После годовых каникул, связанных с танцами на Сочинской олимпиаде и пустым кошельком в киевском бюджете, Раду Поклитару наконец представил в театре "Киев-Модерн Балет" премьеру. Балет в одном действии на музыку И.С.Баха "Женщины в ре миноре". В программке меценатом указан продюсер СТБ. А это, очевидно, значит, что оторвали хотя бы часть бюджета от катастрофы типа "Вагітна в 16" - на благие цели современного украинского балета.
Его сестру зовут Краткость. И балет "Женщины в ре миноре" продолжается минут 25, не больше.
Но и этих мгновений достаточно, чтобы "совдеповское" пространство бывшего ДК "Пищевик" превратилось в подобие продвинутой европейской сцены…
Вот уж может так может. Все-таки владеет этот человек "алхимическими" средствами театрального влияния на зал, на артистов. Даже на стены.
Идея "женского" проекта якобы родилась в Одессе. А источником вдохновения послужила классическая история Лорки "Дом Бернарды Альбы". Пьеса эта - как палочка-выручалочка для всех театров земли, в которых нужно занять работой батальоны алчущих творчества актрис.
Проекция на Лорку в случае с Поклитару условна. Для него все литературные матрицы - относительны. На старом литературном пергаменте он сочиняет оригинальные "модерн-балетные" иероглифы, символы, отрываясь от земли, от литературного притяжения. Паря в модерных эмпириях, он мыслит яркими пластическими образами, не чурается провокационных хореографических подвохов. Создает мини-балет - как "вещь в себе". И пусть узкопрофильные балетные теоретики стучатся лбами о стенку по поводу хореографических автоштампов или авторских озарений. А приверженцам драматического театра в этой "шутке гения" (это первая мысль, которая рождается сразу после просмотра), важно оценить его образный ряд, пластическую драматургию, конфликтные узлы в хореографической ткани. Все то, что и выявляет в Поклитару драматического режиссера.
Поклитару использует как "саундтрек" знаменитый Концерт №1 для клавира с оркестром ре минор, популярнейшее произведение Баха. История музыки безусловно относит этот Концерт к выдающимся произведениям, выделяя в нем глубинный драматизм, масштабность, энергичный суровый мелодизм, мрачную сосредоточенную экспрессию.
С чеширской ухмылкой на устах Поклитару "нанизывает" на каноничный мелодичный стержень свои озорные саркастичные, даже комичные хореографические этюды на тему женского своеволия и безумия. При этом знакомая музыка воспринимается сквозь пластическую призму по-новому, отбрасывая на слушателя прежде неуловимый эмоциональный свет и неожиданные мелодичные подтексты.
Женщины Поклитару в одноактном балете - не лорковские замшелые монашки, истекающие соком в старой душной кадушке. Здесь наоборот - все шире и объемней. Это женщины-красотки и мужеподобные чудовища. Как будто стая эриний (из древнегреческой мифологии) или облако фурий (из мифологии римской).
"Женооблако" накрывает сцену детского музтеатра, трансформирует ее и самое себя.
В начале "женооблако" энергично стирает грязное белье. Но это артподготовка перед более важным занятием - перемыть кости другим. И что он только не вытворяет, дабы повернуть "женооблако" - к "лесу" передом, а к зрителю задом. Ритмично трансформирует "облако" - в ветвистые лапы деревьев, в эскадрон прыгающих лягушек.
За 25 минут промелькнет и нечто, напомнившее шекспировских "макбетианских" ведьм. Существ без пола, зато с четко обозначенной гражданской позицией: зло должно быть еще злее!
У Поклитару это Зло - через пластичекую иронию и хореографическую пародийность - растворено в мотивах инстинкта толпы и безумия стада… Жутковатых таких мотивах, как для балетного, так и для нашего реального измерения.
Если, скажем, у Лорки главный соблазнительный мужчина из пьесы "Дом Бернарды Альбы" - Пеппе Римлянин - за скобками сюжета, то у Поклитару есть важный козырь. Он выводит на авансцену премьера Алексея Бусько. Любовь, вспыхнувшая между Ним (героем) и Ею (героиня, одна из эриний), обречена. Потому что (согласно балету) дьявол - это женщина, а женщина - это ревность (зависть), а ревность - это истребление любого альтернативного чувства. Эти "твари" издеваются даже над ее фатой! В кружеве "ре минор" - сплошные экстатические конвульсии и параноидальные судороги завистливых фурий. С соплеменницей разделаются быстро - как мумию, закутают в белый саван и бросят "куколку" на дно, в пропасть. В оркестровую яму.
Но если женщина - дьявол, то мужчина - Бог, так, что ли? Впрочем, и мужчине несладко на адском балу. В лучшем случае, его сладострастно разорвут на куски, в худшем - придумают пытку поизощренней.
Вообще, мне кажется, Поклитару насмотрелся Ларса фон Триера. Возможно, даже подсел на его фильм "Антихрист". И где-то непроизвольно, но все же зримо рифмует свой "Ре минор" с финалом выдающейся датской картины. Помните, как герой Уиллема Дефо, чудом уцелев от издевательств жены и природы, восходит на гору, а там - о Боги - очередное "женооблако"… Злобно сверкая глазами, эти эринии уже придумали в связи с несчастным что-то свое, дьявольское.
…В какой степени "Женщины в ре миноре" личностный и "автобиографичный" балет - не нам судить. Но, видимо, повстречалась ему на пути не одна фемина ("эриния"), если балетмейстер столь энергично и хлестко-пародийно, буквально наотмашь, сводит на сцене счеты с какими-то старыми тенями, травмами и обидами, короче, с прошлым. Только это его личное. А наше, общественное, в связи с премьерой - пристойный уровень, сценический драйв, пластическая магия. Все то, чего всегда мало в местном музыкальном театре.