Национальный художественный музей открыл выставку одного из самых загадочных художников эпохи хрущевской оттепели (конец 50-х - начало 60-х ХХ века) Анатолия Сумара. Этот художник прожил 73 года. Его не стало в 2006-м. Но он оставил по себе дымку легенды. Его картин нет ни в одном музее, а творчество открылось ценителям только в 90-е: почти 30 лет о нем молчали или пытались не замечать.
Выставка Сумара в Нацмузее предлагает зазывной слоган: "Последнее белое пятно на карте украинского искусства ХХ века!" Подобное интригует.
Некоторые арт-критики считают, что в работах Сумара проявляются модернистские темы европейского искусства, а некоторые СМИ сравнивают его с Пабло Пикассо. В 60-е ХХ века Сумара травили за "формализм". Тогда так и писали: "Вже довгий час нахабно популяризує формалізм і сам наслідує абстракціоністів… Якщо на подібні факти не звертати уваги і не вживати своєчасних необхідних заходів, то вони можуть завдати великої шкоди розвитку радянського мистецтва". Подобные вердикты способствовали тому, что художник Сумар на десятилетия "умолк", вообще отошел от живописи. Но даже за шесть своих активных творческих лет он создал 50 ярких работ. Именно по этим произведениям и можно определять черты творческого портрета этого мастера.
По образованию Сумар архитектор. Профессиональным художником себя не считал. В разных группировках или объединениях не участвовал. По собственному признанию мастер, только эксперимент имел большое значение для проявлений его творческого "я".
"У меня возникло желание испытать свои силы, желание убедиться, что можно создавать иную живопись, не такую, которая признается официозом", - говорил художник.
Исследователи утверждают, что живописная манера Сумара определена его мышлением как архитектора, в то же время картины мастера никогда не порывают связи с реальностью, не переходят в категорию чистой абстракции.
Открывшаяся в Национальном художественном музее выставка продлится до середины сентября. Здесь представлены работы Сумара, созданные до 1963 года, исследовательский цикл "Свет и музыка" (60-е), а также произведения, появившиеся после 1989-го.
В Нацмузее уверены, что знакомство с этим художником станет важным шагом в познании художественной эпохи середины ХХ века.