Колокол Катыни. Анджей Вайда: «Этот фильм — моя творческая рефлексия на тему тех страшных событий»

18 апреля, 2008, 12:25 Распечатать Выпуск №15, 18 апреля-25 апреля

В Украину приехал Анджей Вайда. Польский киноклассик представил на суд наших зрителей не только свой новый фильм «Катынь», но и почтил память своего отца Якуба Вайды, которого чекисты убили под Харьковом.

В Украину приехал Анджей Вайда. Польский киноклассик представил на суд наших зрителей не только свой новый фильм «Катынь», но и почтил память своего отца Якуба Вайды, которого чекисты убили под Харьковом. С Харькова, кстати, и начался всеукраинский премьерный тур «Катыни». В столице ленту показали в кинотеатре «Кинопалац», что тоже в чем-то символично. Ведь в Октябрьском дворце до Второй мировой войны размещался штаб НКВД, где проводились массовые расстрелы. Когда режиссер узнал об этом, то сказал: «Показ этого фильма именно здесь свидетельствует о победе тех идеалов, которые исповедуются».

«Катынь»В Польше премьера «Катыни» состоялась еще в сентябре прошлого года. Там ленту посмотрело уже более трех миллионов зрителей. Мировая же премьера стартовала в феврале 2008-го на Берлинале. Соответственно и мировой прокат фильма начался с этого престижного фестиваля.

Сейчас пан Вайда, которому уже 82 года, готовит свой очередной фильм. На этот раз по роману Ярослава Ивашкевича. Говорит, что после «Катыни» хотел бы отойти от военной тематики.

Польский мастер, создатель таких шедевров, как «Земля обетованная» и «Пан Тадеуш», смог вновь убедиться, с каким интересом относятся украинские зрители к его творчеству. Многие любопытствовали, как «Катынь» приняли в России? Ведь «антисоветская» тема неосторожно может перерасти в антироссийскую… Но режиссер признался, что в России после просмотра один зритель предложил залу встать и почтить минутой молчания память погибших польских офицеров.

— Я не боюсь резкого восприятия этой картины, я наоборот жду дискуссий и обсуждений, — признался в Киеве Анджей Вайда. — Этот фильм — моя творческая рефлексия на тему тех страшных событий. В картине есть эпизод, когда русский офицер (его играет Сергей Гармаш) в роли битого жизнью, немолодого майора Попова спасает жену польского офицера Анну (Майя Осташевская), главную героиню картины. А, например, в фильме «Пианист» Романа Полански уже немецкий офицер помогает выжить польскому еврею. В моем фильме не только трагическая история польских офицеров, но и история моей семьи… Потому что под Харьковом чекисты убили моего отца… Сняв этот фильм, я как бы исполнил свой сыновий долг. Ведь и моя мать, как и главная героиня фильма, верила до последнего, что отец вернется. В 1943 году была произведена репатриация могил. Ведь после 1940 года власти зорко следили, чтобы никакая информация о тех событиях не просочилась. Да, личные воспоминания и переживания очень помогли во время съемок. Судьбы целых поколений человечества связаны с этими преступлениям. Поэтому еще до открытия катынских материалов, мы тщательно собирали воспоминания жен польских офицеров. У меня целая библиотека этих архивных материалов. Конечно, я пользовался и советскими источниками. Потому что в 90-е сначала Горбачев, а затем и Ельцин рассекретили архивы СССР. Рассекретили и приказ Сталина о расстреле весной 1940 года двадцати тысяч польских офицеров, оказавшихся в советских лагерях после раздела Польши по пакту Молотова—Риббентропа.

Бюджет этой картины, по словам пана Вайды, составил 4 млн. евро. Очевидно, что «Катынь» — не заданное политическое кино, а кино общечеловеческого звучания. Пусть и с политическим подтекстом. Фильм точно «фотографирует» время — Польшу 30—40-х. Художественный и документальные пласты в картине сосуществуют органично. Подлинный эмоциональный шок вызывают сцены расстрелов польских офицеров и профессуры. Вайда сознательно не щадит зрителя. А как иначе говорить о тех трагических событиях?

В то же время фильм предлагает зрителю манеру исповедальную — авторскую. «Катынь» — это подлинный Вайда, которого ценят поклонники лучших его картин ХХ века. Но Вайда сказал своей «Катынью» главное: он режиссер и XXI века… Потому что он не «во времени в плену». У него со временем свой счет — личный.

И в новой картине нет случайных «виньеток» — здесь лишь трагедия и тревожный дух того времени. Времени, которое не приходилось выбирать. А в котором те же поляки жили и страдали — как он нацистов, так и от советов.

Показательна сцена диалога преподавателя с директором университета. «Будет ли Польша свободна? — спрашивает преподаватель. «Нет, надо смириться, наша Польша никогда не будет свободной!» — отвечает директор. Когда в 1939-м Польша попала в сферу влияния СССР, одни бежали от нацистов, другие — от советов. И выбор между двух зол был невозможен. Так как невозможно выбрать меньшее.

Тем не менее, по словам режиссера, он не сторонник крайностей, которые исповедует его героиня — выжившая в аду Варшавского восстания Агнешка (Магдалена Челецкая). Она упорствует в своем желании установить надгробие брату, хотя и знает, что уже через минуту ее арестуют и расстреляют, а саму плиту разобьют…

Польский народ в ту эпоху Вайда показал сквозь призму директора университета, которая хоть и знает о злодеяниях, но все же должна воспитывать будущее поколение, а не идти под расстрел за свои идеалы.

Актриса Магдалена Челецкая
Актриса Магдалена Челецкая
Актриса Магдалена Челецкая в Киеве после премьеры призналась:

— Та боль, которую мы передаем в фильме, — это не выдуманные переживания. Тогда эти чувства испытывали многие поляки. К тому же я хотела соотнести боль и чувства женщин того времени с переживаниями современного человека. Самое сложное, как оказалось, соблюдение этой «пропорции». Меня часто спрашивают: как изменить этот враждебный настрой обеих сторон поляков? И в картине я представляю радикальную позицию… И она есть очень противоречивой. Эта позиция демонстрирует детское мировоззрение. Когда человек мыслит лишь черно-белыми категориями. Затрудняюсь ответить, как бы я сама поступила в то время. Самое главное: мы показали трагедию выбора…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно