UA / RU
Поддержать ZN.ua

Молодой театр: одной ногой в Евросоюзе

В Украине тоже должен быть свой самобытный национальный театр. Лишь тогда мы будем интересны другому миру.

Автор: Екатерина Константинова

На этой неделе в Киевском Молодом театре открылся очередной сезон, позиционируемый коллективом как "юбилейный". В планах театра - немецкая классика и современные украинские пьесы, большой театральный фестиваль и вечер современной украинской поэзии, посвященный 200-летию Тараса Шевченко.

Годом рождения этого (тогда еще Молодежного) театра считается 1979-й. А чуть раньше, в 1978 году, с высокой партийной трибуны коммунисты решили улучшить культурное обслуживание населения столицы и постановили создать в Киеве новый молодежный театр. В театре работали и работают замечательные мастера. Год назад совершилась бархатная "эволюция". Станислав Моисеев - прежний худрук, сделавший этот театр знаковым, - стал руководителем франковцев. А коллектив возглавил успешный режиссер Андрей Билоус, чьи спектакли не раз становились хитами и в Киеве, и за его пределами.

На днях театр обнародовал свои перспективные планы. И на новый сезон, и на ближайшее будущее.

По мнению худрука, этот театр, уважая традиции и своих мастеров, также должен активно поддерживать поиски молодых актеров, режиссеров и драматургов, ибо само название этого театра к подобному направлению располагает. Один из таких шагов в новом сезоне - премьера 4 октября. Это спектакль по пьесе украинского драматурга Оксаны Савченко "І мені вже не цікаво, як ти там...", который поставит режиссер из Лондона Кэролайн Стейнбейс. В конце прошлого сезона она приезжала в Киев на "смотрины". Провела кастинг. И с начала сентября приступила к активным репетициям. Пьеса Савченко - о современных украинских реалиях. Судя по всему, режиссер предполагает жанр комедии (хотя, возможна и трагикомедия). В одной из главных ролей - активно занятый в репертуаре молодой актер Марк Дробот.

И еще один привет "из Лондона с любовью". На этой же сцене. В конце сентября Молодой принимает проект британской компании "1927" под названием "Животные и дети захватили улицы". Лондонская театральная компания была создана восемь лет назад Сьюзан Андрейд и Полом Бэрритом. Позже к ним присоединились Эсме Эпплтон и Лиллиан Хенли. Эти четверо занимаются инновационными проектами. В частности, "Животные и дети…" - это целый парад аттракционов: музыка, элементы анимации, сюрреалистические сцены. Некоторые английские критики уже успели сравнить эту сценическую историю с опытами самого Тима Бартона!

Худрук Молодого театра считает, что подобные проекты и эксперименты взаимовыгодны и очень ценны, ибо позволяют украинскому зрителю увидеть европейские опыты в современном театре.

- Андрей Федорович, сегодня многие наши театралы завороженно смотрят в сторону "европейского театра". Хотят его "пересадить" на нашу почву? Как вы к этому относитесь? Что для вас - "европейский театр"? Следует ли считать столь тесное сотрудничество с британцами неким демонстративным шагом в театральный "Евросоюз"?

- Европейский театр - это всегда очень интересно и очень качественно. Но все-таки это "продукт" культуры, если можно так сказать, непосредственно самой Европы. Разные художники создавали европейский театр на своей почве, исходя из своих мировоззрений, верований, культурных традиций. И то, что они создали, часто - прекрасно. Но ведь и Япония создала свой театр. И в Индии есть свой театр.

Так вот и в Украине тоже должен быть свой самобытный национальный театр. Лишь тогда мы будем интересны другому миру. А если начнем "мавпувати" успешные находки европейских театров (режиссеров), то, увы, можем потерять и свое лицо. А нового не обретем. Будем вторичными в своей театральной природе. Конечно же, мы не должны отгораживаться от большого мира, а видеть и впитывать то лучшее, что происходит вокруг. Но впитывать и осмыслять, а не сканировать. Ведь театр - это не автомобиль и не айфон, который можно купить там, а затем пользоваться им здесь, в Украине.

- В прошлом сезоне на базе вашего театра проходил второй Всеукраинский фестиваль молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса. Каков итог? Будет ли эта работа продолжаться в будущем?

- Да, прошел уже второй по счету фестиваль молодой режиссуры. На первом фестивале я был в жюри. Второй фестиваль мы организовывали на базе Молодого совместно с Центром Курбаса.

Мне кажется, что это очень важный проект для театральной Украины. Почему? Потому что здесь, в Киеве, имеем возможность увидеть молодых режиссеров, которые могли бы развиваться в любом театре Украины. Мы отсматриваем спектакли из разных городов страны.

На первом фестивале молодой режиссуры (еще в Белой Церкви) я открыл для себя Антона Романова из Симферополя. Он убедил меня своим спектаклем "Глаза голубой собаки". Впоследствии Антон поставил оригинальную редакцию Маркеса уже в нашем Молодом театре. Спектакль "Неймовірна історія кохання" у нас идет по 3-4 раза в месяц. При полных аншлагах.

Еще я увидел на фестивале спектакль Стаса Жиркова из Киева. И тоже пригласил его в наш театр. Он поставил "Любовь людей" (пьеса Дмитрия Богославского). И на мой взгляд, эта постановка стала событием для нашего коллектива. Многие актеры "зазвучали", раскрылись по-новому.

Надеюсь, фестиваль молодой режиссуры будет жить. Мы надеемся расширить его формат. Рабочее название – "Молодий театр. Молодий фестиваль". Хотим, чтобы в рамках этого фестиваля были презентованы лучшие не только режиссерские работы молодых, но и актерские. Чтобы молодежь заявляла в нашей фестивальной афише и интересные инновационные театральные проекты. Конечно, нужна помощь государства. И на самом деле, это такие копейки, о которых даже стыдно говорить. Для масштабов государства это сущая чепуха. И все же любое важное дело требует средств. И усилий.

***

И еще один громкий проект, который анонсируют в новом сезоне - "Молодой театр. Молодая поэзия". В основе - идея "переклички времен": ранняя поэзия Шевченко и стихи молодых украинских поэтов начала XXI века. По мнению Андрея Билоуса, "чтобы расслышать Шевченко, мы должны услышать и наше время". Какие конкретно поэты будут приглашены на этот вечер, театр пока не афиширует. Но сценарный ход вечера состоит в следующем: молодые актеры Молодого читают романтические стихи раннего Тараса Григорьевича и приглашают на сцену наших поэтов-современников уже со своими стихами. Таким образом, очевидно, будет реализована идея о преемственности… Премьера проекта запланирована на март, когда будет широко отмечаться 200-летие со дня рождения великого Кобзаря.