Завершился ХХІ международный фестиваль «Музыкальные премьеры сезона». Программа оказалась чрезвычайно насыщенной. Заметен и интерес публики к этому фестивалю. Открылся форум юбилейным концертом камерного хора «Київ». А под занавес - подлинная сенсация: исполнение знаменитой фолк-оперы «Когда цветет папоротник» Евгения Станковича.
Славная история камерного хора «Київ», которому в декабре прошлого года исполнилось двадцать, это, собственно, музыкальная история первых десятилетий независимой Украины. Начало 1990-х - пламенная эйфория осознания собственной значимости, неподражаемости и великих планов на будущее, отмеченные Золотым дипломом на Первом конкурсе хоров им. Роберта Шумана в Цвиккау (Германия, 1992), рядом других наград, а также участием в зарубежных фестивалях разной музыки: авангардной, классической, старинной, духовной... Конец 1990-х - пора «сознательного конструктивизма», вылившаяся в основание руководителем хора Николаем Гобдичем ежегодного хор-феста «Золотоверхий Київ» (1997) и запуск еще двух проектов национального масштаба - «Библиотека хора «Київ» (первые издания хоровых партитур отечественных композиторов - от средневековья до современности, всего более двухсот наименований) и 39 компакт-дисков. Конец «нулевых» - это последний фестиваль «Золотоверхий Київ» (2009), сужение гастрольной географии (с 2001 года только - Польша, Венгрия, Россия), роковой отток кадров (фактически полное обновление состава), болезненный поиск новых форм «жизни в искусстве» и... фанатичное, просто-таки конвейерное исполнение практически всех новых сочинений Валентина Сильвестрова, написанных для хора… Которое иначе и не назовешь, как пение во спасение...
На открытии «Музыкальных премьер сезона» за двадцатилетний путь «Києва» отчитывались двадцатилетние вокалисты, карьера которых только начинается. И Николай Гобдич, вместе с молодежью отметивший собственное пятидесятилетие. Получился концерт-воспоминание - и концерт-драма... По традиции «Золотоверхого Києва» первый пункт программы - духовный концерт № 26 «К Тебі, Господи, воззову» Артемия Веделя - исполнили дружным антифоном четыре хора: герой праздника на сцене Колонного зала им. Лысенко, а мужская капелла им. Ревуцкого, хор «Павана» и хор «Анима» в трех секторах филармонического балкона.
Далее все тот же эксперимент «в стиле ретро». Увы, без былого исполнительского качества, но с постоянными «рокировками» певцов на сцене.
Неспетость нынешнего состава особенно чувствовалась в барочной музыке с яркими колоратурными распевами (партесный концерт № 8 «О тебі, отче Романе» Ивана Домарацкого) - репертуар XVIII века с мелодической «игрой в бисер», к сожалению, ныне не по силам не только Национальной опере Украины.
Больше повезло концерту № 24 «Пособивий, Господи, кроткому Давиду» Степана Дегтярева и двум премьерным исполнениям - «Господи, Боже наш» Виктора Степурко и «Четырем духовным песням» Валентина Сильвестрова.
Сочинение Степурко, апеллирующее к музыкальному импрессионизму ХХ века, начинается на высокой ноте солирующей скрипки (Мирослава Которович), которую вступающий затем хор (сопрановое соло Анны Зарецкой) «тянет» за собой вниз. Для отечественной традиции такую расстановку сил - инструментальное как «божественное» и вокальное как «земное» - сложно назвать типичной. Игра в «перетягивание» и «переманивание» в общем завершается полной гармонией и штилем - все оказываются там, где им и положено быть.
Музыка Степурко, будто театральный прожектор, высветила в новом хоровом произведении Валентина Сильвестрова не меньшую увлеченность «играми с прошлым». В «Отче наш» романтический пробег секвенций, чей финиш - тишина, «двойная фиксация» аккордов, испытание на прочность вполне ортодоксальной, псевдоклассицистской фактуры с подвижным верхом и вязким нижним регистром. Во второй «песне», «Богородице Діво», бодрые распевы постепенно превращаются в тень от самих себя, тогда как следующая затем «Херувимська пісня» парадоксальным образом и мелодией, и настроением отсылает к советской массовой песне - не бывает плохих или «вредных» жанров, бывает только плохая музыка, но сейчас речь не о ней.
Раз услышав, невозможно забыть и волевой рефрен из духовного концерта «Господи, Владико наш» Евгения Станковича, подкрепленный звучанием четырех хоров. Перемежаясь с игривыми фугато в духе синкопированных спиричуэлс, славильными колокольными перезвонами в хоровом исполнении, заглавная фраза - типичный для Станковича dictum, сначала уходит на второй план, но в финале возвращается, чтобы сказать свое заключительное слово еще тверже, увереннее и сильнее. Хотя слово это - все то же, никакие «бури и натиски» не повлияли на его изначальный смысл.
Второе отделение Гобдич начал без перерыва - чтобы публика прочувствовала репертуарный диапазон. Артисты взяли в руки бубны, сопилки, подключили фонограмму «звуков леса» - и завели «віночок українських народних пісень» в обработках Александра Яковчука, Ивана Небесного и менее известных авторов. С попыткой подражания народному танцу, «Пиккардийской терции» и птичьему пению.
Получилось быстро, слегка скомкано. Но в целом эффектно. Бить на эффект хору «Київ» и остается до тех пор, пока он, нынешний, по исполнительскому качеству не сможет дотянуться до себя же прежнего... Главное - не останавливаться...
***
Под занавес - фолк-опера Евгения Станковича «Когда цветет папоротник», написанная в 1978-м. И после генеральной репетиции тут же запрещенная. Тончайшая звуковая работа с национальными символами и мифами, опера-сон, закольцованная кинематографическая форма с дважды повторенным - в конце первой части и в финале - гимном «Благослови, Земле»...
Искать связный сюжет здесь не стоит: картинки Запорожской Сечи сменяет сцена «Тарас Бульба з синами», грандиозные купальские сцены - инкрустированные инструментальным письмом Станковича народные думы и гопаки.
Обычно плотно задействованный в каждом киевском фестивале дирижер Владимир Сиренко на этот раз для «Премьер» сделал только одну работу. Но то было историческое исполнение. Хор имени Веревки (его руководитель Анатолий Авдиевский находился в зале) виртуозно модулировал из академической манеры в фольклорную, меццо-сопрано Оксана Никитюк в который раз подтвердила особый статус своего голоса запредельным исполнением «Глибокий колодязю». Зал аплодировал стоя - минут двадцать.
О чем думал в это время Евгений Станкович (которого новоназначенный худрук «главного» музыкального театра страны Мирослав Скорик увез вместе с двумя спектаклями Национальной оперы во Львов)? Вряд ли это были радостные мысли. Мир перевернулся вверх дном. И даже гении бросили попытки что-то изменить.
Все-таки 33 года - это срок, за который можно многое успеть передумать...
***
Нет значимого движения в современной украинской музыке, которое бы не было представлено на «Премьерах-2011». Это то, чем по праву может гордиться музыкальный директор фестиваля композитор Игорь Щербаков.
В декабре прошлого года он был избран председателем Национального союза композиторов Украины, и нынешний, на редкость удачный фестиваль - его первая крупная работа на новом посту.
Щербаков не только хороший композитор, порядочный человек и волевой руководитель, умеющий и любящий сочинять, дружить, прощать и отдавать должное не только своим единомышленникам, но и оппонентам… На сегодняшний день он - самый молодой из председателей украинских творческих союзов. А потому с его приходом можно надеяться на создание нынче долгосрочной стратегии развития серьезной украинской музыки.
У Щербакова много планов. Например, возобновить регулярные концерты современной отечественной музыки в зале Союза. Для чего к осени он планирует оборудовать «инфраструктуру» зала - отремонтировать лестницу, обустроить гардероб. Столичное фестивальное движение также нуждается в реформировании. По мнению нового председателя союза, «КиївМузикФест» непременно нужно дотянуть до статуса настоящего международного фестиваля - с жестким отбором музыки и исполнителей, участием действительно крупных фигур.
А «Музыкальные премьеры сезона» с помощью регулярных «пленумных» концертов, рассредоточенных по всему календарному году, освободить от непосильной ноши исполнения всего-всего, что за последний год написали киевские композиторы.
Если для этого будет создана единая дирекция и обеспечено государственное финансированние, нет ничего невозможного.
Но, собственно, и фестиваль этого года вовсе не был похож на обычный «пленум». Хоровые открытие и закрытие стали крупными событиями, а не обычными отчетными концертами. Большинство программ формировал не оргкомитет «в целом», а кураторы отдельных проектов, поэтому мероприятия получились настолько интересными и настолько же разными.
Свою линию продолжает вести лучший специалист в украинской электронной музыке композитор Алла Загайкевич. С прошлого года ее «Элекстроакустика» осваивает новую территорию - выставочный зал Института проблем современного искусства. Своя многочисленная публика у деловито-активного, идейно независимого ансамбля Nostri Temporis. Их «Маленькие трагедии» сложились из игры смычками по пенопласту, подбрасывания светящихся шариков, танцев вокруг самовара и всего прочего. Жизнь состоит из разных звуков, и все они - музыка. Высокую исполнительскую планку держит ансамбль «Рикошет». Помимо завсегдатая столичных музыкальных парадов «Киевской камераты», организаторам нынешних «Премьер» каким-то чудом удалось соблазнить и привлечь «Киевских солистов», а вместе с ними - дирижера Сергея Протопопова. Вряд ли этот прекрасный сдвиг обошелся без участия новоназначенного главного дирижера «Киевских солистов» Владимира Сиренко, за что ему большое спасибо.
Во время фестиваля как-то особенно сильно чувствовались перекрестные связи - всех со всеми. На Международной научно-практической конференции «Композитор и современное исполнительское искусство» не только музыковеды говорили о композиторах, но и композиторы об исполнителях, а исполнители - об инструментах, исполнителях и музыковедах. Лучшее окончание удачного фестиваля трудно придумать.