UA / RU
Поддержать ZN.ua

Джазовый сезон: загадочные вариации

На берег Женевского озера в крошечный городок съезжаются 200 тыс. поклонников джаза со всего мира, чтобы послушать множество участников - от начинающих до самых маститых джазменов.

Автор: Ольга Кизлова

География джазовых фестивалей впечатляет. Только в США их проходят сотни. Огромное количество джазовых проектов осуществляется по всей Европе. Один из авторитетнейших форумов стартовал в 1967 г. в швейцарском Монтре. Интересный факт: в 1971 г. в казино "Монтре", где проходили концерты участников проекта, произошел пожар, его полностью уничтоживший. Он вспыхнул во время выступления Фрэнка Заппы. История описана в знаменитой песне "Дым на воде" (Smoke On The Water) группы Deep Purple, приехавшей тогда в город на запись.

В этом году фестиваль проходит 5–20 июля на десяти сценах - концертных залов, клубов, площадок под открытым небом. На берег Женевского озера в крошечный городок съезжаются 200 тыс. поклонников джаза со всего мира, чтобы послушать множество участников - от начинающих до самых маститых джазменов. К примеру, здесь споет уже известный киевлянам Грегори Портер, а в начале фестиваля выступит бас-гитарист Маркус Миллер, тоже у нас бывавший. Кстати, спустя пару дней он будет уже играть в Копенгагене с Ришаром Бона.

Многие выступления артисты посвятят памяти Клода Нобса, к сожалению, умершего нынешней зимой в Лозанне после серьезной травмы, полученной во время катания на лыжах. 76-летний Нобс был основателем и осуществлял артистическое руководство проекта.

Летом джазовая жизнь кипит. Огромным авторитетом пользуется проходящий с 1976 г. в Нидерландах трехдневный North Sea Jazz Festival. С 2006-го он проводится ежегодно - каждый второй уик-энд июля в Роттердаме, хотя начинал свою работу в Гааге. Концерты этого фестиваля ежедневно посещают около 25 тыс. слушателей. Здесь, как и в Монтре, звучит музыка разных джазовых направлений, участвуют фолк- и рок-составы.

В мире немало форумов, посвященных какому-либо джазовому стилю, вроде Лондонского фестиваля бразильской босановы. Или инструменту, как фестиваль памяти гитариста Джанго Рейнхардта во французском городке Самуа (Samois-sur-Seine).

И в Украине становятся доброй традицией летние джазовые фестивали на пленере. Вспоминается киевский фестиваль памяти Владимира Симоненко в Мариинском парке, много лет проходивший под патронатом дирекции конкурса В.Горовица. (Который, надеюсь, лишь временно приостановил работу в последние годы из-за отсутствия средств). Или весенний фестиваль "Флюгеры Львова".

К концу пляжного сезона в Коктебеле снова пройдут два фестиваля: сначала скромный - Live In Blue Bay (6–9 сентября), а позже масштабный, но малоджазовый - "Коктебель-джаз" (13–16 сентября). Организаторы "разводят" по времени свои проекты, увеличивая тем самым приток желающих совместить отдых с музыкальным удовольствием и пополняя городскую казну.

Интересный новый джазовый проект Master Jam Fest стартовал летом в Одессе. А 20–22 сентября в Южной Пальмире и параллельно в Виннице вновь состоятся уже традиционные джазовые "забеги в ширину", где состав артистов схож.

Недавно и по Львову в третий раз прокатился настоящий джазовый бум. Даже на стареньких трамваях красовалась реклама июньского Alfa Jazz Fest'а.

Главная сцена им. Эдди Рознера в парке Б.Хмельницкого три вечера подряд принимала шестерых исполнителей самого высокого ранга. Подмостки и зрительский зал был накрыт прозрачной крышей, сквозь которую все происходящее освещалось лучами клонившегося к закату солнца, а позже - и звездами (концерты шли с 19 вечера до глубокой ночи). На двух бесплатных городских площадках - во дворике дворца Потоцких и на площади Рынок - днем и под вечер публика слушала 15 коллективов, состоящих из украинцев, россиян, поляков, шведов, белорусов, датчан.

На главной сцене в парке выступали самые лучшие. Израильский контрабасист Авишаи Коэн хорошо известен в Украине. Музыкант играл в сопровождении струнного квартета - с двумя альтами и гобоистом. Контрабасист озадачился приобщением слушателей к этнической и академической музыке в привезенном новом проекте Avishai Cohen With Strings. Пел еврейские песни (Morenika, Shalom) голосом не самым красивым, но душевным. Выразительный, стройный аккомпанемент успокаивал.

Заключительным аккордом вечера стало выступление Dirty Dozen Brass Band из Нью-Орлеана п/у бэндлидера-трубача Грегори Дэвиса, всемирно известного также в качестве руководителя огромного Нью-Орлеанского фестиваля. "Корневые" носители джаза звучали и вели себя естественно, весело, просто. Особенно восхитил здоровяк Кирк Джозеф, играя, словно жонглируя шариками пинг-понга, на редко используемом старом сузафоне (разновидность геликона).

Там же на следующий день выступил немецкий трубач Тиль Бреннер. Музыка хороша как фон делового ланча.

После него по-настоящему зажег публику волшебник гитары Эл Ди Меола. Красавец, который в свои без малого 60 выглядит как парень, вновь был неподражаемо техничен и фантастически изобретателен. С ним играли старые партнеры, бывавшие в Киеве: великолепный второй гитарист Пео Альфонси и замечательный аккордеонист Фаусто Беккалосси. Не хватало роскошно игравшего на кахоне и дарбуке Гамби Ортиса, которого не слишком органично заменил перкуссионист-барабанщик Петер Кассаш. Тембры ансамбля обогатил отличный венгерский струнный квартет. Сет вызвал бурю восторга, поскольку то, что играли музыканты, - музыку Астора Пьяццоллы, кавер-версии композиций Beatles - залог беспроигрышного успеха. Альбом Al Di Meola Рlays Beatles and More и был презентован на главной львовской сцене. Публика стонала под эвергрины Strawberry Fields Forever, A Day in the Live, She's Leaving Home, And I Love Her. Ди Меола держался серьезно, продолжительные композиции имели порой сложную, едва ли не сонатную форму, с несколькими волнами разработки и большими кульминациями в "точках золотого сечения".

В последний вечер творческий куратор фестиваля, ведущий Алексей Коган назвал победителя голосования экспертов на Международную премию имени Эдди Рознера "За вклад в развитие джаза". В прошлом году, как известно, ее получил гитарист Джон МакЛафлин. В этом году - американский контрабасист, 75-летний Чарли Хэйден. Выдающийся музыкант, лауреат четырех Grammy преодолевает рак горла, и слушать его слабый, шепчущий голос было почти больно…

Квартет ветеранов украсил замечательный тенор-саксофонист Эрни Уоттс. Сыграли добрые хиты вроде Lonely Woman. Желаем здоровья, мистер Хэйден, мы с вами!

Последним на главную сцену фестиваля вышел Бобби Макферрин. Во Львове, в сопровождении инструментального квинтета, он произвел сильное впечатление, был на подъеме. Пел госпел, блюзы, спиричуэл, кантри - свое, родное, природное. Программу назвал Spirityouаll, созвучно последнему альбому (игра слов, переводимая как "дух вас всех" и просто "спиричуэл"). Естественно соединил сакральное и житейское, радостно-светлое. Был интереснее, глубже, чем в Киеве три года назад, привнеся в композиции горячий, темный саунд дельты Миссисипи.