В американском штате Нью-Джерси в знаменитом музее Зиммерли открылась резонансная выставка "Второй одесский авангард. Город и миф". Заокеанские арт-ценители открывают для себя интереснейшее художественное явление, начавшее формироваться еще в середине ХХ в.
Музей Зиммерли с его десятками тысяч уникальных экспонатов (от произведений доколумбовой эпохи и до искусства наших дней) целиком создан на благотворительной основе как дары его выпускников. Или взять всемирно известные театры и музеи Нью-Йорка. Их создание осуществлялось, прежде всего, за счет средств и усилий меценатов.
В открытии украинской выставки участвовали многие одесситы, проживающие в настоящее время в США: коллекционеры Светлана и Евгений Калинские, Анатолий и Полина Глузман, профессор архитектуры Игорь Бесчастнов, художники Люсьен Дульфан и Ной Волков, президент одесской общины Нью-Йорка Валерий Савинкин. В числе гостей был и "живой классик" - создатель соц-арта Виталий Комар. В общении с ними и американскими искусствоведами особенно остро чувствовалось, что традиции культуры нашего города живы, сохраняют индивидуальность и добавляют новые страницы к одесскому мифу…
Собственно, о "мифе". В 60-70-е гг. ХХ в. многие молодые авторы противостояли прессингу государства, что привело к возникновению в Москве, Ленинграде и Одессе групп художников, не согласных с такой практикой и получивших название "нонконформисты". Попытки выйти за пределы социалистического реализма далеко не всегда сводились к политическому диссидентству. Многие авторы, особенно одесситы, такие как Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, Виктор Маринюк, Валерий Басанец и др., ставили перед собой, прежде всего, творческие задачи создания наиболее современных способов отражения мира.
Впоследствии это движение было названо "второй авангард". Что напоминает о "первом", возникшем в начале прошлого века.
К счастью, официальным попыткам замолчать творчество нонконформистов противостояли их друзья (в Одессе - В.Сальников, В.Асриев и др.), проводившие выставки у себя дома (т.н. "квартирные выставки"); первые частные коллекционеры, приобретавшие их работы. Все эти энтузиасты понимали, что рядом с ними возникает новое искусство!
Среди покупателей выделялся американский профессор Нортон Додж. Он приехал в СССР в конце 50-х для подготовки диссертации и продолжения научной деятельности. Заинтересовался искусством нонконформистов и стал приобретать их работы, в том числе и в Одессе.
В 70-х Нортон начал проводить выставки нового неофициального советского искусства в США. За это время он приобрел более 20 тыс. произведений около тысячи авторов! (Это крупнейшая коллекция советского нонконформистского искусства в мире).
О Додже ходят многочисленные легенды: о его экспертах и посредниках, побывавших в различных городах СССР для отбора будущих приобретений; о поисках запрещенных художников и контактах с ними. И это - несмотря на постоянную слежку. До сих пор можно только догадываться о методах вывоза за рубеж такого количества произведений, за хранение каждого из которых обычный советский гражданин имел бы большие неприятности…
В 1995 г. Нортон и его жена Нэнси Додж подарили значительную часть своей огромной коллекции советских художников самому большому университетскому музею США - Зиммерли. С того момента началась новая история уникальных произведений: тщательное изучение, атрибутирование, каталогизация и, конечно же, включение в музейную экспозицию.
Задача музеефикации упрощалась тем, что многие художники и коллекционеры - участники движения нонконформистов во время перестройки и в последующие годы начали совершать визиты в США, а многие из них переехали туда насовсем.
На первом этапе активное включение экспонатов из коллекции Нортона Доджа в музейную экспозицию не коснулось ее одесской части. Это было связано, в первую очередь, с подавляющим влиянием москвичей и ленинградцев, у которых, еще во времена деятельности Доджа в Москве, были с ним тесные контакты, и сразу же после падения "железного занавеса" они восстановили былые связи, но уже находясь в США. Поэтому, даже несмотря на высокую художественную и историческую ценность произведений из Одессы, они, почти забытые, хранились в запасниках музея.
Но время шло. Новое независимое государство развивалось, и все чаще в Ратгерском университете появлялись аспиранты из Украины, среди них - выпускница Киево-Могилянской академии, аспирант программы "История искусства" Елена Мартынюк. Время изучения второго одесского авангарда пришло в 2009-м, когда Мартынюк заинтересовалась украинским нонконформизмом и через два года приехала в Одессу для знакомства с местными художниками и изучения информации, собранной в городском музее современного искусства.
К этому времени музей полностью сформировал хорошо проработанный раздел, посвященный нонконформизму и творчеству его участников. В нем был создан и существует поныне отдельный зал предшественника нонконформизма, первого абстракциониста в советской Одессе, поэта и диссидента Олега Соколова. Визитной карточкой музея стали залы, реконструирующие квартирные выставки одесских нонконформистов и легендарную "Заборную выставку" у оперного театра художников В.Хруща и С.Сычева - первую несанкционированную художественную акцию в СССР.
Знакомство с нашим музеем и встречи с одесскими художниками произвели на Е.Мартынюк большое впечатление, выразившееся в желании сконцентрировать свои научные интересы на творчестве нонконформистов Украины. С этого времени начались контакты сотрудников музея современного искусства и музея Зиммерли - по изучению одесской части коллекции.
Потребовалось около трех лет, чтобы идея возвращения к зрителю незаслуженно забытого искусства и создания большой выставки произведений одесских художников была воплощена в жизнь. Этот факт закономерен и глубоко символичен. Одесса, наряду с Москвой и Питером, всегда была центром новых идей, окном во внешний мир - как во времена Российской империи, так и Советского Союза, и независимой Украины. Эту известную нам истину отмечали во время торжественного открытия выставки также и американские искусствоведы, подчеркивая, что многоликая Одесса беспрерывно генерирует мифы о самой себе, размывая границы между реальностью и воображением. Город гордится своим особенным статусом и духом, вдохновляя многие поколения живших и творивших здесь художников.
Эти составляющие творчества одесситов наглядно видны в их произведениях на выставке и доказывают, насколько оно органично для культуры Одессы, ее истории и мифов. Ведь творчество известных представителей второго одесского авангарда - О.Соколова и Л.Ястреб, А.Ануфриева и В.Маринюка, В.Наумца и В.Сазонова, а также их наследников - концептуалистов С.Ануфриева и Ю.Лейдермана - опытный взгляд всегда отличит от произведений коллег из Москвы и Питера. В их работах нет политизированности и намеренного сгущения социальных проблем. Религиозность глубоко задумчивая, а не надрывно пафосная. Они ироничны, тактичны и камерны. Даже в экспрессивных произведениях форма пластична, а краски мягки, без резких контрастов.
Естественно, преподавателей университета, сотрудников музея Зиммерли, искусствоведов и многочисленных любителей живописи, принявших участие в церемонии открытия выставки, интересовало сегодняшнее состояние искусства Украины и, в частности, Одессы. Этому и была посвящена моя лекция.
В основной части выступления речь шла об истории образования одесского музея современного искусства и его коллекции, о том, что его миссии по сохранению, изучению и экспонированию произведений второго одесского авангарда не уделялось бы так много внимания, если бы не яркий пример деятельности Нортона Доджа и музея Зиммерли. Особый интерес, кроме информации о новом музее, многочисленные представители одесской диаспоры в Нью-Йорке проявили к развитию современного одесского модернизма как продолжению второго авангарда.
Их огромное удивление вызвал тот факт, что создание одесского музея было частной инициативой молодого бизнесмена. Насколько я понял, большинство американцев до сих пор воспринимают развитие музеев в странах бывшего Союза только как деятельность государства (и, следовательно, необыкновенно консервативную и отсталую), хотя в США и большинстве развитых стран это в значительной степени - движение прогрессивных граждан. Особенно это касается современного искусства, никогда не находившего поддержки в тоталитарных коррумпированных государствах со слабо развитой демократией.