UA / RU
Поддержать ZN.ua

Таланты из «ящика». Жизнь после шоу

По окончании ТВ-проектов одни участники покупают иномарки, а другие гаснут в безвестности.

Авторы: Дмитрий Санин, Екатерина Константинова

Уже несколько лет на украинском ТВ активно работает «кузница талантов». Разные каналы посредством талант-шоуХ-фактор», «Голос країни», «Україна має талант», «Фабрика зірок», «Танцюють всі!» и т.д.) выпускают в большой мир десятки одаренных молодых людей. На три месяца им дают «путевку в жизнь» - мгновенная слава, телеузнаваемость, ухаживания стилистов-имиджмейкеров, восторги поклонниц в подъездах. А после… У кого как…

Специально для ZN.UA «выпускники» некоторых талант-шоу (в основном телеканала СТБ) рассказали, как сложилась их творческая жизнь после шоу. И не жалеют ли они о том, что однажды рискнули вытянуть счастливый билет из музыкальной лотереи.
Во всем мире талант-шоу - это не консерватория и не музыкальная школа. После которых можно получить «корочку» и утверждаться в профессии. Во всем мире талант-шоу - это исключительно телевизионные игры… Цель их - не «вырастить» или «открыть» будущего артиста, а предложить телезрителю экшн-развлечение, поиграть на его нер­вах, использовать молодых, потенциально способных людей в качестве «фишек» на некоем большом столе в телевизионном казино. Кто проиграл? Кто выиграл? Для талант-шоу не всегда важно… Здесь важна роль сиюминутного рейтинга, рекламной прибыли, поддержания зрительского тонуса.
Впрочем, и талант-шоу открывали большому миру интересные дарования. Которые, выпорхнув из телестудии, тут же претендовали на статус значительных артистов. Например, Сьюзен Бойл в Великобритании. Ее история всем известна. Необаятельная и неэффектная грузная домохозяйка единожды поразила родную страну своими незаурядными вокальными данными - и с тех пор воспринимается дома как некая незыблемая национальная ценность. Наподобие Биг-Бена или королевы Елизаветы II.
В Украине массовый психоз вокруг талант-шоу - пока - так и не дал большой эстраде больших артистов. Хотя регулярно проводятся десятки кастингов, а вечерами аудитория уже третьего «Х-фактора» достигает рекордных процентов. Выпускники же этого и других проектов (есть еще популярнейший «Голос країни» на «1+1») устраиваются в жизни кто как может… Если это дочь певицы Нины Митро­фанов­ны Матвиенко Тоня, то беспокоиться о ее будущем не стоит - всегда найдется место в одной программе вместе с мамой.
Если же это, скажем, талант, вспыхнувший благодаря взгляду-гипер­болоиду продюсера Кон­стантина Меладзе, то девушкам тоже не стоит волноваться - в отделе кадров ВИА Гры места хватит всем. Поэтому столь уверенно шагает по жизни одна из самых ярких участниц «Фабрики зірок» (на Новом канале) Ева Бушмина - талантливая, харизматичная, артистичная, для которой рамки поп-группы несколько тесноваты. Талант-шоу и последующая после него деятельность - залог того, что и в личной жизни у прежде «бедных родственников» все наладится. Пример той же Бушминой - чудесный альянс с сыном экс-министра экономики. Чем не сказка про Золушку?
Но это только те, кто плавает на поверхности... А те, которые «на дне»? Хочется верить, что все-таки это не «дно» жизни, а трудный поиск себя - после шумного бала. Беседуя с ZN.UA, молодые артисты и полуартисты демонстрировали бравую мажорность - мол, все у нас хорошо! В конце концов, так и должно быть… Ведь ни телеканал, ни конкретное талант-шоу не гарантирует главного - судьбы. Если она предначертана в искусстве (слово-то какое старомодное для нынешних исполнителей!), значит, так и будет…
* * *
Этот парень еще год назад «взорвал» страну без тротила. Его голос обсуждали едва ли не в каждой квартире. Сравнивали с солистом… на минутку, группы Queen, то есть с Фредди Меркьюри. До того сильный у украинца оказался голос. 33-летний Виктор Романченко, скромный и даже стеснительный преподаватель физкультуры Херсонского университета (уроженец Белозерки), победил на «Х-факторі». Отхватил два миллиона гривен. И что?
- Конечно же, талант-шоу заметно изменил мою жизнь, - рассказывает ZN.UA Олег КЕНЗОВ. - Появилось больше песен, я больше стал выступать как сольный артист. Это дало возможность работать в творческом направлении дальше, а не просиживать штаны в офисе. Во время шоу я познакомился с девушкой - и у нас сейчас отношения.
Где чаще всего приходится выступать? В основном корпоративы. И, скажу, очень хорошо, что они у меня есть. Слава Богу, что у меня есть средства, которые я могу вкладывать как в себя, так и в свое творчество. Как правило, концертов в сидячих залах у меня нет. В основном пою в клубах. Мне даже так больше нравится. Приятно, когда люди под мою музыку танцуют, отдыхают, дурачатся…
Недавно выступил в Москве на фестивале «Белая трость» вместе с именитыми исполнителями. Там я представлял Украи­ну. Каждый раз на таких мероприятиях у меня появляются новые знакомства.
Жизнь после шоу - это попытка творческого поиска. Стрем­люсь «не погаснуть»… По крайней мере, живу на два города - Киев и Москву. Сегодня даже больше работаю в Москве.
У меня нет одержимости «заработать» материально. Хочется творческого роста. Песни выходят - «Море», «Я один». Вот на днях хочу выпустить клип на песню «Если ты готова», дело лишь за монтажом. К сожалению, работаю без продюсера. Да, в Москве есть люди, которые помогают… Так что работаем на перспективу.
Может, кто-то думает, что я миллионы заработал, но это не так. А родители всегда меня поддерживают - только вперед, вперед. Моя девушка творческий человек, но не из шоу-бизнеса.
И все-таки надеюсь, что чудо обязательно повторится! Хотя печаль присутствует: теперь каждую субботу нет эфиров… Ты как бы уходишь в свободное плаванье.
…А вот и еще одна танцевальная пара. Евгений КОТ и Ма­риям ТУРКМЕНБАЕВА. Они победители проекта «Танцюють всі! Повернення героїв», участники проекта «Танцюють всі!», «Барон Мюнхгаузен» (Евгений Кот в роли Рамкопфа).
Сегодня Женя и Мариям - одни из хореографов в проекте «Танцюють всі!-5». Женя работает в штате телеканала, он помощник креативного продюсера. После «Повернення героїв» Женя купил себе машину (на выигранные деньги). Мариям также купила машину. Правда, маме, для которой подобный подарок был мечтой жизни.
Еще на проекте у Мариям и Евгения завязались романтические отношения, и они начали жить вместе.
«Мои родители и близкие очень хорошо отнеслись к тому, что я решил принять участие в шоу, более того, мой папа сам предложил мне поучаствовать в проекте «Танцюють всі!», - говорит Евгений. - И никогда не возникало укоров по этому поводу, они поддерживают меня в моем выборе».
Мариям: «Я все время ощущала со стороны близких моральную поддержку и благодарна за то, что они никогда не обижались на меня, когда я иногда срывалась из-за большого нервного напряжения во время эфиров. В любом случае, подобные проекты - школа жизни, которая дает серьезный жизненный опыт…».

* * *

«Молодым дарованиям нужно обуздать свою жадность»

Что думает о «шоу» и «талантах», а также об их последствиях для неокрепшей психики юных дарований психолог? Виктор ГРЕЧАНОВСКИЙ (врач, кандидат медицинских наук, психотерапевт) не понаслышке знаком с подобными проектами, а в некоторых выступает даже консультантом.

- Виктор Николаевич, есть ли, на ваш взгляд, «психологическая проблема» для молодых людей в том, что они мгновенно появляются на ТВ-экране в талант-шоу (на три месяца), а затем многие из них резко исчезают, растворяются в безвестности?

- Полагаю, данная проблема существует. В истории эстрады и кинематографа есть примеры, когда человек, попав в раннем возрасте в «звезды», далее стремится соответствовать «звездным ожиданиям», которые часто не оправдываются. Индивид, попадая в некую «богему», круто меняет свой образ жизни, становится вовсе не таким, как его сверстники, одноклассники, однокурсники. Его уклад жизни резко меняется, он может переехать из одного города в другой или попадает в другую страну. И поскольку человек - молодой, то он все впитывает как губка, поскольку более впечатляемый, внушаемый. Сколько продолжается талант-шоу? В среднем несколько месяцев, и для организаторов шоу разные молодые люди могут быть лишь подходящим материалом. Как глина или мрамор для скульптора. Нужное - добавляется, ненужное - убирается (с точки зрения продюсера или спонсора). Но далее такому человеку нужно жить с некими новыми «неродными» качествами. И, соответственно, не у всех хватает внутреннего ресурса, некоторой гибкости и эластичности, чтобы сохранить или вернуть себе «былые части» личности, то, что изначально было аутентичным и подлинным.

Соответственно, данный стресс может быть - одновременно - как благоприятной возможностью, так и опасностью. И предсказать заранее, чем он обернется, сложно. Ведь человек круто изменил образ жизни. Ранее жил в городе N, потом попал в столицу. В телепроекте участвовал несколько месяцев, после крутой телепопулярности в свой город возвращаться не хочет и начинает прилагать усилия для того, чтобы остаться, удержаться на плаву.

Вопрос: а чем он платит за все это? Он становится деревом, пересаженным из родного питательного грунта в другую почву. А ведь не все в Киеве хорошо приживаются. Иногда успех и слава чреваты опасностями. Вспоминается манифест Льва Толстого, который он сформулировал еще в свои 18 лет: «Не изменяй образа жизни, если бы даже ты сделался в десять раз богаче! Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия!».

Но молодой артист уже сам себе не принадлежит. Знаете, недавно проводили анализ историй жизни людей, которые выиграли большие деньги в лотерею… И встречаются люди, которые потеряли все, даже то, что у них было до выигрыша. Просто в итоге им было нечем платить за жилье.

Люди в возрасте до 20 лет в подавляющем большинстве не сформировали свою собственную внутреннюю систему ценностей и целей. И качества личности у них часто являются заимствованными или привнесенными извне новой средой, новыми «учителями» и «родителями» (из числа деятелей шоу-бизнеса). Здесь как раз возможен драматический излом ценностей, дезориентация в целях и способах их достижения. Мир может буквально перевернуться «с ног на голову».

Вспоминается кризис 2008-го, когда деньги не очень ценились, многое можно было легко получить в кредит. В итоге люди до сих пор расплачиваются за «доступные» долларовые кредиты. Похожая ситуация может наступить и с молодым человеком: сначала избыток всего, а потом недостаток, в итоге возможен личностный кризис, инфляция собственного «Я», когда таланты были вначале переоценены, а затем резко обесценились….

- Что в первую очередь вы посоветуете тем молодым, которые решили стать артистами и хотят испытать себя в талант-шоу?

- Первое - попытаться обуздать собственную жадность… В отношении популярности, материальных благ, каких-то других возможностей... Надо понимать: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Второе - не стоит прельщаться быстропроходящей славой. А понимать: если вас выбирают, то, возможно, в этом не столько ваша заслуга, а просто удачно сложившаяся конъюнктура и прихоть продюсера, режиссера, сценариста, быстропроходящие симпатии зрителей.

Не нужно приписывать себе чрезмерные заслуги. Нужно воспринимать все спокойно: то, что сейчас дано, может быть в одночасье отнято. Я такой, какой есть, но эта ситуация, конъюнктура оказались для меня более успешными, то есть надо понимать, что успех может быть очень временным явлением..

Третье - нужно как можно спокойнее относиться к неудачным попыткам. При этом понимать: если есть цель и желания, то подобные попытки могут быть продолжены и стать успешными в итоге… Томас Эдисон, который изобрел электрическую лампочку, предпринял более 2000 попыток, прежде чем достиг цели! Если бы он остановился на 1999-й попытке, ничего не добился бы.

В этом смысле есть золотые правила богатейшего человека планеты Уоррена Баффетта: 1) живите как можно проще; 2) не делайте того, что советуют другие, просто слушайте их и поступайте так, как считаете правильно, даже если это противоречит всему, что вам советовали… 3) управляйте своей жизнью сами, это ВАША жизнь, а не ЧУЖАЯ!

- Могут ли талант-шоу - в Украине и в мире - взращивать подлинных артистов, а не участников телевизионных игр, которых регулярно видим на телеэкране?

- Можно сделать анализ историй жизни участников шоу. Посмотреть, какой процент участников этих шоу в итоге стали профессиональными артистами, исполнителями, творческими людьми? Думаю, это небольшой процент. Ведь в шоу работает принцип: цель оправдывает средства. Задача подобных шоу - увлечь зрителей игрой, чтобы рейтинг передачи повышался и наполнялся рекламный бюджет телеканала. Этим «телемиром» движет выгода, поэтому задание любого шоу - удержать зрителей у телеэкрана всеми возможными способами.