Недавно молодой украинский пианист Антоний Барышевский получил Золотую медаль Международного конкурса пианистов Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. В интервью ZN.UA музыкант поделился своим мнением об отечественной музыкальной аудитории, а также рассказал о своих стилевых предпочтениях в фортепианном искусстве.
Этот молодой пианист прежде стал лауреатом VI Международного конкурса памяти Владимира Горовица (II премия, средняя группа, 2005 год). На сегодня Барышевский - лауреат семнадцати международных конкурсов. Он активно гастролирует, выступая с сольными концертами, играя в сопровождении оркестров в Бельгии, Дании, Беларуси, Израиле, Исландии, Италии, Марокко, Германии, многих других странах. Недавняя победа на конкурсе пианистов Артура Рубинштейна - еще одна ступенька вверх по клавишам его творческой карьеры. И это не только творческий престиж, но и главный приз в размере 40 тысяч долларов.
А начиналось увлечение музыкой еще в детстве: в семь лет Антоний начал играть на фортепиано. С 2007 года обучался в Национальной музыкальной академии имени П.И.Чайковского. Сейчас пианист проходит стажировку в ассистентуре под руководством мэтра отечественной фортепианной школы профессора Валерия Козлова. У этого педагога очень много ярких воспитанников (Дарья Лебедкина, Виктор Красовский, Мария Калугина, Ирина Бурган, Алексей Гринюк и другие).
Зимой мне посчастливилось послушать, как Антоний играл несколько пьес на открытии детского конкурса имени В.Пухальского в Киеве. Это были "Балет невылупившихся птенцов", "Баба Яга", "Богатырские ворота" из "Картинок с выставки" М.Мусоргского и фантазия Владимира Горовица на тему оперы "Кармен" Ж.Бизе. Что сказать, это зрелый мастер, достойный солист Национальной филармонии Украины. В настоящее время после конкурса пианист находится в Париже, откуда и ответил на вопросы ZN.UA.
- Антоний, что почувствовали, когда услышали свое имя как победителя на конкурсе Рубинштейна?
- Честно говоря, я не поверил в первые минуты и был в некотором шоке и смущении в последующем времени. Немного странно, что люди как будто ждут какого-то особого поведения человека, который оказывается победителем - хотят видеть "радость со слезами на глазах" или сумасшедший экстаз, что-то в этом роде. Мне же хотелось побыстрее куда-нибудь уйти. Это не из скромности, просто в такие пафосные моменты чувствую себя не в своей тарелке.
- Кто сыграл ключевую роль в вашем становлении как музыканта, как пианиста?
- Мне невероятно повезло с педагогами. Начал учиться у Алины Соркиной в киевской ДМШ №14. После ее отъезда за границу закончил 5-ю школу у Риты Семёновны Донской. А в десятилетке им. Н.Лысенко, консерватории и по сей день в аспирантуре занимаюсь у Валерия Козлова. Этим замечательным людям мои заслуги принадлежат не меньше, чем мне. Они дали мне колоссальное количество знаний, и я неимоверно благодарен им.
- Вы участвовали чуть ли не в двух десятках соревнований. Скажите, насколько сложно подготовить огромную программу трех туров, и чем вы руководствовались при ее выборе для последнего конкурса?
- Тут есть несколько компонентов: с одной стороны, хочется поставить в программу произведения, которые сейчас нравится играть, что-то новое. А с другой - то, что уже достаточно уверенно получается, "обыгранные" пьесы. Есть произведения хорошие, но, так сказать, "неконкурсные". Приходится выбирать достаточно эффектную музыку, но, по возможности, не сильно затасканную.
- Я слушала исполнение вами цикла М.Мусоргского "Картинки с выставки" около года назад в Большом зале Академии им. Чайковского. Вы играете, если можно так выразиться, расчетливо. Что чувствуете во время выступлений?
- На сцене должен быть некий баланс между расчётом и спонтанностью игры, потому что при перекосе в одну сторону получится "компьютерное исполнение", а в другом случае - хаос. Идеальный вариант - когда музыка "рождается на сцене". К этому хочется стремиться.
- Какой конкурс из пройденных запомнился наиболее ярко и чем?
- Почему-то, перебирая в памяти, вспомнил один из первых моих конкурсов, под Киевом в Ворзеле. Особо запомнилось, как дорога к зданию, где проходили прослушивания, шла от железнодорожной станции через лес. Там не было ни роялей, ни пианино для разыгрывания перед выступлением, и я "разыгрывался" на... бильярдном столе, обнаруженном в одной из комнат.
- Удивительная история, типично "наша"... Скажите, возникает ли общение с коллегами в конкурсном процессе? Вы слушаете выступления соперников?
- На конкурсе Рубинштейна я послушал вживую только Романа Лопатинского, своего соотечественника и хорошего знакомого, остальных слушал в записи, правда, не всех.
Общение было замечательным и с иностранцами из дальнего зарубежья, и с русскими - благо, о политике разговор не заходил (хотя я и ожидал напряжённых дискуссий на эти темы). Хотя, как правило, моменты "прохода-непрохода" в следующий тур делают общение менее непринуждённым.
- Как солист Национальной филармонии вы выступаете перед разными аудиториями. Каков, на ваш взгляд, нынешний уровень отечественной музыкальной аудитории?
- Наша публика ничем не уступает по уровню образованности любой другой. Как и во многих странах, среди людей в зале есть и профессионалы, и меломаны, и просто любопытствующие. Может быть, нам ещё предстоит перебороть аплодисменты между частями, разговоры по мобильному во время выступления, но здорово уже то, что в зал приходят те, кто десять лет назад слушал только эстраду.
- У вас есть какие-то стилевые предпочтения?
- Мне нравится и музыка трубадуров, и ars nova, и музыканты эпохи ренессанса, барокко. Хотя в игре чувствую себя наиболее комфортно в романтической музыке и в мире Равеля, Скрябина, Мессиана. С большим интересом слежу за современной музыкой, особенно украинской - для меня такие композиторы как Алексей Ретинский, Максим Шалыгин, Святослав Лунёв являют новую музыку Украины. Не упомянул Валентина Сильвестрова - считаю, он уже в истории как ключевое звено нашей композиторской школы, хотя он и не преподаёт.
- Сегодня в жизни Украины происходят важные события. А что, по-вашему, следует в первую очередь реформировать в отечественной культуре, чтобы не пасти задних в Европе?
- Нужно создать условия для того, чтобы музыканты оставались на родине. Чаще приглашать звёзд мирового масштаба для концертов, мастер-классов - слава Богу, в этом направлении уже есть сдвиги. Но мы по-прежнему не можем услышать в наших залах Андраша Шиффа, Мюррея Перайю, Анне-Софи Муттер, Даниэля Баренбойма... Хорошо бы, конечно, чтобы государство начало помогать фестивалям, таким как Chamber music session или "Изоляция", который лишился недавно своей базы в Донецке благодаря "миролюбивым ополченцам" из ДНР.
- После победы на конкурсе, должно быть, возрастает число предложений от зарубежных импресарио, фестивалей?
- Конкурс Рубинштейна даёт своим лауреатам определённое количество ангажементов как в Израиле, так и за рубежом - в Европе, Австралии, США. Надеюсь, что все эти концерты состоятся, но также я буду продолжать участвовать в программах Национальной филармонии Украины.
- Жизнь музыканта - это не только парадная конкурсная концертная сторона, но часто и какие-то курьезные моменты…
- По поводу конкурса Рубинштейна любопытно, что я подавал документы на него три раза и только в этом году был допущен "по бумагам" на первый тур. Конечно, документы были разной степени презентабельности в разные годы, но, возможно, это будет для кого-нибудь примером того, что "всему своё время".