UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мистификация, потрясшая Голливуд и Троещину

Художник заставил поверить в свой арт-перфоманс многих экспертов и близких друзей.

Автор: Екатерина Константинова

Украинский художник Михаил Алексеенко, названный экспертами ZN.UA среди главных арт-открытий 2017 года, рассказал о бабушкиной квартире, ставшей галереей, и о своем нашумевшем проекте "Hollywood - Troeshchyna".

Он живет на Троещине. В той самой бабушкиной квартире, которая и превратилась в галерею ("Квартира 14"), прославив молодого художника. Во всяком случае, в арт-пространстве Украины.

Михаил родился в Киеве. Обучался в НАОМА (мастерская станковой графики). Был участником многих выставок и проектов. В прошлом году получил Гран-при в рамках конкурса МУХи-2017 за проект "Hollywood - Troeshchyna".

Этот арт-проект предполагает интересную и авантюрную мистификацию: художник, находясь в Киеве, на Троещине, практически всех убедил, что "творит" художественный мир в вожделенном Голливуде. Срез его мистификации - географический, эстетический, сетевой, социокультурный. Но главное, что этот художник заставил поверить в свой арт-перфоманс многих экспертов и близких друзей.

Гран-при премии МУХи-2017 он получил с формулировкой: "Художник призывает задуматься о непомерном влиянии социальных сетей на жизнь современного человека".

С чего начинается родина?

- В связи с проектом "Hollywood - Troeshchyna" я вначале придумал миф, - рассказывает ZN.UA художник Михаил Алексеенко. - Всем сказал, что еду работать в Голливуд. Ведь многие знают, что работал там декоратором, делал раскадровки.

Уже потом в рамках затеянного проекта появились некие персонажи - Федор и Борис. Это аббревиатура ФБ, некие "эмигранты" из Уфы.

Мне было интересно, как друзья будут относиться к тому, что по легенде я еду работать на русских эмигрантов…

Подготовка проекта тянулась два месяца. Я придумывал разные истории: почему еще не уехал? Но на самом деле мне нужно было накопить денег, чтобы месяц просидеть дома за компьютером.

А потом началась активная стадия. Я распечатал билеты, закрылся дома на месяц. Компьютера мне было достаточно.

Я гулял по Google Maps, изучал местность, изменил часовой пояс. Отвечал на комменты только когда в "Лос-Анджелесе" у меня был "перерыв" на работе.

Друзья мне даже заказывали подарки. Под конец "путешествия" я замаскировался и пошел на троещинский рынок. И практически все, что мне заказали, нашел за минимальный бюджет.

Хотя кроссовки New Balance стоят дорого, поэтому пришлось купить на Троещине тапки, покрасить их и сделать ребрендинг.

Все поверили в эту мистификацию. Лишь один человек сказал, что одно фото похоже на фотообои.

В Украине Facebook - доверительная площадка и значимый ресурс, заменивший недостаток пространства, где все могло бы происходить публично.

А вот когда я уже "вернулся из Лос-Анджелеса", то устроил большую тусовку. Мы общались часа два, я рассказывал о своих приключениях, которые основывались на правдивых вещах.

Потом сообщил, что параллельно снял фильм о путешествии. И показал такой фильм, в котором постепенно я разоблачался. В титрах этого фильма были все, кто взаимодействовал со мной во время проекта, ставил лайки, писал комментарии.

А фейк ли это?

- Проект "Hollywood - Troeshchyna" - это уже клише. Я порою и сам верил, что нахожусь в Лос-Анджелесе. Когда только начинал, то думал, что стою выше над этим и контролирую ситуацию целиком.

А потом понял, что даже собственный мозг очень легко убедить в обратном, когда месяц "висишь" в Google Maps.

Я пережил все эмоции, которые переживает человек во время подобной "поездки". Начиная от поиска паспорта… А потом, когда "уехал", то действительно хотел домой, в Украину.

Я много узнал о Лос-Анджелесе. И выяснил, что это не мой город. Он очень широкий, одноэтажный. Там высокая сейсмическая активность. Я же больше приверженец высотного урбанистического рая.

Да, часто мне закидывают "фейковость" проекта. Но я все равно искренне прожил это путешествие. Я был "там", но только не физически.

А во всех моих постах и не было упоминания о том, что я физически нахожусь там. Меня нет ни на одном фото, а уже сам зритель додумывал, что это было в Лос-Анджелесе.

В таком проекте есть художественный метод и есть свое художественное высказывание. У меня есть картинки скрин-шотов, есть целый художественный фильм об этом проекте.

Из каких вы будете?

- Как для киевского художника, мой "путь в искусстве" весьма стандартный. Я из семьи художников. Окончил Киевскую Национальную академию искусств в 2013 году. Работал учебным мастером в этой же академии.

А вот с 2013-го исчисляю свой путь как самостоятельного художника и связываю себя с современным искусством.

Академия для художника очень важна как база. Мыслить там тебя не научат. Это может сделать среда, общение внутри академии.

Один из первых моих проектов - открытое мероприятие во дворе художественного сквота "Хаят" под названием "Шара". На строительном заборе, которым обычно обносят дома перед реконструкцией или сносом, были развешены мои работы. Я только-только выпустился из Академии искусств. И каждый из пришедших, вооружившись зеленым стикером, мог зарезервировать себе две понравившиеся работы и в конце вечеринки забрать их совершенно безвозмездно, то есть "на шару".

Вот так все 300 работ - и ушли.

Кто остался в комнате?

- "Галерея 14" - художественно-экспериментальное пространство, созданное для децентрализации нашего художественного сообщества. Ну, и для привлечения местного зрителя. Как возникла эта идея?

В конце 2016 года я полгода жил на резиденции в Польше. И благодаря этому расстоянию смог по-другому посмотреть на свой район - на Троещину.

Скажу, что "до" этого я просто ненавидел этот район. Но тут повлияло расстояние.

И я понял, что за полгода очень часто вспоминаю Троещину. Начал многое анализировать, находил определенные плюсы проживания именно в этом районе. Вот в Польше активно развита децентрализация. Поэтому когда вернулся, то по-другому посмотрел и на бабушкину квартиру.

Моя бабушка умерла в 2009 году. С этого времени ее комната осталась полностью законсервированной. И я сам для себя начал анализировать: а почему я ничего не изменил в этом пространстве, в ее мире?

И мы совместно с художницей Мадлен Франко пришли к выводу, что бабушка очень много времени уделяла именно этой комнате. Постоянно внушала нам, что здесь ничего нельзя трогать. Очень бережно относилась к хрусталю, которого осталось достаточно много.

Эта квартира - как постсоветское наследство. Нельзя было вот так взять и отрезать весь этот исторический пласт.

Вот так мы и начали приглашать художников со своими проектами.

И первоначальной точкой отсчета для всех проектов была комната бабушки. Кардинально я там так ничего не менял. Естественно, что пространство несколько видоизменяется, исходя из требований того или иного проекта. Но в отличие от стандартной галереи, в "Квартиру 14" люди приезжают уже подготовленными, настроенными на общение.

"Квартире 14" - 1 год и 4 месяца. Реализовано уже семь проектов. И важный момент, что изначально мы себя позиционировали как единственный художественный центр на Троещине. Но людей приезжало все больше и больше. И потом о нас узнала Муниципальная галерея искусств.

Для меня Троещина - архитектурная утопия, где заложен огромный потенциал. Можно это местно децентрализировать и сделать нью-йоркским Бруклином.

Троещина - как самостоятельный город. Многие люди отсюда вообще не выезжают.

Но несмотря на это, художественных инициатив в районе недостаточно. А у нас была цель - децентрализовать процесс. Привлечь профессиональную публику, наладить взаимодействие с местными.

Сколько нужно для счастья?

- У художников эта тема - табу: где ты берешь деньги? Иногда складывается впечатление, что художники все такие блаженные.

Я никаких работ не продаю, занимаюсь тем, что умею.

Да, умею рисовать, знаю композицию, работаю время от времени в кино. Но это не приносит больших денег.

Но, с другой стороны, есть определенная независимость. Например, наша "Квартира 14" быстро обрела популярность.

Вообще есть определенные схемы развития художника. У многих мечта - музей, коллекция. А я вот только недавно определил, чем занимаюсь, чтобы как-то классифицировать себя в искусстве. И я называю это - "эстетика взаимодействия".

Что же касается рисунка, то рисую постоянно. Но не делаю из этого "проекты". А если это экспозиции, то они поданы под другим углом.

О чем мечтаете?

- В прошлом году мы сделали аукцион "Золотое мучение". Проект был нацелен на околопрофессиональную публику. У нас есть аукционный дом "Золотое сечение", а мы, в противовес ему, сделали абсурдный аукцион. Пригласили художников, они предоставили работы. И зрители, которые пришли, могли приобрести работу за самый лестный отзыв о художнике.

Это выстраивание совершенно других взаимоотношений художник-покупатель.

На ближайшее будущее запланировано около пяти проектов. Не пытаемся насадить свое мнение. Дескать, вот мы делаем современное искусство, а вы не шарите. На самом деле это все общий диалог.

Конечно, есть мечты о Музее современного искусства. И чтобы при таком музее была достаточно большая исследовательская группа, которая будет собирать и фиксировать те события, которые происходят в Украине сейчас.

Ведь существует очень много крутых проектов, которые делают киевские художники, и они мало кому известны даже в профессиональных кругах. Чтобы Украина была вписана в мировое искусство, нам необходим музей. Музей современного искусства даст огромный толчок и развитие.