UA / RU
Поддержать ZN.ua

Короткие метры новой "волны"

Четыре скромных "коротких метра" на огромном экране "Кінопалацу" - еще не диагноз и не радужная надежда для отечественного кинопрокатчика. Эти премьеры, скорее, дают только допуск иллюзорного позитива.

Автор: Лесь Ильенко

В столичном "Кінопалаці" презентовали четыре короткометражных кинодебюта за государственный счет. Молодые украинские кинорежиссеры представили свои произведения: "Не менше 50 кг", "Помин", "Перший крок у хмарах", "Алкоголічка". Все четыре короткометражки стали победителями Третьего открытого конкурса кинопроектов под патронатом Госкино Украины.

Четыре скромных "коротких метра" на огромном экране "Кінопалацу" (где традиционно "Люди Х" отрывают компьютерные головы таким же "Людям Y" в американских блокбастерах) - еще не диагноз и не радужная надежда для отечественного кинопрокатчика. Эти премьеры, скорее, дают только допуск иллюзорного позитива. Действительно, а вдруг после этих короткометражек тот или иной режиссер найдет финансирование, физические силы и творческий энтузиазм, чтобы в ближайшем будущем развернуться с каким-нибудь полноценным прокатным проектом?

При всей разности ученических кинопочерков, при робкой режиссерской поступи в большой мир кино все же есть общее между четырьмя "метрами" от режиссеров Марины Артаменко, Ирины Цилык, Алины Горловой и Юлии Гонтарук. Не случайное совпадение: все четыре режиссера - молодые красивые девушки! И, возможно, именно по этой причине в их различных четырех историях чуть больше Любви (к жизни и к людям), нежели отвращения к оной, на что чаще способны некоторые молодые режиссеры-мужчины, справедливо выставляющие свои счета нашей действительности.

Девичьей любовью и нежностью окрашен киносюжет "Перший крок у хмарах". Три увядших забулдыги решают поглумиться над чужим молодым эротическим счастьем (подсматривая за сексуальными утехами). А потом вроде спохватываются, вроде трезвеют… Будто бы обращают внимание на собственные обвисшие брюхи, на редеющие "икла" в собственных пастях. Чужая трогательная любовь для этих пропойц в одну минуту становится чем-то вроде катарсиса. В финале - дождь. Соответственно, это тоже катарсис.

Влюбленностью одержим оператор короткометражки "Не менше 50 кг", встречающий и провожающий очаровательную девушку Олесю в бизнес-центре напротив киевской оперы. Камера любуется ее лицом. Буквально заставляет влюбиться в него и каждого зрителя. Если люди с кастингов заприметят артистку (фамилия Кулик) из этой короткометражки, то ничего не потеряют. Она не только красивая, но и не пустая.

Добрых слов заслуживает 30-минутная история "Алкоголічка" (режиссер Юлия Гонтарук) - о девочке, брошенной мамой, воспитываемой базарной дрянью, мечтающей о прекрасном мире балета (просто она ничего не знает о кислоте). Пусть и возникают по ходу просмотра спорные вопросы относительно сценарного поворота, связанного с некоей педофильской мафией, устраивающей "облавы" на украинских 12-летних девочек едва ли не в центре города… (А может, действительно, и до такого уже докатились?) Однако увлеченная работа с актерами, точное попадание в маленькую героиню (после просмотра долго не можешь забыть этот образ) побуждает меня пожелать режиссеру Юлии новых успешных ступеней в ее дальнейшей карьере. Ведь, повествуя о детском одиночестве, об отчуждении ребенка в мире взрослых извергов (правда, не все такие!), она все равно не может скрыть главного - опять-таки любви… К своим героям, к их мечтам.

Что приключится дальше с этими режиссерами? Как всегда, покажут время и обстоятельства. Комментируя для ZN.UA предварительные итоги такого вот короткометражного киноэксперимента, руководитель Госкино Украины Екатерина Копылова призналась: "Знаете, за подобные эксперименты нас и хвалят, нам и по шапке дают. Но! Отрадно, что подобный сложный социальный диалог - между государством и молодыми кинематографистами - все-таки происходит. Причем впервые. Эти опыты могут трактоваться критиками и зрителями неоднозначно, но они необходимы. Ведь молодые режиссеры современно мыслят. Они остро осознают, что искусство кино отражает реальность. Поэтому мы должны их услышать. И еще - помочь совершить некий эмоциональный выплеск, чтобы в дальнейшем они формировались как профессиональные художники".