UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дети и отцы украинского кино: конфликт интереса

Некоторые люди кино не хотят ощущать себя «крепостными» под гнетом «пана», коим является директор студии.

Автор: Олег Вергелис

В разгар мирного киевского фестиваля «Молодость» в местных кинокругах запахло порохом. Группа молодых (и не очень) украинских кинематографистов выступила с воззванием к высоким инстанциям (в частности к Минкульту), громко заговорив об «опасности новейшей централизации государственной поддержки в сфере кино в руках государственных студий». Если проще и образнее: некоторые люди кино не хотят ощущать себя «крепостными» под гнетом «пана», коим является директор студии. Можно шире: они же не желают, чтобы государство (в лице определенных студий) манипулировало их художественными воззрениями, намерениями, замыслами в процессе создания фильмов.

Кинематографисты (среди которых Марина Врода, Мирослав Слабошпицкий, Степан Коваль, Сергей Михальчук, Евгений Сивоконь, Олег Фиалко, Владимир Тихий и некоторые другие) строго предупреждают: «Если это случится (новейшая централизация), то ситуация в отечественной киноотрасли, где в последнее время достигнуто немало значительных прорывов, будет подвержена стагнации и окажется у черты катастрофы…»

За этими, несколько апокалиптическими предчувствиями, очевидно, есть и искренняя тревога художников, которые хотят еще большей свободы. Во взаимоотношениях с государственными студиями, частными компаниями, самими собой. Кинематографисты сетуют, что многие руководители госстудий так же далеки от искусства кино, как Ленин от буржуазии. И немногие из них понимают разнообразие иногда противоречивой творческой составляющей кинопроцесса.

Если с этим тезисом нельзя не согласиться, то со «значительным прорывом» украинского кино можно поспорить. (У нас свобода мнений.) Некоторые действительно честные авторские проекты (такие как «Подорожні», «Кросс», «Ядерные отходы»), завоевавшие признание на международных киносмотрах, достойны внимания и уважения. Однако на общем «пейзаже» отечественного художественного кино (в частности прокатного) этот «прорыв» пока никак не отражается. И еще не известно, как отразятся на кассовых сборах громко анонсированные запуски вереницы новейших картин под патронатом Госкино. Совсем недавно, говорят, премьер-министру Н.Азарову глава Госкино Е.Копылова презентовала новейшие кинодостижения (за государственный счет), а затем якобы долго объяснялась на тему «адресности» текущего контента...

Так что рано пока шапки вверх кидать. И даже недавний наш распиаренный претендент на «Оскара», который прошел сквозь огонь, воду и медные трубы, возможно, требует не восторгов взахлеб, а трезвого и взвешенного анализа.

Итог воззвания людей кино к людям в кабинетах: «Мы выступаем за свободную конкуренцию киностудий всех форм собственности, что гарантируется конституционными нормами. Мы выступаем за конкуренцию студий, за режиссера, который является ключевой фигурой кинопроцесса… Выступаем за упрощение процедуры смены режиссером студии-производителя (до подписания государственного контракта), чтобы режиссеры не стали заложниками недобросовестных продюсеров…».

В данной коллизии есть и рациональное, и спорное. О первом см. выше. О втором коротко. Уже лет двадцать украинские кинематографисты сетуют и рыдают: а) простаивают; б) загнивают; в) разрушаются украинские киностудии (имени Довженко, Одесская, а с Ялтинской вообще непонятно что). Там, на студиях, обустраивают мебельные салоны или телевизионные студии. А им, молодым, пожилым, но рьяным, по-прежнему не хватает пространства для преломления своих художественных амбиций в экранные образы.

Как быть? Как оживить государственные студии, избегая, снова-таки цитирую кинематографистов, «опасности новейшей централизации государственной поддержки в отрасли кино»…

Поскольку обращение кинодеятелей адресовано не абстрактным «верхам», а конкретному человеку - министру культуры Михаилу Кулиняку, он же, по просьбе ZN.UA, и комментирует текущие творческие и экономические противоречия.

- Министерство культуры не инициирует «обязательное» размещение государственных заказов на изготовление фильмов исключительно на государственных киностудиях. Предполагается совсем другая процедура. Инициатива министерства состоит в следующем… Государственные киностудии, которые находятся в сфере управления Минкультуры, функционируют и работают как государственные предприятия. Как каждое государственное предприятие, киностудии обязаны заниматься хозяйственной деятельностью. В данном случае это сфера кинопроизводства. Система отбора кинопроектов для получения государственного финансирования, которую год назад реализовало Госкино, показала: чем больше кинопроектов отбирается для запуска в производство, тем больше появляется новосозданных киностудий, которые хотят осваивать бюджетные средства. Это или частные предприятия, или общества с ограниченной ответственностью. В связи с этим к нам начало поступать много обращений от общественности и народных депутатов - относительно возможности подобных киностудий придерживаться финансовой бюджетной дисциплины. В то же время государственные киностудии, финансирование которых на сегодня составляет лишь 15% от всей киноотрасли Украины, не имеют достаточного ресурса для своего функционирования и развития. Более того, эти студии находятся под постоянным риском невыплаты заработной платы, а это создает социальное напряжение. Решение, предложенное Минкультуры, состоит в том, чтобы государственное финансирование, которое выделяется на тот или иной кинопроект, направлялось Госкино на одну из государственных киностудий (то есть на государственные предприятия), а оттуда средства будут перечисляться на творческую группу, которая обеспечивает создание кинопроекта. Подобным образом Минкультуры реализует все творческие мероприятия. Государственные средства, выделяемые на проведение мероприятия, переводятся на счета государственных предприятий, которые составляют соглашения с исполнителем мероприятия. Исполнители как творческие личности организовывают реализацию проекта так, как считают нужным, а ГП обеспечивает финансирование и контролирует прохождение бюджетных средств. Таким образом, форма расчетов с частными киностудиями - через государственные предприятия (государственные киностудии) - не предполагает каких-либо ущемлений для производителей фильмов, а обеспечивает прозрачное прохождение бюджетных государственных средств. Ведь, согласитесь, когда государственные средства напрямую идут на частные компании, очень трудно отследить отчисление налогов, другие необходимые отчисления. Поэтому Минкультуры - за контроль над прохождением и использованием бюджетных средств. И этим должно заниматься государственное агентство по вопросам кино. Вся продюсерская система будет работать в том же режиме, в котором работала до сих пор. Система отбора кинопроектов и дальше будет реализовываться через экспертную комиссию, и никаких «дублирований» полномочий творческой съемочной группы (ее авторских прав, ее художественной свободы) государственными студиями не предполагается. Цель одна: нужно возродить государственные киностудии, которые должны быть задействованы в кинопроизводстве. У этих студий появятся средства, это пойдет на развитие их материально-технических баз. Для того чтобы они могли конкурировать на равных. Подчеркиваю: предоставлять услуги, то есть становиться кинофабриками, оснащенными новейшим оборудованием и технологиями, как это происходит в разных странах. Окончательное решение по всем этим вопросам еще не принято. Сейчас создается совет по вопросам кинематографии (его персональный состав уже согласован на заседании коллегии Министерства культуры), и первым вопросом на обсуждении совета и будет данная тема. Чтобы еще раз подробно ее обсудить. И главное - успокоить всех продюсеров: никаких ущемлений их прав со стороны государственных студий Министерство культуры не допустит.

P.S. Развитие темы - в связи с созданием совета по кино, а также мнениями продюсеров - в ближайших номерах ZN.UA.