С 26 сентября по 2 октября в Киеве состоится III фестиваль молодой украинской режиссуры имени Л.Курбаса. В афише - участники предыдущих смотров, а также несколько новых имен. Главные локации - киевский Молодой театр, Театр драмы и комедии на Левом берегу, Киево-Могилянский центр "Пасіка". Репертуар - новая драма, модная драма, перепевки вечных драм.
Третий тост, как правило, - за любовь, за женщин. В нашем (фестивальном) случае, третий "тост" предполагает любовь безответную. Проекты подобного толка "не любят" - ни власти, ни бизнесы. Шарахаются от них, как черт от ладана. Не видят для себя пиар-перспектив и целевой аудитории. Т.е. продажного электората, который поведется на "узкопрофильные" акции. Поэтому - нет спонсоров. Поэтому и остается, как правило, внутреннее пространство любви - друг к другу и к театру. Что немаловажно.
Первый фестиваль, напомню, рождался в недрах Центра Л.Курбаса и был добросовестно проведен в Белой Церкви на местах былых сражений самого Курбаса. Вторая серия оказалась не совсем фатальной, хотя и безденежной: региональные театры приехали в столицу за свой счет.
Ожидаемая третья попытка - не пытка. Мероприятие субсидирует фонд "Розвиток України" (правда, в Интернете пишут, что бизнес Р.Ахметова "отжимают", но все же, поди, пока остается и на искусство).
Почему третий год подряд ZN.UA пытается морально поддержать альтруистичную фестивальную инициативу?
Ответ прост, как правда.
Театральная режиссура, как вид творчества и жизнедеятельности, вроде "исчезающего вида". Дефицитно-загадочное ремесло и таинственная специальность.
Даже плохоньких режиссеров-лидеров не найти для управления загнивающими провинциальными театрами. (Рулят там, как правило, варвары или завхозы). Дождаться взрывного и ослепительного режиссерского дебюта даже в столичном сезоне - тоже пытка мучительная. Погоду как всегда делают "исключения" из правил. А правил в этом ремесле теперь вроде бы и нет. Прежние правила игры - "вне системы", вне потребности рынка.
То, что ХХ в., минуя теоремы, возвел в аксиому - Режиссер, как Бог, Царь и Герой в искусстве театра, - век ХХI суетно корректирует. Исходя из модных, умных и глупых, концепций, Театр теперь может обходиться не то что без режиссера, а даже без самого себя. Назови какой-нибудь выверт "постдраматическим театром" (например, городской сумасшедший в целлофане прыгает с моста и, заикаясь, тараторит "быть или не быть?")- и хватит. Тоже театр.
Многоликая веселая и особенно востребованная теперешняя фейк-режиссура и фрик-режиссура (показательный пример на московском базаре: постановщик Бесомолов) - тоже режиссура. Но, возможно, без главного слагаемого: без таланта, вкуса, художественного мышления. Хитрющие конъюнктурщики, шифровальщики пустоты и пошлости, от души куражатся и веселятся, скармливая впадающим в старческий маразм худрукам - в основном, лихие "кавээны". Успех? Успех. Режиссура? А кто возразит, ведь все "вне системы".
…Так вот наивное желание поддержать в степях Украины несколько творческих людей, способных не только "кавээнить", но и мыслить театральными образами, любить в театре человека, а не самопиар - в этом и есть зыбкий стимул для третьего "тоста". За любовь… К Театру. А театр, как известно, издавна "женский" род.
В афише III фестиваля обратите внимание на несколько названий. В киевском Театре драмы и комедии ученик Э. Митницкого - Андрей Попов - представит свое видение пьесы У.Гибсона "Двое на качелях" (28 сентября). (Популярный текст на двоих в разное время режиссировали Р.Виктюк и Г.Волчек). Для главной роли здесь нужна интересная актриса. Нашел ли такую Попов - скоро узнаю. Год назад этот же парень справился с попыткой "современно" перечитать историю Достоевского, "Белые ночи", за что и получил специальный диплом и спецпоощрение II фестиваля.
На сцене Молодого театра в рамках проекта покажут драму Э.-Э.Шмитта "Отель двух миров" (29 сентября). Постановка одного из многообещающих представителей молодой театральный "ивано-франковской мафии", как я в шутку их называю, поскольку тамошний театр часто провоцирует информповоды. Режиссер Орест Пастух сам хороший актер, когда-то играл Хлестакова в Хмельницком. Потом переехал во Франковск. Поставил Островского ("Бальзаминов"), Кобылянскую ("У неділю рано…"). Несмотря на молодость, Пастух, как мне видится, приверженец в хорошем смысле традиционного добротного человеческого театра. Где актер - не марионетка, а режиссер - не маньяк.
Еще один выходец из "ивано-франковской мафии" - одаренный и мыслящий Игорь Матиив. Судьба забросила его в Донецк, где он стал хитмейкером, кассовым режиссером. Хотя чеховская нежная душа тянулась не к репертуарной попсе, а к иным, зыбким и возвышенным, материям. К текстам М.Кулиша, К.Чапека, В.Винниченко. Одна из новых постановок Игоря планировалась и на теперешнем киевском фестивале. Но завтра была война. Актеры поразбегались врассыпную. Теперь между ними только созвоны: как ты, что ты? Матиив говорит, что донецкие артисты на голодном пайке, без копейки денег. Естественно, ничего не играют, а только выжидают. Еще обижаются на Киев: нас бросили, на нас махнули рукой! Минкульт, правда, надеется что-то придумать - и организовать для них творческую работу хотя бы на освобожденных восточных территориях. Благородство проявил и Киевский Молодой театр, пригласив Игоря Матиива (надеюсь, пока все-таки временно не работающего в Донецке) - на постановку в столицу. Это будет одна из лучших пьес мирового репертуара.
Из Львова на фестиваль привезут "Диплом" (29 сентября, показ в "Пасіці" на Подоле). Это авторский проект неугомонного визионера и драматурга Сашка Брамы. Очень интересного человека, который ищет в жизни интерес, а находит трудности. Год назад на одном из актуальных фестивалей шпарили его пьесу, где слово "х…" встречалось чаще, чем артикли в английском. После чего я наивно спросил: "А синонимы будут?!". Но "х…" и "е…" - это наносная мишура, как бы 100 грамм для храбрости. На самом деле и этот драматург-режиссер, и другие - достаточно ранимы. Даже больше скажу: некоторые из них - "хлюпики". Но это не резкость, а посыл - закалять характер и уверенно обустраивать творческое пространство не только на сцене, но и в жизни.
В Черкассах в рамках феста покажут "Історію про людину, з якою трапилася історія" по пьесе К. Малининой (27 сентября). Постановщик - крымчанин Антон Романов, эстет и философ. В свете межконтинентальных драм Антон принципиально уехал из Симферополя, считает себя украинским режиссером. Конечно, непросто скитаться без дома, без прописки. Но на некоторое время режиссер бросил якорь в Черкассах, под присмотром С.Проскурни.
В общем, само время пишет для этих режиссеров свои "пьесы"…
В Черкассах также покажут "Лєну", пьесу Д.Левицкого, поставленную - Тамарой Труновой (27 сентября).
Один из самых кассовых спектаклей прошлого сезона поставил в Молодом театре Стас Жирков. "Потрібні брехуни!" (на основе
пьесы Ива Жамиака "Мсье Амилькар платит"). В фестивальной афише эта хулиганская постановка значится
28 сентября. А сам энергичный режиссер теперь значится руководителем киевского театра "Золотые ворота". Т.е. "не пропадет наш скорбный труд": потуги и усилия молодой режиссуры заметили даже чиновники киевской горадминистрации, если предложили молодому человеку руководящую должность.
Спектакль Днепропетровского театра "Верим!" - Home, sweet home! (30 сентября, сцена киевского Молодого театра) - поставил… Тарас Шевченко. Думал, это псевдоним. Но руководитель "Верим!" Владимир Петренко подтвердил, что это реальный человек, их актер, правда, отчество его - Сергеевич, как у Пушкина.
В программе III фестиваля молодой режиссуры также значатся: "Не хочу быть собакой" режиссера Александры Сенчук (сцена ТЮЗа на Липках, 26 сентября); "Женщина и чиновник" Дмитрия Морозова (Театр имени Леси Украинки, 30 сентября); "Семейные сцены" Дмитрия Весельского (Театр драмы и комедии на Левом берегу, 1 октября); "VIЙ 2.0" Максима Голенко ("Пасіка", 2 октября).
Гарантировать потрясения или гениальные озарения (на основе афиши) - неоправданный риск. Гарантировать можно только одно - надежду. Но это уже четвертый тост.