В рамках недавно завершившегося в Киеве фестиваля Docudays UA состоялась резонансная премьера документального фильма Александра Гентелева "Путинские игры". Изначально фильм задумывался как панорама подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи. В результате он оказался "диагнозом" времени и отдельной страны. Немецкий продюсер проекта Симона Бауманн рассказала ZN.UA о сложностях работы над фильмом и путях его продвижения "в массы".
"Путинские игры" - из тех лент, которые не получают нейтральных отзывов. Им либо рукоплещут, как это и было в Киеве. Либо всячески спорят и опровергают то, что снято, - как в официальной России. Многие остро восприняли фильм отчасти и потому, что он стал горьким лекарством от анестезии, которую СМИ в течение нескольких лет систематически вкалывали в сознание россиян. Ведь новости, показывающие проведение Олимпиады в Сочи в невыгодном свете, тонули в густом потоке ура-патриотической информации.
Неудивительно, что перед мировой премьерой фильма у продюсера Симоны Бауманн "некто" из российских чиновников пытался выкупить права на показ за 600 тыс. фунтов стерлингов. Это более чем вдвое превышает бюджет картины.
С одной стороны, героями ленты стали мэр Сочи, советник Путина по зимним видам спорта и остальные чиновники, гордо рассказывающие с экрана о своих достижениях в подготовке к Олимпиаде. С другой - местные жители, лишившиеся из-за Олимпиады домов. И оппозиционеры, нащупавшие коррупционные схемы в организации праздника спорта. С третьей - австрийские бизнесмены и русские предприниматели, нагревшие руки во время подготовки к соревнованиям.
Авторы не ставили целью показать "негатив" Олимпиады. Хотя именно так, по словам создателей, ленту воспринял Международный олимпийский комитет. Поэтому он запретил использовать в ленте кадры с игр, а также олимпийскую символику. По этой же причине создателям пришлось изменить название, отказавшись от первоначального варианта "Путинская Олимпиада".
"Хотя "Путинские игры" многим больше нравятся. Такое название точнее передает подтекст ленты", - сказал Александр Гентелев.
Практически в каждом фильме этот режиссер изучает изнанку российской власти. В его ленте "Олигархи" (2004) он разрушил медийный шаблон, по которому обычно создавались образы политиков и олигархов.
А в 2010-м заставил британского кинокритика публично съесть свою шляпу, представив фильм "Воры в законе: Жизнь удалась", в котором те, кого разыскивает если не Интерпол, так полиция, - спокойно сидят перед камерой и рассказывают о своем жизненном пути.
В разных фильмах Гентелева под увеличительным стеклом показаны отдельные малоизученные "патологии" российского строя.
А в "Путинских играх", наоборот, эффект уменьшительного стекла: масштабное событие свергается с официального пьедестала и рассматривается в рамках интересов рядового гражданина.
Уже более 20 лет этот режиссер живет за пределами России, однако продолжает документировать "историю болезни" родины.
Загадочная материя нынешней российской реальности конкретней видна издалека. Вблизи ее не всегда удается рассмотреть и оценить по достоинству. "Путинские игры" напоминают ракету дальнего действия, вылетевшую "откуда-то" и с максимальной точностью поразившую один из самых болезненных недугов российского общества.
На премьере фильма в рамках Docudays UA 700 мест в зале оказалось мало. Так что люди сидели в проходах и лежали перед экраном.
Во время просмотра часто раздавались хохот и аплодисменты. А овации во время финальных титров длились несколько минут.
Правда, чувствовалось, что это аплодисменты не столько фильму (который их заслужил), сколько проявление нашего ситуативного отношения к РФ. В данном случае, "против" Путина и его "игр".
Продюсер "Путинских игр" Симона БАУМАНН - один из отчаянных кинематографистов, отваживающихся пошатнуть истину "умом Россию не понять". В своих лентах она пытается объяснить зарубежному зрителю загадочную природу российских реалий. Как и данный фильм, ее предыдущие проекты "Ходорковский" (2011), "Труба" (2013) и т.д. многие зрители расценили, как провокацию. Но попытки разобраться в происходящем и докопаться до сути в этих документалках - все-таки больше…
- Симона, а где помимо фестиваля можно посмотреть ваш "антипутинский" фильм?
- В Украине фильм будет демонстрироваться в рамках путешествующего фестиваля Docudays UA (в прошлом году он объехал 231 населенный пункт Украины. - А.Ф.). Кроме того каждый желающий может написать мне письмо, и я вышлю ссылку, по которой можно будет бесплатно посмотреть наш фильм (baumann@german-films.de). В Украине мы решили распространять "… Игры" бесплатно. Это наилучший способ донести ленту до зрителя.
Нашу ленту показал один-единственный на всем постсоветском пространстве томский телеканал. Так совпало, что на экраны она вышла в день, когда олимпийский огонь проходил через Томск. Был несказанно большой аншлаг.
В 2007 г. вышел фильм Анджея Вайды "Катынь", в котором показывалась невыгодная для современной России сторона расстрелов польских офицеров НКВДистами. Поэтому один российский прокатчик выкупил права на показ этой ленты во всем СНГ и положил ее на полку, блокировав ей выход на экраны всех постсоветских стран.
"Путинские игры", наверняка, могут наступить на те же грабли.
Недавно подобное произошло с моими коллегами, снявшими документальный фильм о Рублевке. За права на показ они получили огромные деньги. Чему, конечно, обрадовались. Правда, после этого картину никто не увидел во всем СНГ.
Что касается "Путинских игр", то пока ни один прокатчик СНГ не предлагал купить права на показ. Я знаю всех порядочных дистрибьюторов на постсоветском пространстве и буду работать только с ними.
- Возможно ли окупить такой проект, как "Путинские игры"?
- Окупить затраты можно. Но "заработать" на таком фильме практически невозможно. Это затратный проект. Ведь работа над ним длилась несколько лет. А интерес к документальному кино в последние годы упал.
- Когда вы снимали и отправляли запросы на интервью героям вашей картины, то практически все отказывались. Чиновники не хотели комментировать подготовку к Олимпиаде, чтобы не взболтнуть лишнего, а оппозиционеры боялись, что их слова будут истолкованы неправильно. А были ли такие, кто сразу согласился дать комментарий для фильма?
- Легко согласились участвовать в съемках только экоактивист и журналистка из Сочи, обходившая вместе с нами жителей, пострадавших от Олимпиады. Всех, кто отказывался сниматься в нашем фильме, можно понять. Ведь они не знали, что за кино получится в результате. А многие обычные граждане, пострадавшие от Олимпиады, боялись что-то говорить на камеру. Дать свой комментарий для ленты согласились около 20 человек. Всего же мы отправляли запросы более чем 100 разным людям.
- Снимались ли в Росси официальные документальные фильмы о подготовке к сочинской Олимпиаде?
- На московском фестивале "Артдокфест" видела шестиминутную короткометражку об Олимпиаде. А также одну серьезную полнометражную ленту, снятую на высоком уровне. Это неимоверно дорогой фильм, в котором показываются в основном положительные стороны Олимпиады, но есть и немного критики. Ленту финансировал один из российских телеканалов.
Но в итоге оказалось: из-за того, что в ленте присутствует критика спортивных соревнований, с ее создателями не рассчитались… Был еще какой-то ура-патриотический фильм, снятый каналом ОРТ. Но в нем муссируется лишь одна идея - насколько в Сочи все круто. Выглядит это фальшиво. Эта Олимпиада - крайне болезненная тема. И многие кинематографисты просто боятся за нее браться.
- В 2011 г. вышел фильм Александра Миндадзе "В субботу", который вы также продюсировали. Фильм снимался в копродукции с Украиной. Скажите, что необходимо изменить в нашем законодательстве, чтобы украинская киноиндустрия легче интегрировалась в международную копродукцию?
- За "переписывание" законодательства, регулирующее кинематограф в Украине, взялся Игорь Савиченко. Мы с ним нередко консультируемся по этим вопросам. Один из главных недостатков действующего законодательства, тормозящего развитие копродукции в Украине, заключается в том, что если фильм хотя бы отчасти финансировался за счет госсредств, то права на него принадлежат Министерству культуры или другим государственным органам. Надо же, чтобы правами всецело распоряжался продюсер ленты. В сегодняшней редакции этот украинский закон сложно согласовать с европейскими правилами копродукции. И, конечно, в Украине необходимо наладить работу поддержки кинематографа через негосударственные фонды.