UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто разозлил украинцев?

Портрет Януковича как повод для "маневра"

Автор: Ярослав Пидгора-Гвяздовский

На днях украинский киносоциум был взбудоражен очередным "скандальчиком". Связанным якобы с запретом демонстрировать в широком прокате премьерный альманах короткометражек "Украинские злые". Выдвигались "политические" версии. Позже продюсер и дистрибьютор Денис Иванов указал на проблему с авторскими правами.

Итак, что же случилось? И почему украинцев снова разозлили?

Исходные данные этой ситуации следующие. Первое. Альманах "Украинские злые" - это восемь короткометражных игровых фильмов, которые по формату и идее являются продолжением довольно нашумевшего в 2012-м году альманаха короткометражек "Украина, гудбай!".

Второе. Три из этих восьми фильмов являются частью "Украина, гудбай!" - цикла, выигравшего Первый конкурс кинопроектов Государственного агентства Украины по вопросам кино и им профинансированного (на 50%, вторую половину искали продюсеры - компания "Артхауз трафик", Владимир Тихий и Игорь Савиченко), а остальные пять фильмов созданы на собственные деньги продюсеров.

Третье. Всего в проект "Украина, гудбай!" входят 26 фильмов, но только 16 являются общей собственностью частных продюсеров и Госкино.

Четвертое. "Украинские злые" не являются отдельным проектом... Собственно, вот с этого четвертого и начался скандал.

В день премьеры альманаха, который в столичном кинотеатре "Жовтень" выходил в количестве аж (!) одной копии (цифровой носитель), на электронный адрес Госкино поступило письмо от дистрибьюторской компании "Артхауз трафик" о премьере "Украинские злые". В тот же день на сайте Госкино появился постер альманаха. По словам главы Госкино госпожи Екатерины Копыловой, она ничего не знала об этом проекте и попыталась все выяснить. И выяснила: по лицензионному договору от 11.10.2012 г. между компанией "Артхауз трафик" и Госкино значится только проект "Украина, гудбай!", но ни об "Украинских злых", ни о двух отдельных короткометражках из него - "Гамбург" Владимира Тихого и "Последний день" Анастасии Касиловой - нет ни единого слова и, соответственно, прокатного удостоверения. Об этом госпожа Копылова и сказала во время телефонного разговора с Денисом Ивановым (директором "Артхауз трафик").

Понимая свою правовую ошибку, на следующий день, 29-го марта, дистрибьютор снял альманах с проката, обещая позже выложить его в Интернете.

Этим бы инцидент и исчерпался. Если бы не шум, поднявшийся в печати. Масла в огонь подлила режиссер одного из фильмов проекта "Украина, гудбай!" Аксиния Курина, которая, комментируя ситуацию, причиной снятия "Украинских злых" с проката назвала эпизод из короткометражки Алены Алимовой "Красивая женщина", где с героиней, одинокой молодой библиотекаршей, заговаривает с рекламного плаката Виктор Янукович.

Метафоричность данного сюжета довольно богатая и неоднозначная. Возможно, намек на психопатологию украинских избирателей женского пола? Или на слишком большое внимание президента в частности и власти в целом к обычным гражданам (все помнят угрожающее предвыборное обещание президента "почути кожного")? Но это также может быть истолковано как кокетство президента как мужчины. По крайней мере, режиссер Алена Алимова описывает реакцию своих знакомых именно так...

Так или иначе, но версия "силового" снятия с проката альманаха (путем давления власти на Госкино, а Госкино - на дистрибьютора) привлекла к проекту больше внимания, чем можно было надеяться. Напомним, что альманах выходил в максимально узкий прокат.

Причем внимание это стало палкой о двух концах. С одной стороны, хорошо, что много людей заинтересовалось собственно альманахом - он заслуживает внимания и не заслуживает такого скупого, "однокопеечного" проката. А с другой - удивительно, что помидоры полетели в Госкино, превращая его в козла отпущения.

Более того. Этот не первый уже высосанный из пальца "скандал" снова заставляет концентрировать взгляд общественности на вершине "айсберга", скрывая таким образом его большую, главную часть...

Телом "айсберга" являются глубинные проблемы общества. Именно о них кричит альманах "Украинские злые", каждый фильм которого - о быте, психологических или духовных ужасах - навеян катастрофической статистикой последних лет, согласно которой половина населения страны желает уехать за границу и больше не возвращаться. Почему люди говорят Украине "гудбай"? Именно это и показывает альманах.

На уровне идеи, когда еще два года назад проект рассматривался на питчинге второго Одесского кинофестиваля, его обвиняли в пессимистической категоричности восклицательного знака в конце "прощания". Но не является ли категорически пессимистической ситуация с тотальным нежеланием украинцев жить дома?

Вопреки очевидному протесту авторов, заявленному уже в названии, и очевидному контрасту с "покращенням вже сьогодні", Госкино проект все же приняло и профинансировало. Это был прогрессивный шаг. И помидоры полетели уже с двух сторон: ничего хорошего об альманахе не говорили ни высокопоставленные чиновники, возмущенные отсутствием "покращення" в концепции, ни оппозиционеры, от которых, вероятно, и поступали на имя бывшего министра культуры письма - дескать, "обязательно посмотрите, как на украинские государственные деньги снимается антиукраинское кино".

Впрочем, альманах правдами и неправдами был завершен. Причем если Госкино "заказало" 16 короткометражек, создатели пошли еще дальше и исключительно на собственные деньги сняли еще 10 фильмов. И это уже было не столько риском, сколько идеалистическим геройством, о чем, опосредованно описывая снятие альманаха с проката, сказал Денис Иванов: "...Предыдущий проект показал, что зрители не ломятся смотреть фильмы в кинотеатре...". Этим фактически он показал и вторую проблему, еще один признак "айсберга": люди не ходят смотреть серьезное, не развлекательное кино в кинотеатры и не хотят ревизии своей жизни, получая картинку социального ужаса из собственного существования и телевизора. А это в свою очередь демонстрирует неспособность зрителя к рефлексиям - справедливой оценке собственного бытия и соответствующей реакции, чтобы его изменить.

Депрессия и отчаяние, воцарившиеся в обществе, - знаковые очертания скрытого айсберга. Слишком мрачные и эфемерные, чтобы о них говорить серьезно? А народу "серьезно" и не очень надо. Поэтому множатся мелочные скандальчики. Склеенные из россказней, они легко абсорбируются организмом, обессиленным господствующими признаками "айсберга".

На Госкино (так неожиданно обновившееся три года назад) такие скандальчики паразитируют. Как говорит Денис Иванов, там скандалы могут возникать каждую неделю. То ли по поводу проекта "Украина, гудбай!", за который все время доставалось на орехи, то ли по поводу неподписания новым министром культуры предыдущего конкурса Госкино (по смешной причине отсутствия всех документов всего министерства), то ли по поводу демарша Союза кинематографистов, потребовавшего создания нового Экспертного совета при Госкино и восстановления советской системы производства фильмов исключительно государственными киностудиями. Или, еще раньше, по поводу скандального выхода из той же Экспертной комиссии двух ее членов и грубого искажения ими фактов в печати.

А были еще скандалы с "возможными" запретами фильмов "Матч" и "Август. Восьмого", а в самом начале - со справедливым, но не окончательным отказом выдать прокатное удостоверение фильму "Мы из будущего-2".

Но на самом деле могло обойтись без скандалов, если бы была полная осведомленность. Если бы историю (внутреннюю) о недоразумении между дистрибьютором и Госкино (которое легко устранили) не раздули до масштабов гуцульского костра. Если бы СМИ обращались за комментариями к главным действующим лицам.

Если бы... Пока же, для спасения доброго имени всех вовлеченных в скандальчик лиц, ситуацию можно повернуть (и поворачивают) таким образом, чтобы это воспринималось как экстремальный, но довольно успешный рекламный ход компании "Артхауз трафик"... Которая креативно, как и положено, придумала пиар-ход для раскрутки своего отнюдь не коммерческого альманаха "Украинские злые". Потому что главным во всем этом рейвахе остается вопрос: кто бы в здравом уме стал запрещать фильм, который выходит только в одном кинотеатре, в одном зале на 25 мест?!