UA / RU
Поддержать ZN.ua

Окольцованы Вагнером

Конец театрального сезона 2013/2014 Венская государственная опера отметила исполнением полного цикла "Кольца нибелунга" Р.Вагнера.

Автор: Анна Ставиченко

Конец театрального сезона 2013/2014 Венская государственная опера отметила исполнением полного цикла "Кольца нибелунга" Р.Вагнера. Решение Wiener Staatsoper показать вагнеровский цикл летом, да еще и параллельно с премьерой оперы "Приключения лисички-плутовки" Л.Яначека в версии Отто Шенка, не только в очередной раз доказало огромный потенциал театра, но и поставило его в ряд основных музыкальных событий этого лета - прежде всего Зальцбургского фестиваля и Opernfestspiele в Мюнхене.

Возможность посмотреть все четыре части "Кольца нибелунга" как единое произведение, расписанное, как правило, на шесть-семь дней (в Вене цикл представляли в течение 11-дневного периода) каждый раз является поводом для ажиотажа в среде опероманов, не говоря уже о вагнерианцах. Ведь исполнение "Кольца" требует колоссального напряжения сил всей труппы - от солистов и оркестра до костюмеров и работников сцены.

До этой постановки тетралогия целиком не шла в Wiener Staatsoper пятнадцать лет. Премьеры новых версий четырех опер "Кольца" проходили в Вене с 2007-го по 2009 год, а в мае 2009-го цикл показали полностью. Разумеется, все "Кольцо" было торжественно представлено и в 2013-м, в год 200-летия Вагнера - тогда "Гибель богов", завершающая часть тетралогии, прозвучала 22 мая, в день рождения композитора. Постановку, которая имеет все шансы стать хрестоматийной для мировой вагнерианы и уже является самым известным проектом Венской государственной оперы последних лет, решили показать и в 2014 году. Причем двумя циклами, показанными с разницей в несколько недель и с вариациями в исполнительском составе, который за годы жизни нового венского "Кольца" к нынешнему лету отшлифовался до совершенства.

Постановка "Кольца нибелунга" реализована Свеном-Эриком Бехтольфом, режиссером, актером и нынешним директором секции драматического театра Зальцбургского фестиваля, который с 2015-го по
2017 год будет фестивальным интендантом, а также супружеским и творческим тандемом Рольфом (сценография) и Марианной (костюмы) Глиттенберг.

Их постановка - это очень грамотное вчитывание в партитуру. Мифология "Кольца нибелунга" не скована конкретизацией места и времени, при этом она современна по образности и, насколько это в принципе возможно в случае с Вагнером, понятна даже не самому подготовленному зрителю. Ведь все персонажи на своих местах, на сцене происходит то, что предписано в партитуре.

Не перегруженная побочными режиссерскими репликами и целыми параллельными и не всегда уместными сюжетами, которыми так богата современная оперная режиссура, постановка производит весьма необычный эффект. По окончании каждой из четырех опер и цикла в целом трудно воспроизвести в памяти режиссерский текст сам по себе (в отличие, например, от недавнего мюнхенского "Кольца" в постановке Андреаса Кригенбурга, где режиссерская история, пусть и искусно вшитая в историю композиторскую, являет собой вполне самостоятельный смысловой и сюжетный пласт).

В венском "Кольце" на первом плане все-таки Вагнер, а не Бехтольф, и это ощущается как принципиальная позиция режиссера. Конечно, есть отдельные яркие находки, особенно в тех эпизодах "Кольца", которые всегда требуют от постановщика особой творческой виртуозности. Как, например, завершение "Валькирии", когда Брунгильду окружает огненное кольцо, или сцена Зигфрида со змием Фафнером. Оба эпизода удачно решены с помощью видеопроекций дуэта fettFilm, который, кстати, отвечал за видео в донецком "Летучем Голландце" Мары Курочки. В самом конце "Валькирии" огонь постепенно захватывает окружающие сцену стены-экраны, образуя зрелище, которое своей красотой и масштабом производит гипнотизирующее действие.

Когда занавес уже был опущен, зал на несколько мгновений охватила тишина, которая, прежде чем разорваться аплодисментами, была нарушена несколькими возгласами "Красиво!", "Потрясающе!" В "Зигфриде", в одной из самых технически сложных сцен всего цикла Фафнер посредством видео показан как "живой" многометровый глаз чудовищной рептилии, которую герой сражает своим волшебным мечом.

В целом же эта постановка 16-часовой вагнеровской тетралогии очень талантлива в простоте и чистоте концепции. Все дело в ее необыкновенной музыкальности (примат музыки для Бехтольфа в свое время привел к конфликту режиссера с Йоном Холендером, до 2010 года - интендантом Венской государственной оперы. Бехтольф был возмущен постоянной заменой певцов в постановке, которые, по его мнению, просто не успевали "впеться" в свои роли. Режиссер даже хотел убрать свое имя с афиш). Там, где в музыке происходит достаточно событий, действие на сцене довольно сдержанно и позволяет полностью сконцентрироваться на знаменитой "бесконечной мелодии" Вагнера у певцов и оркестра. Там же, где музыка требует активной сценической транскрипции, режиссер, чтобы не снижать общий темп действия, ловко переводит основной поток зрительского внимания с музыки на сценографию и мизансцены. В особенности это ценно в "Зигфриде": третья часть цикла известна своими затянутыми сценами. Бехтольфу же удалось представить "Зигфрида" как динамичное и красочное произведение, без его характерных "провалов".

Важную роль в осуществлении цельности, а также визуальной красоты постановки играют костюмы Марианны Глиттенберг. Бехтольф сотрудничает с художницей (равно как и с ее мужем-сценографом) не первый год, в частности в Вене - в декабре 2012 года Wiener Staatsoper представила их совместную "Ариадну на Наксосе" Рихарда Штрауса.

Как и в "Ариадне", костюмы "Кольца" отличаются какой-то новой театральностью - той, которая пришла из театра в высокую моду, а оттуда вернулась в свет рампы. Благодаря этому достигаются столь выигрышная "не-нафталинность" образов и их безусловная эффектность. Но заслуга художницы не только в этом: Глиттенберг своими костюмами помогает раскрыться характерам героев и указывает на их функцию в фабуле. Например, накидка Фрики, украшенная перьями, без рукавов, на жесткой основе и потому сковывающая движения, демонстрирует власть героини, от которой часто страдают другие герои тетралогии и она сама. Или голубые приталенные платья валькирий, которые в сочетании с черными портупеями и грубой обувью придают воительницам женственный, но одновременно доблестный вид. Есть здесь и "тематические" связи между разными героями - так, серое платье Зиглинды оторочено мехом точно так же, как и одежда ненавистного ей мужа Хундинга, от рук которого погибает ее возлюбленный Зигмунд. Жизнь с тираном Хундингом предполагала полную покорность и "обесцвечивание" личности героини.

Значимость венской постановки в разы повысилась благодаря уникальному составу приглашенных солистов, задействованных в летнем цикле. Первая в этом блистательном списке - величайшая вагнеровская сопрано современности шведка Нина Стемме, исполнившая партию Брунгильды в "Валькирии", "Зигфриде" и "Гибели богов" (во вступительной части тетралогии - Предвечерьи "Золото Рейна" - главная героиня еще не появляется). Помимо безупречного владения вагнеровской манерой пения, Стемме принадлежит к тому типу певцов, чье появление в постановке в силу огромной артистической воли способно открыть в ней новые грани. Исключительное прочтение получила "Гибель богов": в интерпретации Стемме опера звучала практически как моно-высказывание, все остальные персонажи лишь расставляли акценты в глубокой индивидуальной трагедии Брунгильды. В последней сцене оперы и всей тетралогии Стемме-Брунгильда, стоя одна на сцене, наделила знаменитое соло чертами камерности, жуткой и чарующей одновременно. Вся четырехдневная героическая история с ее убийствами, чудовищами, жаждой обладания проклятым кольцом и всемирной властью вмиг сфокусировалась на благородной преданности главной героини и ее жертвенном подвиге. Одна, на фоне погибающей в пламени Валгаллы, готовая в следующий момент погибнуть вместе с ней - Стемме вслед за Вагнером провела знак равенства между трагедий преданной любви и трагедией гибели богов.

Еще одно знаменитое имя на афише - американский тенор Стивен Гулд, который считается одним из лучших исполнителей партии Зигфрида в мире. Хотя Гулд и Стемме поют вместе не впервые (в частности, их дуэт уже сложился в "Тристане и Изольде", в этой опере герои снова встретятся в следующем сезоне на сцене Лондонской Королевской оперы), Гулд при бесспорно хороших вокальных данных все еще остается в тени прославленной партнерши.

Среди лучших певцов постановки - эстонский бас Айн Ангер в партии Фафнера и Хундинга с мощнейшим отлично поставленным голосом, польский бас-баритон Томаш Конечный (ранее пел в этой постановке партию Альбериха, а теперь Вотана и Странника), которому, несмотря на молодой для этой роли возраст - 42 года - удалось создать очень убедительный образ верховного бога.

"Неровной" оказалась Элизабет Кульман в партии Фрики: вокально и артистически скованная в "Золоте Рейна", она неожиданно раскрылась в "Валькирии" чистейшим голосом и полным соответствием образу. Среди валькирий в этот раз было две украинки - меццо-сопрано Зоряна Кушплер, которая с 2007 года является солисткой Венской государственной оперы, а также активно концертирует по всей Европе со своей сестрой-близнецом Еленой в качестве пианистки, и сопрано Ольга Бессмертная, чья карьера на Западе после победы на нескольких международных конкурсах уверенно идет в гору (дебютировала в Wiener Staatsoper в 2012 году). Зоряна Кушплер также исполнила роль Первой Норны в "Гибели богов". В этой партии украинка кроме густой звучности своего голоса продемонстрировала и великолепную управляемость вибрато, крайне важную при пении Вагнера. Из славянских певиц стоит отметить и российскую меццо Алису Колосову, которая исполнением партии Флосхильды завершила свой трехлетний контракт в Венской государственной опере. Богатый обертонами тембр, прекрасное интонирование вместе с первоклассными актерскими способностями - все говорит о том, что совсем скоро мы услышим Колосову в более масштабных партиях.

Во втором венском цикле "Кольца", который и завершил сезон, можно было наблюдать, как по-разному может звучать Вагнер под управлением разных дирижеров (всем первым циклом дирижировал британец Джеффри Тейт). И дело не только в конкретных музыкантах, но и в смене поколений: "Золотом Рейна", "Зигфридом" и "Гибелью богов" дирижировал венгр Адам Фишер, давным-давно признанный мэтр, известный интерпретатор Гайдна, основатель Вагнеровского фестиваля в Будапеште. "Валькирией" же управлял 34-летний немец Корнелиус Майстер, который прошлым летом вызвал фурор, дирижируя всем "Кольцом" в Национальной опере Латвии.

У Фишера встречались технические погрешности (что всегда особенно неприятно слышать в первых же тактах Vorspiel к "Золоту Рейна"), оркестр под его управлением хуже взаимодействовал с вокалистами. В то же время Майстер совершенно очаровал венскую публику идеальной нюансировкой и хорошим ансамблем.

Но кардинальное отличие между двумя дирижерами, чье участие в одной постановке поставило их в условия некоего соревнования, заключалось в той энергии, которой дирижеры способны наполнить титаническую партитуру Вагнера.