UA / RU
Поддержать ZN.ua

Docudays UA-XI. Взгляд Кассандры

Нынешний Docudays UA подтвердил геометрическую прогрессию повышения интереса зрителей к документальному кино.

Авторы: Олег Смаль, Анна Смаль

Г е л е н

Сестро, скажи мені, хто бачив голу правду?

К а с с а н д р а

Я бачила її аж надто часто!

Леся Украинка. "Кассандра"

Прошлогодний фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA начинал свою работу тревожно пророчески: героями презентационного киносюжета были шлемоголовые правоохранители за железными щитами, появившиеся вживую на сцене во время торжественного открытия. Однако это был хоть и немного жутковатый, но все же спектакль…

Прошел год, вместивший в себя месяцы, эквивалентные целым эпохам. Только что завершил свою работу очередной, XI фестиваль Docudays UA. Его символом стало зажатое в руке пылающее, как "коктейль Грушевского", сердце.

Конечно, как и любое серьезное художественное мероприятие, киевский форум кинодокументалистики готовили, составляли программу, собирали работы, вели переговоры с режиссерами и продюсерами задолго до его официального начала. И вполне понятно, что в конкурсную программу еще не могли попасть фильмы, посвященные трагическим и героическим событиям, всколыхнувшим Украину и весь мир. Но все же фильмом-открытием фестиваля стал "Евромайдан. Черновой монтаж" - хроника трех месяцев украинского восстания, калейдоскоп, составленный из лучших кадров украинских режиссеров и операторов, работавших в горниле протестов.

Нынешний Docudays UA подтвердил геометрическую прогрессию повышения интереса зрителей к документальному кино. Это даже послужило причиной организационных сбоев в работе фестиваля: долгое ожидание начала очередного просмотра и сотни зрителей, которые не смогли попасть в залы, потому что мест не хватало даже в проходах.

Хотя лишь небольшая часть фильмов фестиваля являются работами украинских авторов, а места и герои зачастую отдалены от нас аж в африканские джунгли или австралийские пустыни, проблемы, освещаемые документалистами, мучительно близки к нашим бедам и проблемам. И не суть важно, чья история на экране - экс-солдата конголезской армии или 90-летней старушки из петербургской квартиры. Искусный объектив делает локальную судьбу квинтэссенцией общечеловеческих драм и страстей.

Традиции и правила современной настоящей, а не пропагандистской кинодокументалистики можно сформулировать одной фразой, сказанной Александром Герценом, правда, еще до появления киноаппарата: "Мы вовсе не врачи, мы - боль". Люди, снимающие фильмы о самых контроверсионных ситуациях, невероятных событиях, парадоксальных персонажах, обычно не прописывают пилюли простых решений сложных проблем. Хотя, думаем, во многих ситуациях у них разрывается сердце, рвется душа, и хочется просто разбить от отчаяния кинокамеру…

Фото Анны СМАЛЬ

Весьма важной составляющей фестиваля является живое общение с режиссерами, продюсерами фильмов, иногда - с героями лент. А часовые мастер-классы с выдающимися художниками могут дать для понимания сути работы кинодокументалиста больше, чем целые семестры чтения толстых учебников. Замечательным примером такого эффективного контакта стал просмотр ретроспективы фильмов и живой диалог с членом жюри фестиваля Андреем Загданским, украинским кинорежиссером и продюсером, бывшим киевлянином, который сейчас представляет США.

Фильмы традиционно соревновались за награды в трех конкурсах. Главные призы получили:

1. DOCU/ЖИЗНЬ: "Последний лимузин" (режиссер Дарья Хлесткина, Россия, 2014).

2. DOCU/ПРАВО: "Материнская мечта" (режиссер Валере Гуденус, Швейцария, 2013).

3. DOCU/КОРОТКО: "Лиза, иди домой!" (режиссер Оксана Бурая, Литва, Эстония, 2012).

Специальный Приз студенческого жюри получил фильм "Дальнобойщик и лис" (режиссер Араш Лахути, Иран, 2013), Приз зрительских симпатий - "Йоанна" (режиссер Анета Ковач, Польша, 2013), а команда фестиваля отметила премией им. Андрея Матросова ленту "Дневник путешествия" (режиссер Петр Стасик, Польша, 2013).

Завершился фестиваль показом фильмов-победителей. По просьбе зрителей повторно показали "Евромайдан. Черновой монтаж".