UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Дело" сделано, первый пошел!

Режиссер Валентин Васянович о своей премьере и польских "университетах"

Автор: Екатерина Константинова

7 февраля начинается всеукраинский прокат первого отечественного фильма 2013 г. "Звичайна справа". Режиссер Валентин Васянович. Автор предлагает зрителям историю 40-летнего врача Толика о его взаимоотношениях с пациентами, близкими и друзьями, а также, по словам постановщика, о кризисе среднего возраста. В своих мини-монологах для ZN.UA Валентин Васянович (прежде известный кинодокументалист) рассказал о перспективах проката своего фильма в Украине; поделился воспоминаниями о временах учебы в Польше в киношколе Анджея Вайды; проговорился о своем новом художественном фильме.

- "Звичайна справа" стартовала в украинском прокате с достаточно большого количества залов и копий: всего 38. Из них 25 цифровых, 13 пленочных. Изначально картина "Звичайна справа" снималась "под зрителя". В ней нет вычурных постановочных ходов. Наша съемочная группа будет ездить по городам Украины и промоутировать картину. К сожалению, технический уровень "пленочных" кинотеатров в Украине оставляет желать лучшего. Например, на премьере для СМИ в одном из киевских кинотеатров не оказалось "рамки" нужного размера, и в результате изображение справа и слева срезалось процентов на пятнадцать. К тому же почему-то не читалась цифровая долби-дорожка. А звук у нас сделан фантастически. Сейчас дело в промоутировании отечественного кино. Люди так или иначе будут ходить на украинские фильмы, пусть даже после 3, 5 или 10-й снятой картины. А чтобы зритель заполнил зал, нужно некое действие, акция, событие. Дитрибуцией фильма занимается Владимир Филиппов - продюсер и дистрибьютор картины "Тойхтопройшовкрізьвогонь".

- Бывает так, что "Звичайна справа" мне самому очень нравится, а бывает, что этот фильм я ненавижу. Понимаю, что некоторые сцены "не работают" на историю, а выступают в качестве дивертисментов. Ну а в целом? Это же комедия - хотя многие не хотят верить. Ведь даже для "Дяди Вани" и "Вишневого сада" сам Чехов избрал жанр комедии, но по окончании спектаклей все выходили и рыдали. Вот и "Звичайну справу" часто воспринимают как драму. Но если посмотреть со стороны и задуматься: почему люди расходятся? Так что для меня лично фильм смешной. Изначально у меня был прототип. Этот человек психолог, писал стихи, был мне интересен, симпатичен. Я хотел соединить в нем "странные" вещи, но в фильме они выглядят не странно, а вполне нормально.

- На роль главного героя, врача-психиатра Толика, до Тараса Денисенко пробовалось пять актеров. Но когда появился Тарас, все остальные померкли. Долго искали актера на роль Славика. И вот этот тандем решил все: Линецкий с Денисенко по-актерски так сцепились, что искры полетели! Скажу честно: во мне самом свободно уживаются и рефлексирующий герой Денисенко, и безудержный проходимец Линецкого. Планирую в будущем еще раз поработать с Линецким, с ним интересно сотрудничать. Что касается названия фильма… Долго не мог ничего придумать. Изначально сценарий был озаглавлен "Путешествие идиота", а запустились в съемочный период с названием "А вы играете в шахматы?". И вот во время съемок художник-постановщик Влад Одуденко предложил назвать фильм "Звичайна справа" - ведь по сценарию антагонист превращается в харизмата.

- Пять лет я обучался в Школе режиссерского мастерства Анджея Вайды в Польше. Чему там научили? Прежде всего, мне дали понять, что в основе игрового кино лежит анализ. А почему мы делаем это? А зачем? Нужно рассказать биографию героев, а актеры как бы собирают реакции. И пока польский лицедей из тебя все не вытянет - играть не будет. Я даже не знаю, какая это "система", когда из режиссера всю кровь выпивают… Они действительно из тебя кровь выпивают. Общался я с ними на страшном польском языке. Когда приехал, языка вообще не знал. Но через два месяца начал говорить. Особенно хорошо пошло после стрессовой ситуации, когда актеры разобрали меня "до нитки"… Из польских киноклассиков мне, кстати, нравится Кшиштоф Кислевский. С удовольствием смотрю старые фильмы Агнешки Холланд. Вообще я не эстет: сегодня нравится одно, завтра - другое. Ларса фон Триера воспринимаю как культурное явление. В целом очень нравится современное фестивальное кино - тяжелое, классное, правдивое. Но не для широкого зрителя.

- В документальном кино меня привлекают не темы, а, скорее, герои. Это инструмент. Через них можно рассказать обо всем - о смерти, о любви, о ненависти. Герои документального кино должны быть пластичными и раскрыть душу. А это могут позволить себе очень немногие. Я сейчас говорю о "креативной" документалистике. Скоро выйдет мой фильм "Присмерк". Покажу его в Киеве через год, а сейчас хочу сделать мировую премьеру. О чем фильм? О смерти. Там история такая: живут в одной сельской хате мать старенькая, 82 года, и больной сын (слепой и с диабетом), 62 года, и непонятно, кто кого переживет. Они и сами это понимают, держатся друг за друга, идут вместе по жизни, переживая за завтрашний день. Но не теряют чувства самообладания и юмора, несмотря на драчки и мелкие конфликты. Все это и страшно, и светло - чем меня и привлекает документалистика. Ведь подобные темы сыграть нереально. Здесь все по-честному. На фоне этих людей ты себя чувствуешь пылинкой. Моя задача была просто раствориться в этой хате. Сидел возле печки тихо-тихо с камерой, чтобы меня не видели и не слышали. Хронометраж остался 64 минуты: одни бриллианты. Например, в фильме есть сцена продолжительностью восемь минут, одним кадром, когда мама помогает слепому сыну собрать сварочный трансформатор, а у нее не получается… А в последней сцене мать идет к столяру за гробом для сына, потому что для нее самой гроб давно приготовлен… Эти люди - мои родственники. А я всегда снимаю или друзей, или родственников, или тех, к кому смог войти в доверие. Это и есть проблема креативного документального кино. Лишь немногие тебя пустят ближе чем на сто метров к душе. И уже не думаешь, социальное это кино или нет. Зрителям нравится, когда на фестивалях кричат "COOL!" Но это все благодаря героям. И тому, что я "растворяюсь" и тихо-тихо сижу возле печки.

- Многие ругают наше Госкино, но я этого никогда не делал. Потому что мои документальные фильмы - "Старые люди", "Против солнца" - финансировались Госкино. Еще при Анне Чмиль выделили определенную сумму на "Звичайну справу", а уже при новом руководстве дофинансировали. Многие планы этой организации реализовываются. Проводится серия конкурсов, питчингов, а уже по результатам - финансирование. И "Звичайна справа", и фильм "Креденс" (который сейчас в работе) - результат питчингов. Бюджет "Звичайної справи", кстати, около 6 млн гривен, причем половину получили еще по старому курсу доллара. Потом два года перерыв - а курс за это время стал 8 гривен… И мы на финише оказались в долгах, с которыми я рассчитался лишь неделю назад. Сейчас я еще продюсирую новый фильм Мирослава Слабошпицкого "Племя". Госкино тоже должно оказать поддержку. Для Мирослава это игровой полнометражный двухчасовой дебют. Фильм будет без единого слова, только синхронные шумы. Этот проект - фестивальное кино для западноевропейских кинофорумов.

- Мой новый фильм "Креденс" был "написан" так: ночью на кухне. Львовская история о музыканте, который всем мешает жить. И на работе его хотят пнуть, и в семье неприятности. И уже нужно этому интеллигенту взять тяжелый предмет в руки… Бюджет фильма - 8 млн гривен. Половину из них выделяет Минкульт, остальное - частные структуры. Заняты прекрасные актеры: Андрей Саминин, Михаил Жонин, Наталья Васько, Олег Примогенов. Это мощные артисты, с ними приятно работать. Поскольку денег в обрез, все должны делать быстро и слаженно. У нас только первая смена во Львове занимает 17 часов. Спать почти не получается…