UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская революция: арт-сенсация в Вене

В Künstlerhaus экспонируется проект "Я крапля в океані"

Автор: Екатерина Константинова

В Австрии практически до украинских выборов в мае продлится арт-проект "Я крапля в океані". Эта выставка (в институции Künstlerhaus) австрийскими ценителями уже названа "сенсационной и одной из самых успешных за последние 20 лет". Проект посвящен художественным и визуальным аспектам протестного и революционного движения - всем тем процессам, которые происходят в Украине с ноября 2013 года. В экспозиции представлены "отражения" украинской революции в творчестве Бориса Михайлова, Василия Цаголова, Виктора Сидоренко, Ксении Гнилицкой, Николая Ридного, Олега Тистола и многих других. Это оригинальные произведения искусства, фото- и видеоматериалы, а также отдельные объекты, которыми пользовались в качестве защиты протестующие на Майдане. Украинский куратор проекта и главный редактор журнала Art Ukraine Алиса Ложкина рассказала ZN.UA, как в Вене приняли арт-символы и документы нашей революции.

- Институция Künstlerhaus - известная организация, которая принадлежит Союзу австрийских художников и находится в самом центре Вены, на Карлплац, - рассказывает Алиса Ложкина. - Это историческое здание с интересным пространством, классической архитектурой, большими залами.

Пространство оказалось соразмерным тематике и наполнению украинской экспозиции. Помещение символично для нашей выставки, поскольку получается диалог между классикой и революционной украинской действительностью. На фоне "Мистецького Арсенала" - это небольшое пространство, но на фоне среднестатистической европейской галереи достаточно масштабное.

- В контексте выставки в Вене какие арт-объекты привлекали наибольшее внимание зарубежных ценителей?

- В этом проекте соединились произведения современного искусства с реальными артефактами Майдана. Конечно, наибольшее удивление и ажиотаж вызвали предметы, предоставленные музеем Ивана Гончара. Сотрудники музея в течение революции собирали так называемый "музей Майдана". Этим же занималась галерея "Бактерия" - группа художников тоже собирала различные предметы. Например, в Австрию привезли большую катапульту. Она была действующей во время всех наших событий и вызвала удивление западной публики.

Огромное удивление вызвала также рогатка, другие объекты…

Директор венского Künstlerhaus заметил, что для них это особенно интересно, поскольку они привыкли, что многие подобные предметы существуют в несколько виртуальном пространстве. Дескать, все "понарошку", не по-настоящему. Наша реальность их поразила. Практически все произведения вызвали огромный интерес.

Привлекает европейцев и наша документация перформансов. Это был еще первый, мирный период Майдана. В основном эти перформансы от гражданских активистов, а не художников.

Например, так называемый гражданский сектор Майдана провел одну акцию… Это было в тот момент, когда люди вышли к "Беркуту" с зеркалами, на которых написано: "Боже, невже це я?" В колонну выстроились в основном женщины с зеркалами. Это интересные фото, на которых представители государственной власти (они не шли ни на какой диалог с обществом) видят себя же в этом отражении.

Показали также фото в большом формате: перформанс Маркияна Мацеха, львовского музыканта, который играл на пианино перед "Беркутом" возле Администрации президента. Это была популярная акция, ставшая одним из символов мирного протеста. Эта фотография облетела весь мир.

Не менее интересны произведения современных профессиональных художников. Они так или иначе отражали ситуацию, в которой находилась Украина накануне этой революции и во время протестов.

Инсталляция Мирослава Вайды "Лес" (с шинами), которую он создал еще до всех событий - как предчувствие последующих событий. Почему "Лес"? Это некая башня из шин, из которых идет дым. Еще один художник - Алексей Сай, который традиционно работал с тематикой офисной жизни, показывал унылость и однообразие существования офисного клерка. Когда начался Майдан, Леша переосмыслил свой проект "Как мы стали лучше", представив 50-килограммовую скульптуру в виде алюминиевого дыма. А за дымом фото оловянных человечков, офис-менеджеров, сильно обгоревших. В результате впечатляющий сильный образ человека, выброшенного из своей повседневности в жестокую реальность...

- Что более всего интересует европейцев, представителей арт-социума в связи с событиями в нашей стране?

- Знаете, в Австрии весьма искраженное представление о том, что происходит в Украине. Информация доходит не всегда полноценно. Был интерес к политической ситуации в целом. Ощущалась нехватка информации "из первых рук" о том, что происходило на протяжении последних месяцев. В Австрии также сильна пропагандистская позиция России на тему разгула фашизма в Украине. Дескать, у нас тут все ультраправые. А наша выставка называется "Я - крапля в океані". И ее цель: показать простого человека, который стал героем всех событий. Это не всегда ультранационалистические силы.

И если использовались националистические лозунги, которых в Европе страшно боятся, то в это вкладывалось другое содержание. Настоящими героями Майдана стали не политики, не идеологически озабоченные, а простые люди, которые рисковали жизнью и здоровьем. Они оказались более зрелыми во многих вопросах, нежели политики.

Наш проект не документальный, не иллюстративный, а художественный. Не было основной задачей именно "задокументировать" события. Наоборот: художественно преломить. Да и Украина до недавних пор была едва видимой на карте мира. Больно наблюдать, что статус невидимости спадает только благодаря кровавым событиям…

Перед открытием я советовалась с директором о том, как лучше подать некие политические вопросы, как нам выстроить коммуникацию с медиа. И начала рассказывать о нашей политической ситуации, о том, что Россия претендует на часть нашей территории. Директор говорит: "У нас тоже есть сильный ренессанс монархических настроений, так как большое количество австрийцев, даже довольно продвинутых, считают, что часть Украины должна быть Австрией".

Поэтому, если мы не начнем сейчас активно себя защищать, то на нашу территорию начнут все претендовать, включая Папуа - Новую Гвинею.

- В списке участников проекта очень разные имена: от выдающегося фотохудожника Бориса Михайлова до некоторых молодых журналистов… Что было объединяющим фактором, который позволил выстроить общую концепцию?

- Между Борисом Михайловым и некоторыми молодыми не такая уж большая пропасть. Нашей задачей было показать разные поколения украинского искусства, разные группы и партии. Мы хотели объединить художников, связанных одним порывом художественной рефлексии на тему событий на Майдане. Концепция - Майдан через простого человека, через героя революции. Даже название "Я крапля в океані" показалось уместным, потому что каждый участник революции является малой силой… И когда этих людей становится много, то они могут совершить мощные социальные изменения. Задача не только отразить события революционные, но и показать, насколько интересной, вибрирующей и сильной является украинская арт-сцена. К сожалению, сегодня малоизвестная в мире.

- Какое непосредственное участие в этом проекте таких художников, как Николай Ридный, Александр Ройтбурд, Ксения Гнилицкая… Какие работы Михайлова представлены в Вене?

- Николай Ридный представил видео "Крепость". Оно посвящено средневековому аспекту последних событий на Майдане. Многие замечали ренессанс имевшей место квази-средневековой эстетики. Ридный попытался проанализировать эту тему в своей видеоработе. Александр Ройтбурд представил "Резню на Хиосе": большое живописное полотно, на котором изображены экспрессивные плачущие женщины.

Ксения Гнилицкая создала серию матрешек-полицейских, которые называются "Полицай дерума". Получилась интересная реплика на тему того, что же в душе милиционера. А в душе милиционера маленький милиционер и т.д. Так выстраивается некая аллегория полицейского государства, где у каждого в душе… свой маленький милиционер. Бесконечный процесс, и больше ничего нет. Впечатляющий образ.

Борис Михайлов традиционно работает в жанре фотографии. Он живет в Германии, а в Киев приезжал в декабре. Тогда он и попал в странный момент "затишья", когда "экшна" на Майдане не было. Он сделал фотосерию, на которой изображен быт протестантов, революционеров: буржуйки, сидящие люди на фоне шин, баррикад. То есть межвременье, затишье перед боем. Это одно произведение, но довольно монументальное - длина 2,5 м.

Интересный фотопроект - работа Александра Чекменева "После боя". Фотопортреты революционеров и простых людей, которые находились в эпицентре самых жестоких противостояний, то есть в чудовищных обстоятельствах. Портреты сопровождаются короткими текстами о каждом из этих людей. Александр заснял своих героев буквально через пять минут после того как они вышли из мясорубки. Например, человек, который потерял глаз в одном из предыдущих боев… Но вернулся. Девушка в шоковом состоянии и т.д. Фотографии 50 на 50 см производят сильное впечатление.

…Открытие украинского проекта в Вене было шумным, его посетило огромное количество людей. Нам сказали, что украинская выставка стала одной из самых громких за последние 20 лет. Пришли, например, кураторы Второй Киевской международной биеннале современного искусства - Георг Шьолльхаммер и Хедвиг Саксенхюбер, которые живут в Вене. Был Дитер Богнер, музейщик, построивший Музейный квартал в Вене. Этот человек один из самых серьезных общественных авторитетов в Австрии. Также присутствовал министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. Молодой человек (ему всего 27 лет), но, говорят, он один из самых эффективных представителей австрийского правительства. Посещение выставки было его личным желанием, так как он неравнодушен к украинскому вопросу. Предполагается, что проект "Я крапля в океані" вскоре будет показан в нескольких выставочных залах Европы.