UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дом стоит, свет горит

Режиссер Виталий Малахов: о театре, реформе, Шекспире

Автор: Олег Вергелис

60 лет - самый расцвет. Для театрального режиссера в частности. Виталий Малахов - июльский юбиляр и художественный руководитель киевского Театра на Подоле - пребывает в полосе очередного творческого расцвета. Если, конечно, забыть мытарства, связанные с хроническим недостроем его театра на Андреевском. И если вспомнить его недавний, успешный сценический "диптих" на основе большой драматургии ("На дне" М.Горького и "Прошлым летом в Чулимске" А.Вампилова)… Который вроде "породнил" меня с ним, хотя до этого была художественная дистанция.

В "неюбилейном" интервью ZN.UA г-н Малахов вспоминает веселые дни рассвета Театра на Подоле, свои "совершенные" спектакли, размышляет о смысле возможных театральных реформ в Украине.

- Виталий Ефимович, что нам стоит дом достроить? Сколько нужно ожидать разрешения 20-летней строительной драмы вокруг полуруины театра на Андреевском спуске?

- Все довольно сложно. Все как было - так и есть. Здание начинает подтачивать грибок. Снова необходимо многое менять. В том числе систему отопления, гидроизоляцию.

Если говорить о спасении этого объекта в историческом центре Киева, то нам не нужно внутри будущего театра ни роскоши, ни особо дорогой отделки. Ни люстр, ни фонтанов. Ничего этого не нужно! Только сценическое пространство. При минимуме затраченных средств.

- Ситуацию еще можно разрулить?

- Можно. Меня, например, вдохновила встреча с одним из крупнейших специалистов в строительной сфере (который уже сдал 50 серьезных объектов). Он сказал, что потребуется девять месяцев, чтобы довести дело до успешного финиша.

Но для этого нужна политическая воля.

При этом я, естественно, осознаю, насколько сегодня сложно нашему государству. Война, армия, экономика… Все смешалось в доме. Но и культуру при этом терять нельзя.

- Через несколько лет у Театра на Подоле - юбилей. 30 лет. Это много или мало для театрального организма? Для одних вроде "мало", поскольку предела совершенству нет. Для других - пытка: некоторые театры сами изживают себя.

- Умом понимаю, что "много". 1987-й - год, когда все оформилось. Но до этого, не забывайте, был продолжительный период, когда Театр на Подоле не предусматривал стен, а предполагал сообщество творческих людей, увлеченных одной идеей. Эта история началась еще с 1979-го. Со времен "Сказки про Монику" в киевском театре им. Леси Украинки. Собственно оттуда "истоки" рождения Театра на Подоле.

Вообще время - такая штука… Вот мой отец прожил 86 лет. Незадолго до смерти он позвал меня к себе и говорит: "Ты знаешь, я прожил все эти годы, но счастлив был не более часа".

И я подсчитал, сколько секунд счастья - за 86 лет.

Оказалось, не так много. Тем более человек сам так устроен, что норовит плохое не помнить, а все время возвращается к минутам счастья.

Кто-то из мудрецов заметил: "Если представить себе колонну из твердого алмаза такой высоты, что ты не видишь вершины с земли, если представить, что раз в год туда прилетает ворон и клюет эту вершину, то момент, когда ворон, наконец, склюет ее до самого основания, - это и будет миг вечности…".

Поэтому 30 лет для театра - всего-то ничего.

- Как говаривал Виктор Цой: "Дом стоит, свет горит…".

- Да, тем более уже не одно поколение сменилось в нашем театре…

- 30 лет назад в Киеве, как грибы после дождя, рождались новые театральные организмы, в том числе и ваш. Сейчас заморозки. Что-то пытается проклюнуться, но либо ненадолго, либо без перспективы. Почему? Потому что времена не выбирают?

- Мне кажется, что кроме общефилософских причин есть и чисто бытовая, технологическая. Она связана с тем, что 30 лет назад для нашей жизни было необходимо меньше денег. Когда в 80-е создавались те театры, в принципе некоторым и одной стипендии было достаточно на жизнь. И зарплаты с головой хватало.

Сейчас - не хватает. Молодежи не хватает средств, чтобы существовать в театре, чтобы чувствовать себя полноценным творческим человеком.

Поэтому многие не могут не изменять театру. У них теперь как бы две семьи, где кроме жены (родного театра) есть любовница - сериал, например. А есть еще и нелюбимая любовница - какой-нибудь корпоратив. Многие артисты клянут сериалы, но стремятся туда попасть.

А между тем театр - дело весьма кропотливое. "Между прочим" его не сделаешь. Когда создавался Театр эстрады, я год отбирал претендентов. Потом без ожидания результата просто репетировали, сживались.

Нынче подобный длительный период "сживания" невозможен. Сейчас с трудом каждую субботу провожу в своем театре тренаж для актеров. Чтобы просто собрать этих людей, чтобы мы были вместе, чтобы у нас была общая "семиотика". Ведь если все пустить на самотек, то не возникнет ансамбль, и актеры будут говорить на разных языках.

Почему у нас сборные по футболу часто хуже, чем некоторые клубные команды? Почему на "Динамо" Киев в основном базировалась сборная Украины? Потому что были наигранные связи. А если артисты собираются на час? Ничего хорошего не будет.

- Театр должен обновляться. Должно быть среднее, молодое поколение. Насколько для вашего театра вопрос обновления принципиален?

- Конечно, мне было бы удобней работать со многими уже известными актерами труппы. Но во мне говорит художественный руководитель. И я понимаю, что одного-двух молодых актеров необходимо вводить в процесс. Иначе они себя не испытают.

Передо мной эта задача постоянно: если взяли в коллектив пять молодых артистов, я должен им дать работу, чтобы самому убедиться, на что они способны. Халаимов, Булитко, Кухарский и другие доказали, что способны на многое.

- В последнее время наши театральные круги пытаются обсуждать проблему возможной театральной реформы, тему контрактов. Немногие понимают, что изменится. Либо "контракт" станет синонимом слова "договор", либо другая перестановка слагаемых… Что, на ваш взгляд, необходимо и можно менять, инициировать, чтобы ваш муниципальный театр не был нищим в плане артистических зарплат?

- Мое мнение связано с большим опытом наблюдения за театральными процессами за рубежом. Так вот наша беда - практически полное отсутствие института продюсеров в Украине. Нет людей, умеющих "продавать" театр, зарабатывать на театре, давать возможность зарабатывать самим театрам.

У нас к продюсерству вообще иронически относятся. Но его нельзя вычеркивать из перечня театральной технологии. Почему об этом говорю? Потому что с 1990-го по 1994-й я ничего не ставил - занимался продюсированием. И раскачал театр. Мы начали ездить.

Правда, в какой-то момент я понял: этим нельзя заниматься параллельно с режиссерской деятельностью. Ведь продюсерство - работа круглосуточная.

К сожалению, выпускники нашего театрального университета, которые и должны специализироваться на этом направлении, распыляются… Проще что-то организовать под определенный "ивент", взяв подряд у торговой марки - и заработать, возомнив себя "продюсером".

Опять же, в нашей стране по-прежнему нет ни одного закона, который бы стимулировал меценатов, подвигал их желание помогать искусству, творческим проектам.

Знаете, я бы на развитие продюсеров тратил большие государственные деньги. Чтобы посылать этих людей за границу - для изучения опыта. Когда-то Саша Цекало, прежде чем заняться продюсированием большого мюзикла "Норд-Ост", полтора года провел в Великобритании: изучал тамошние продюсерские методики. И это методики не только с деньгами связанные, но и с психологией.

А у нас? Взял деньги - продал билеты - получил прибыль… Замкнутый круг.

- Я не случайно сказал о нищенских зарплатах в муниципальных театрах. Собственно, "за что" держатся ваши актеры, получая в театре смешные деньги, в 15 раз меньше, чем в национальных. За славу? Так ее только в телевизоре найдешь. За искусство? Всех ли этим соблазнишь сегодня?

- М-да… Если бы они получали у меня хотя бы одну тысячу долларов в месяц… Мечты, мечты… Сейчас все они собираются в театр - на концепцию.

- Думаю, также на удовольствие. Или может это просто хобби?

- Есть такая штука: многие артисты понимают, что если их приглашают в сериалы, то потому, что есть хорошая театральная школа. Возможно, даже успешные сериальные актеры должны платить руководителю театра - за то что ходят, учатся, пребывают в творческом поиске.

- Так это не ваше ноу-хау… Табаков, судя по СМИ, вроде пытался обложить "налогом" активно снимающихся в сериалах МХАТовских актеров...

- Вот представьте, сейчас у меня в труппе около 50% иногородних молодых артистов. И у них нет квартир. А квартиры сегодня артистам не выделяют. Снять квартиру - до 4 тыс. грн. Плюс все остальное. Поэтому и должен существовать продюсерский институт, который помог бы зарабатывать театру, артисту…

- В РФ постоянно говорят о "реформировании" репертуарного театра. На ваш взгляд, это плюс или минус - репертуарный театр в Украине? Это тормоз прогресса или это статус театра-дома, в котором только и могут рождаться подлинные художественные ценности?

- Сложный вопрос. Говоря о "нерепертурном" театре, следует понимать, что у нас нет ни опыта, ни культуры проката одного спектакля в течение месяца или нескольких недель.

Нет такого опыта и в реализации билетов. Как вы понимаете, "нерепертуарный" театр, как правило, - прокат одного проекта в течение определенного времени нон-стоп.

У нас на такой проект аншлагов не соберешь. Повторюсь, нет традиции и нет опыта.

У нас даже если два-три раза подряд пройдет один спектакль, то вскоре все равно необходимо разбирать декорацию - перевозить ее, складировать…

…Но это одно. Есть другое. Я в принципе не в большом восторге от "европейского театра", каким у нас его представляют. Не могу сказать, что все виденные мною европейские, в частности немецкие, спектакли - тот самый желанный уровень, к которому обязан стремиться украинский театр.

Технологии - да. Потрясающие технологии. Предел мечтаний для нас.

Но если нет "жизни человеческого духа", если нет ансамбля… Остаются фокусы. Фокусов видел много. Они бывают беспредельны. Вот, например, смотрю в Эдинбурге "европейский театр". "Чувак" выпивает два бокала пива, затем это все отрыгивает… Толпа народа собирается смотреть подобный спектакль. И ведь все что угодно сегодня может назваться "европейским театром". И крюк в груди, и поднятие тяжести…

- Должно быть, хотите сказать о "грани", отделяющей чистый аттракцион (какую-нибудь бородатую женщину на ярмарке) от искусства драматического театра?

- Ну так женщина с бородой, если имеете в виду Евровидение, - тоже своеобразный "театр".

В репертуарном театре есть прелесть ансамбля.

Например, у национального Шекспировского театра Британии постоянная труппа на три года, остальных добирают. Но костяк и ансамбль существуют всегда. Я вообще люблю британский театр. И хотя, возможно, недавний приезд в Киев театра "Глобус" с "Гамлетом" вызвал противоречивые мнения, надо понимать: этот проект был на другое заточен. На то, чтобы "для всех" рассказать текст Шекспира, чтобы люди не путались в сюжете. Чтобы соответственно одев японца, китайца, араба, рассказать, что эта история - о "семье". И вообще эта история - для поездок, поскольку даже декорации - чемоданы.

- Театр текста в походных условиях.

- Но во всем у них - техничность, школа. Слышно каждую букву, придуман, "кто такой" этот Гамлет. Во всем британская школа, очень конкретная. Все филигранно, как в джазе.

- Виталий Ефимович, в отсутствие большого дома, стоящего как корабль на приколе в судоверфи, - вон он, напротив… вы временно работаете на малой сцене дворца "Украина". Говорят, аренду бесчеловечно взвинтили.

- Это грустно и смешно. Когда наш театр только пришел в "Украину", малый зал особым успехом не пользовался. В администрации сказали: "Раскачайте зал!". Мы и качали - неделю, месяц. Зритель пошел. Зал стал пользоваться успехом. Тогда нам говорят: "Теперь мы должны поднять аренду, потому что зал весьма популярен!". И существенно ее подняли. С 2 тыс. грн до 4–5 тыс…

Но никто не учитывает нашей проблемы - транспортировка декораций, отсутствие возможности хранить их в этой же "Украине". Приходится за один спектакль отдавать порядка 10 тыс. - транспорт, аренда, все остальное. И билеты нельзя повышать до невменяемого предела. У нас сейчас билет стоит 100 грн. И, слава Богу, зритель есть.

- Тем временем в театре (вообще) может наступить не лучшая полоса… Вам не кажется, что зритель, оказавшись в плену военно-экономических текущих проблем, отойдет от театра? Начнется зрительский спад. Как в начале 90-х.

- В марте-апреле посещаемость действительно упала. Это объективно. Но у меня есть ощущение, что какими бы ни были наши проблемы, все равно люди сживутся с ними…

- Ассимилируются?

- Возможно, люди будут покупать на один килограмм меньше колбасы, но все равно будут идти в театр - за возможностью общения. Не телевизор дает общение, а спектакль - живая энергия.

У меня есть теория о коллективном прорыве в ноосферу. Когда, не говоря ни слова, все думают об одном и том же!

Такое бывает только в хорошем театре.

Действительно, в 90-е был трудный период для театра. Но тогда это было связано не только с экономическим и политическим кризисом, но и с бытом. Люди активно покупали видеомагнитофоны - смотрели дома "кино". Потом надоело, опять потянулись к живому общению - театру.

- С одной стороны, искусство театра обостряет чувство ускользающего времени - вон, гляди, а уж и нет целого поколения великих мастеров ХХ в., совсем недавно блиставших на сценах… С другой стороны, театр нивелирует остроту восприятия времени: окунаешься - и забываешь обо всем. Какой из многочисленных ваших спектаклей - лично для вас - вне рамок времени и моды? Какой из них вы считаете наиболее совершенным?

- Очень люблю "Сон в летнюю ночь". Люблю "Вертеп". "Про людей и мышей" с Бенюком и Хостикоевым. Почему люблю? Потому что они мне многое открыли - в самом себе. Я же работаю не ради какого-то успеха, а ради того, чтобы в определенном спектакле что-то открылось для меня самого…

- В "Греке Зорбе" что для вас открылось?

- Там есть монолог о человеке живом и о человеке мертвом… Герой говорит о том, что может человек, и о том, на что он способен… И, кстати, вы думаете Зорба только на Хостикоева похож? Он и на меня похож.

Еще люблю спектакль "Отелло", в театре им. Ивана Франко с Хостикоевым-мавром и Бенюком-Яго. Из последних? "Прошлым летом в Чулимске", "На дне"…

- Как эти две большие пьесы сошлись у вас в одном сезоне?

- В связи с Горьким мне хотелось сделать спектакль о возможности поступка. Вот человек находится в этой ночлежке, в замкнутом пространстве. Но всегда же есть лестница! Всегда ведь можно сделать шаг… Некоторые эту постановку восприняли как "предвестие Майдана": люди, униженные жизненными обстоятельствами, решились на Поступок…

Крайне важно в пьесе раскрыть "файлы", зашифрованные драматургом. Когда-то Вагнер высказал интересную мысль, пусть не дословно воспроизведу, но смысл в том, что картинка и действие на сцене интересны только в том случае, если дадут нам нить, которая и выведет человека за пределы сцены. У Горького, у Вампилова может быть не все ясно на сцене, но по происходящему ты ощущаешь, что происходит там, за сценой… Горький, Вампилов, возможно, и неслучайно сошлись? Они появились, когда из моей жизни ушла Ксюша… Я был не в себе. Потом уже были другие проблемы.

Но Бог не терпит уныния. Нож - убийство, ложка - обжорство. Это грехи. А вот уныние - это такой себе клинышек деревянный… И когда я вбиваю его внутрь себя, все остальные грехи вроде бы пролазят наружу… Посему нужно уходить от уныния. Профессия режиссера - вечная авантюра. И жизнь постоянно преподносит какие-то сюрпризы. Поэтому и начинаешь думать о существенном. Думай о том, что бы ты хотел успеть. Сказал же нам Воланд: "Не страшно, что человек смертен, страшно, что человек неожиданно смертен…". Так что надо пытаться и строить театр, и достроить театр. Надо рисковать, надо жить.

Что с театром?

Мистическая "стройка века" на Андреевском спуске №20-б - хронический позор Киева. Ужасы вокруг недостроя здания Театра на Подоле продолжаются 20 лет. И пока без перспектив на премьерный успех.

Прошлая власть начала сдвигать кирпичи с мертвой точки: на объекте шебуршились строители, электрики, здание обещали "открыть" к очередному Дню Киева - 25 мая 2012 г., вписав этот подвиг в программу Евро-2012.

Потом крышка захлопнулась. Призрак долгостроя в очередной раз замерз. Пережив прошлую зиму, мираж на Андреевском практически потерял "крышу" над головой. Из недостроя воры стащили медную кровлю. Теперь здание заливают дожди, а там гляди - завьюжат снега. И в очередной раз театр заморозит. В общей сложности на сегодня выполнено около 70% общестроительных работ. Но год назад с недостроя сняли строительные леса и охрану.

Начался очередной этап разрушения - в центре европейской столицы.

Театр пытается найти выход. Сейчас найти его трудно. Потому что культуре запрещено ссужать средства на ремонты и достройки ввиду нынешних сложных событий. Театру предлагают параллельные площадки. Например, киевский Дом актера. Но это не спасение. Это коллизия из серии "Бобик в гостях у Барбоса": Дом актера должен существовать в своих ритмах и в своем формате, а у Театра на Подоле должен быть свой дом.

Тем временем театр надеется достучаться до Виталия Кличко. И вместе с мэром попытаться найти приемлемую формулу решения драматичного вопроса достройки-перестройки (при минимуме затрат) - чтобы не потерять ни театр в центре столицы, ни надежду в душе.

Из досье. Виталий Малахов родился во Львове в 1954-м. Его театральные учителя - Владимир Нелли, Леонид Олейник, Ирина Молостова. В 1978–1979 гг. в киевском театре им. Леси Украинки работал над спектаклем "Сказка про Монику", который тут же обрел статус сценической легенды. С 1979-го возглавил Театр эстрады. В августе 1987-го создал свой Театр на Подоле. Поставил более 60 спектаклей. Среди самых известных - "Ночь чудес", "Вертеп", "Опера мафиозо", "Дядя Ваня", "В степях Украины", "Сто тысяч", "Яго", "Отелло", "Про мышей и людей", "Грек Зорба", "На дне", "Прошлым летом в Чулимске". Участник многих международных театральных фестивалей и лауреат многочисленных театральных премий. Лауреат Шевченковской премии (2008).