UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кира Муратова. Ностальгия в Риме

Новый фильм нашего выдающегося кинорежиссера Киры Муратовой «Вечное возвращение. Кастинг» представит Украину в основном конкурсе Римского международного кинофестиваля.

Автор: Олег Вергелис

Новый фильм нашего выдающегося кинорежиссера Киры Муратовой «Вечное возвращение. Кастинг» представит Украину в основном конкурсе Римского международного кинофестиваля (с 9 по 17 ноября 2012 года).

В комментариях для ZN.UA Кира Георгиевна попыталась объяснить, почему в своей картине она устроила «кинопробы» таким суперзвездам, как Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий и Рената Литвинова. В ленте также снимались отечественные артисты Виталий Линецкий, Георгий Делиев, Наталья Бузько, Юрий Невгамонный.

Муратова работала над этой картиной медленно, но уверенно. Съемочный период был завершен в январе 2012-го. А монтажно-тонировочные работы подогнали ближе к лету. Новая лента Киры Георгиевны, как и старые ленты Киры Георгиевны, это «вещь в себе», «весь мир в глазах моих». То есть история - точнее, истории, - которые бессмысленно вычислять на логическом «калькуляторе». Это исключительное движение ее авторской души и ее же неспокойного сердца.

Вот и на этот раз у Муратовой встретились два одиночества - Он и Она. Не виделись много лет. А когда-то в «прошлой жизни» были однокурсниками. Он приезжает в ее городок, чтобы навестить подругу и найти ответ на удивительный вопрос: что же делать, если двух женщин любишь и не знаешь, какую выбрать?

- Предложенный актерам как будто бы короткометражный сценарный текст снимается несколько раз, и разные исполнители все это заново «переживают», - рассказывает ZN.UA Кира Муратова. - Таким образом «короткометражка» и становится «полнометражкой». Я не берусь анализировать, почему именно такая идея пришла мне в голову… Просто интересно посмотреть, как будут вести себя разные люди в одинаковых предлагаемых обстоятельствах. Подобная форма «кинопроб» - тоже жизненная история. Ведь есть же необъяснимая прелесть в разного рода учебных упражнениях, когда одно и то же повторяется по несколько раз? Музыкальные гаммы. Танцевальные экзерсисы. Штудии художников. Завораживающие ритмические повторения голоса - вокализы. А «бессмысленная», казалось бы, красота ритмичной стихотворной рифмы как таковой? А балет? А пение вообще? Что может быть страннее и одновременно органичнее именно этой «повторяемости», именно этой цикличности? Работая над новым фильмом, пробуя разных актеров на одну и ту же роль, все равно рано или поздно приходится остановиться… Чтобы сделать свой окончательный режиссерский выбор тех или иных исполнителей. То есть перейти «черту», после которой так и не узнаешь, а было ли твое решение единственно верным и правильным?

…Насколько «верным и правильным» оказался выбор этих актеров и заданной кинематографической формы - решат в Риме. А, как известно, «слово Рим убивает наповал». Картина Киры Муратовой прошла сквозь жесткое сито отбора. Стоит заметить, например, что конкурсную программу Римского международного кинофестиваля откроет мировая премьера картины «Исторический центр» (Centro Historico), к которой причастен еще один киноклассик - Аки Каурисмяки. Международное жюри возглавит Джефф Николс, известный американский сценарист и режиссер. Сам фестиваль с каждым годом набирает обороты и обрастает репутацией. И уже прочно входит в пятерку главных киносмотров на планете. Хотя стартовал этот форум не так давно, в 2006-м. На развитие Римского фестиваля (который стал эдаким конкурентом Венецианскому) местные власти денег не жалеют. Проекту оказывают поддержку мэрия Рима, торгово-промышленная палата Рима, крупные банки. В этом году Римский МКФ возглавил крупнейший кинодеятель (прежде курировавший киносмотры в Венеции, Локарно, Роттердаме) Марко Мюллер. Бюджет нынешнего смотра оценивают в 11 млн. евро (без учета спонсорских средств). А это якобы значительно дороже, нежели затраты на недавний Венецианский МКФ.

Для нас же симптоматично и символично то, что именно в Риме - на этом же фестивале - получил одну из самых важных и желанных для себя наград Богдан Ступка. Это было в 2008 году. Тогда жюри и наградило Богдана Сильвестровича серебряной статуэткой древнеримского императора-философа Марка Аврелия - за лучшую мужскую роль в картине «Сердце на ладони» (режиссер Кшиштоф Занусси).

И еще вот что… Прежде жюри Римского МКФ состояло из 50 специальных зрителей (плюс координатор, известная личность). Впоследствии конкурсные картины стали оценивать как профессиональные судьи, так и пристрастные зрители. И, например, год назад мнения профи совпали с народными чаяниями. Победила картина «Как дождь с неба» (Аргентина-Испания, режиссер Себастьян Боренштейн).

В титрах украинского фильма «Вечное возвращение. Кастинг» (кроме Киры Муратовой и ее звезд) также значатся имена: Владимир Панков - оператор; Евгений Голубенко - художник; продюсер Олег Кохан (сопродюсеры Валерий Кулик и Ореста Компанец). Производство Sota Cinema Group, WiseVision.