UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пианист-нонконформист: игра в четыре юбилея

Удел этого пианиста — все время что-то придумывать, искать. И оставаться не похожим на других, вовсе об этой «непохожести» не задумываясь.

Автор: Александр Москалец

В зале Национальной академии искусств Украины в рамках «Киев Музик Феста-2012» выступил Евгений Громов, гурман современной фортепианной музыки. Его программа - сплошь юбилейная. В ней значились четыре композиторских имени: Игорь Стравинский (130 лет со дня рождения), Валентин Сильвестров (75-летний юбиляр), Виктория Полевая (отмечающая 50-летний юбилей) и Евгений Станкович (ему нынче исполнилось 70).

Одно из произведений, вошедших в программу концерта, стало мировой премьерой. Это пьеса «Витрувианский человек» киевского композитора Виктории Полевой, написанная в прошлом году и посвященная памяти князя Андрея Михайловича Волконского - российского композитора и клавесиниста, скончавшегося во французском Экс-ан-Провансе в 2008 году.

Скорбные и напряженные созвучия этого опуса повергли слушателей в настоящий шок… Название пьесы весьма оригинально, но вполне узнаваемо. Ибо «Витрувианский человек» - это название широко известного рисунка-чертежа Леонардо да Винчи, изображающего обнаженного мужчину с двумя парами конечностей, заключенного в окружность.

После концерта друзья Громова в шутку стали называть и его самого «витрувианским человеком». (Этот рисунок гения был иллюстрацией к трудам Витрувия, отсюда и название.)

В программе концерта было еще одно примечательное произведение того же автора - фортепианный цикл «Числа», написанный в 1996 году и посвященный самому Громову. В тот вечер он впервые прозвучал в редакции 2012 года.

К слову, Виктория Полевая (чей отец тоже был композитором) сейчас «вырывается» в ряды самых продуктивных отечественных авторов. Здесь не хватило бы места, чтобы описать географию исполнений ее произведений и фестивалей, на которых звучит ее музыка. Это Германия, Чехия, Испания, Канада, Беларусь, Китай, Корея, Сингапур, Швеция, Финляндия, Польша, США, Швейцария, Австрия, Чили, Перу… Виктория - воспитанница класса композитора Ивана Карабица. И ее коллеги, без тени зависти, искренне называют ее одной из «самых крутых» в среде современных композиторов Украины…

Но вернемся к концерту Громова. Целый ряд редко исполняемых сочинений Игоря Стравинского - самого именитого автора, значившегося в программе. Среди них - многие транскрипции ансамблевых и оркестровых сочинений Стравинского (осуществленные как автором, так и сентиментальным героем судьбы Анны Ахматовой, забытым ныне композитором Артуром Лурье).

У нас нет оснований утверждать, что большинство из них стали мировыми премьерами. Но, если принять во внимание сложность и своеобразие сочинений, можно утверждать, что перечень премьер Громова в том концерте не исчерпывался лишь произведениями Полевой.

Из числа других украинских композиторов самым значительным было имя Валентина Сильвестрова. С этим автором в творчестве пианиста связано многое. В частности, он записал целый ряд его сочинений, а в концертах сыграл абсолютно все произведения этого автора с участием рояля. Он записал в студии столько музыки современных украинских композиторов, которой не только не играли, а даже не слыхали все профессора фортепианной кафедры Национальной музыкальной академии Украины, вместе взятые!

В исполнении Громова обрело вторую жизнь еще одно сочинение украинского композитора - Соната для фортепиано Евгения Станковича, написанная ровно сорок лет тому назад. Это произведение пианист выучил давно. Он несет его, как знамя, через свою концертную деятельность…

Как известно, Евгений является постоянным участником основных музыкальных фестивалей, проходящих в Украине - «Киев Музик Фест», «Музыкальные премьеры сезона», «Контрасты», «Два дня и две ночи» и многих других. Выступал со многими симфоническими оркестрами, играл с многочисленными партнерами-ансамблистами. Записал на компакт-диски антологию произведений современных украинских композиторов. Активно гастролирует за рубежом.

Удел этого пианиста - все время что-то придумывать, искать. И оставаться не похожим на других, вовсе об этой «непохожести» не задумываясь. Одним словом, деятельный музыкант. Не довольствуется дежурным набором пьес и сонат, выученных в консерватории. Не относится к тем, кто раз и навсегда ограничивает свой концертный репертуар набором хрестоматийных шедевров, припасенным на любой случай.

Его интересует «живая ткань» музыкальной жизни. Он ищет и находит только что написанную музыку. Это позволяет ему в полной мере принадлежать времени, а не выступать иллюстратором классики, сотни раз запечатленной на дисках предыдущими поколениями исполнителей.

Что и говорить, такой путь связан с риском. Потому что слушатель, заплативший за билет, скорее всего, предпочтет слушать «сладкие» баллады и скерцо Шопена, а не будоражащие слух созвучия ХХI века. «Принять огонь на себя» и избрать стезю популяризатора современной музыки - сознательный выбор Громова. Он первым записал на компакт-диски фортепианные произведения почти двух десятков украинских композиторов.

Пианисту вроде на роду написано быть и слыть нонконформистом. Его часто привлекают композиторы, не вписывающиеся ни в какие «измы» - не до конца понятые, не всегда оцененные по достоинству, редко исполняемые. При этом пианисту всегда удается удерживать «планку качества».