конкурсов, которые проводятся непосредственно в вузах и оцениваются, как и все остальное, по новомодной 200-балльной системе. И здесь возникает благодатная почва для манипуляций, злоупотреблений, коррупции.

Как известно, современными правилами поступления абитуриенту дано право подавать документы не более чем в пять вузов и не более чем на три специальности в каждом из них. Большинство абитуриентов пользуется этим, демонстрируя воистину широчайший спектр интересов. Условно говоря, от политологии до гинекологии. Словом, подают, куда только можно, лишь бы поступить.

Но у творческих молодых людей этот номер не проходит. Для конкретики рассмотрим «тяжкую судьбу» музыкантов.

Чтобы к 18 годам играть на инструменте (например, скрипке) и иметь теоретическую музыкальную подготовку, достаточную для поступления в консерваторию, занятия музыкой необходимо начать в раннем детстве, желательно лет в пять-шесть, и получить полное среднее музыкальное образование в объеме музучилища или спецмузшколы. Таким образом, затрачивается 13–15 лет. После этого на другую специальность поступают, как правило, только те, кто либо полностью разочаровался в музыке, либо не сумел достичь в ней серьезного уровня.

Продолжить образование по специальности «музыка» со специализацией артист-инструменталист и новомодными квалификациями «бакалавр», а затем «магистр» или «специалист», в столице теоретически можно в трех вузах. Это Национальная музыкальная академия им. П.Чайковского, также известная как Киевская консерватория, Киевский инс­титут музыки им.Р.Глиэра, реорганизованный в вуз на базе одноименного муз­училища, и Киевский национальный университет культуры и искусств, возглавляемый известным «поющим ректором».

Очевидно, что Киевская консерватория (будем использовать старое название) абсолютно оправданно считается самым сильным музыкальным вузом не только Киева, но и Украины, где дают лучшее музыкальное образование и практические навыки игры, - с этим едва ли кто-то будет спорить.

Но не все имеют достаточный уровень подготовки. Особенно абитуриенты из провинции. Поэтому многие подают документы в три указанных учебных заведения на всякий случай, для гарантии, что вполне объяснимо.

Но оказывается, что время проведения вступительных творческих экзаменов в эти вузы часто совпадает с точностью до даты и времени суток. Таким образом, абитуриенту приходится выбирать, куда идти сдавать экзамены.

В частности, в нынешнем году совпало время проведения экзаменов по специальности для скрипачей и почти сов­пало время экзаменов по музыкальной теории в консерватории и в Институте им.Р.Глиэра.

Самое интересное случилось, когда вступительные экзамены для струнников в консерватории и в университете культуры не совпали, в связи с чем абитуриенты, уже сдавшие экзамен по специальности в «консе», дружными рядами двинули в «кулек», дабы реализовать свое право попытать счастья хотя бы еще в одном вузе.

Результаты были забавные…

Началось с консультаций, которые «у Поплавского» решили провести для абитуриентов всех специальностей в один день, в одно время и в одном месте. В одну узкую дверь под надзором охраны одновременно протискивались потенциальные певцы, журналисты, бандуристы, артисты театра, эстрадники, деятели отельного дела и туризма, духовики, экономисты, скрипачи и даже контрабасисты с виолончелистами. Последним, а также бандуристам и баянистам, как вы понимаете, из-за больших габаритов и внушительного веса инструментов, которые они тащили с собой, повезло меньше. Но это было первое и далеко не самое сложное испытание…

На консультации по струнно-смычковым инструментам выяснилось, что в престижном, как уверяет реклама, вузе, готовящем крутых «фахівців» по самым различным направлениям, сиречь в Университете культуры и искусств, нет концертмейстеров-пианистов, способных сыграть аккомпанемент для наиболее распространенных произведений из репертуара, обычно исполняемого выпускниками спецмузшкол и музучилищ.

Пришедшая на консультацию к скрипачам дама-пианистка с ужасом взирала на фортепианный клавир Интродукция и рондо-каприччиозо Камиля Сен-Санса. А когда дошло до скрипичного концерта Яна Сибелиуса, у нее началась паника.

Некоторые из потенциальных студентов «амбітного» вуза робко поинтересовались, можно ли на вступительный экзамен прийти со своим пианистом, но получили категорический отказ, сопровождавшийся рассуждениями в стиле прис­ной памяти Свирида Петровича Голохвас­това: дескать, университет культуры - это вам «не что-либо как, а это даже очень и очень», а посему чужим пианистам по причине наличия мощного отряда своих «высококвалифицированнейших» специалистов в этих стенах не место.

Экзамен, проходивший на следующий день, явился логическим продолжением... Пианистка, впрочем, честно признавшаяся, что со скрипачами и прочими струнниками никогда не работала и репертуара их не знает, на экзамен просто не пришла. И слава Богу! В связи с чем концерты и пьесы были исключены из экзаменационного репертуара. Абитуриенты исполняли гаммы, а также обязательные сольные произведения, не требующие аккомпанемента. Кроме того, соискателям «студенческого билета от Поплавского» задавали по теории музыки один-два вопроса, соответствовавшие примерно пятому классу музыкальной семилетки.

Но самое главное - экзамен у скрипачей принимал весьма заслуженный педагог по… бандуре (фамилию называть не будем), к которому присоединился еще один педагог, являющийся, по слухам, баянистом.

Ничего не имеем против бандуристов и баянистов… Более того, искусство игры на бандуре в Украине нужно всемерно развивать, ибо это сугубо отечественный инструмент. Но с каких пор бандуристы стали разбираться в скрипичной игре настолько, чтобы принимать вступительные экзамены в вуз?!

Но и это еще не все…

Апофеоз наступил при подведении итогов. Прежде всего, следует обратить внимание на такой нюанс. В той же консерватории, где, в отличие от «Поплавс­кого», сдают три творческих экзамена - по специальности, собеседование и по тео­рии музыки, - абитуриенты узнавали свои оценки сразу после экзамена и таким образом могли оценить дальнейшие шансы. В университете культуры оценка, полученная на экзамене, оставалась тайной до 1 августа. Т.е. до срока, в который уже должны быть оглашены рекомендованные для приема так называемой первой волной.

Специально обращаю на это внимание профильных министерств культуры и образования, различных контролирующих ведомств.

При оглашении итогов поступления оказалось, что ни один выпускник колледжа Института им.Р.Глиэра и ни один выпускник Киевской средней специальной музыкальной школы им. Н.Лысенко (КССМШ им. Н.Лысенко) не сумел поступить в «вуз Поплавского» из-за того, что не набрал необходимого количества баллов на творческом экзамене, имея при этом довольно высокие, как для музыкантов, баллы в аттестате и по тестам по украинскому языку и литературе и истории Украины.

Кстати, если в «консе» проходной балл на творческих экзаменах был установлен на уровне 144, то «кулек» установил планку - 150, но это уже детали, хотя и забавные.

Для тех, кто не в курсе… КССМШ им. Н.Лысенко дает лучшее полное среднее музыкальное образование и подготовку в Украине как по специальности, например, в игре на избранном инструменте, так и по теоретическим музыкальным дисциплинам. Можно без преувеличения сказать, что любой, даже самый посредственный выпускник «Лысенко» в «кульке» - это «чисто Паганини»!

В связи со всем упомянутым, естественно, возникли вопросы, переходящие в подозрения…

Дабы получить на них ответы и развеять подозрения в явной и режущей глаза нечистоплотности происходящего, автор обратился к ответственному секретарю приемной комиссии, представившейся Натальей Анатольевной.

Несмотря на ответственный статус, дама поведала, что не отвечает за оценки и прочие творческие подробности, относительно которых следует обращаться к членам приемной комиссии и руководст­ву Института искусств, являющегося структурным подразделением вуза. Но тут же огорчила тем, что, дескать, уже все ушли в отпуск. К тому же, продолжила ответсекретарь, если вы были не согласны с оценкой, то следовало незамедлительно обратиться в апелляционную комиссию, где жалобу внимательнейшим образом рассмотрели бы, но вот беда - вы опоздали, ибо сроки обращения с апелляцией уже прошли. На вопрос, почему результаты экзамена держались в тайне до 1 августа, в связи с чем и апелляцию подать было невозможно, последовал невразумительный ответ: дескать, правила у нас такие… Почему в «кульке» это является тайной до момента зачисления - узнать не удалось.

Затем автор провел некоторые «оперативно-следственные» мероприятия среди сотрудников упомянутого Инсти­тута искусств, входящего в Университет культуры и искусств. Результаты оказались весьма интересными. По музыкальным специальностям реально набирают студентов в основном на вокал, эстраду и народные инструменты. На классическую музыку, в частности на струнно-смычковые инструменты, несколько последних лет студентов не набирают вообще, в связи с чем истощается личный состав имеющихся в институте оркестров и ансамблей, ибо студенты оканчивают вуз и уходят, а новые на их место не приходят. Но если на указанные специальности нет набора, то почему на сайте вуза и в рекламных буклетах обозначено, что прием на них производится?

Так и не получив вразумительные ответы в самом вузе, хочу задать их чиновникам высокого ранга, например минист­ру образования Д.Табачнику, министру культуры М.Кулиняку.

Во-первых, зачем объявляется набор на специальности, на которые реально никого не набирают и, складывается впечатление, делать этого не собираются?

Во-вторых, что за суперстрогие критерии отбора в Университет культуры и искусств, если успешные выпускники КССМШ им. Н.Лысенко, обладающие лауреатскими званиями, имеющие опыт профессиональных выступлений, получившие благосклонность отечественных и зарубежных педагогов и, наконец, поступившие в консерваторию, не в состоянии конкурировать с «музыками Поплавского»?!

Сей опус автор оканчивал в выходной день. Сразу по нескольким телеканалам «крутили» в записи набившие оскомину концерты «поющего ректора». На подтанцовке у него сексуально выкаб­лучивались те «счастливчики», которым удалось-таки поступить в Университет культуры и искусств.