UA / RU
Поддержать ZN.ua

Автор первого украинского технотриллера Макс Кидрук: "Украинцев ждет кибер-панковое будущее"

Кого из современных отечественных писателей выбирает подросток? Стоит ли нашим авторам ориентироваться на жанровую литературу и нынешнее активное "компьютерное поколение"? Ответы на эти вопросы словно "сфокусированы" в фигуре модного ныне молодого украинского прозаика Макса Кидрука.

Автор: Екатерина Константинова

Кого из современных отечественных писателей выбирает подросток? Стоит ли нашим авторам ориентироваться на жанровую литературу и нынешнее активное "компьютерное поколение"? Ответы на эти вопросы словно "сфокусированы" в фигуре модного ныне молодого украинского прозаика Макса Кидрука. Его называют "автором первого украинского технотриллера" ("Бот"). Он также стал писателем-рекордсменом, проведя самый масштабный промо-тур за всю историю нашей современной литературы: десятки городов, сотни презентаций ("Твердиня"). Один из его героев хочет остановить нашествие подопытных "ботов", солдат нового поколения, чьи мозги объединены в одну сеть. Другие же персонажи ищут в потерянном городе Паитити инкскую твердыню… На сегодняшний день у 30-летнего Макса, активного писателя и путешественника, уже 12 книг. Бывший научный работник-технарь (родился в городке Владимирец на Ровненщине) вышел в круг лидеров современной украинской жанровой (!) литературы, которая, как выяснилось, весьма нужна не только подросткам.

- Как писатель, как ученый, как автор первого украинского технотриллера - что вообще думаете о ходе наших политсобытий и результатах выборов?

- Не делал никакого поста в своем блоге на эту тему, чтобы не выглядело латентной пропагандой. Что думаю? Произошел нормальный процесс. Знаю, что много разочарованных… Другие начинают фыркать - дескать, снова избрали олигарха. Но "второго Януковича" уже не будет. Не стоит искать Иисуса Христа. Идеальных людей не бывает, как не бывает идеальных лидеров. Просто надо сделать так, чтобы новый лидер со своими слабостями, недостатками не мог эти слабости и недостатки удовлетворять и вредить людям, его избравшим. В этом смысле Майдан и тот факт, что мы сняли Януковича, - это шаг вперед. Не знаю, каким президентом будет Петр Алексеевич - хорошим или плохим. Но таким, как Янукович, не будет.

- А если описать наши выборы именно с художественной позиции, как украинский технотриллер, то...?

- Это вообще шикарная история! Но пока за тему выборов приниматься рано. Следует описать нашу кровавую зиму. Это в первую очередь. Назовите книгу, которая ассоциируется с оранжевой революцией. Такой книги нет. А для общества это было знаковое событие. Поэтому считаю, что надо писать о революции на Майдане.

Должна быть книга, которая бы четко ассоциировалась с нашими недавними реалиями. Замысел пока зреет, не люблю загадывать наперед. Мои планы на год - выход нового технотриллера "Жорстоке небо", драматической истории о расследовании авиакатастрофы украинского самолета. Книга дописана. Второй проект - перевод "Бота" на польский язык. Это уже второй перевод после русского. В сентябре состоятся две презентации - в Варшаве и Кракове.

- Макс, если моделировать будущее Украины посредством близкой вам эстетики кибер-панка - каким оно может быть, должно быть, отталкиваясь от последних наших событий?

- Ой, нам бы сейчас на Востоке разобраться… Но на самом деле "программирование" в Украине развитое. Чего, к сожалению, не понимает Россия. В будущем мощными государствами будут не те, у которых ресурсы. А те, что будут производить интеллектуальный продукт. Например, хирургическую операцию лет через 100 смогут выполнить роботы, но программы для этих роботов всегда будут писать люди.

И я в этом плане - оптимист. Потому что у нас, в Украине, есть мощные девелоперские компании, имеющие прибыль по 30% в год. Они строят огромные офисы. Эти компании с иностранным капиталом получают проекты от американцев, а затем нанимают индусов и руководят проектами. И потому я спокоен.

Мы не будем плестись в хвосте. Словом, украинцев ждет кибер-панковое будущее. Надеюсь, что исключительно светлое.

- На своей странице в ФБ вы писали о желании прочесть книгу "Повседневная жизнь в Северной Корее". Почему именно Северная Корея? И нет ли в этом намека на наше государство-соседа?

- Эту книгу я вспомнил, собственно, для того, чтобы "стебануть" россиян, читающих мои блоги. А я знаю, что они читают!

Эти блоги читают почти все мои родственники из России. Таким образом хотел показать, к чему идет их страна.

Северная Корея - классический пример тоталитарного государства, которое ради навязывания своих догм держит в страхе и колоссальной информационной блокаде все население. Как и Россия держит население в страхе перед мифическими бандеровцами.

Сколько у нас на выборах набрал Ярош? Около 1%! Это же мизерная поддержка. Но "Правым сектором" пугали Россию и пол-Украины. То, что у них идет по ТВ в России, - это даже не пропаганда… Трезвомыслящий человек назвал бы это бредом.

Мне пришлось побывать во время египетской революции в Каире. Первое, что сделал Мубарак, - отключил Интернет и мобильную связь! А руководство России ведет себя так, будто Интернета не существует. То, что им удается влиять на миллионы людей с помощью ТВ, - вообще уникальный случай в истории человечества. Мои родственники реально верят, что Владимира Рыбака убил "Правый сектор"...

- Ваши книги все же больше ориентированы на украинских подростков. Такая адресная аудитория выбрана сознательно?

- Просто подростки, которые приходят ко мне на презентации, чрезвычайно отличаются от других. Это активные молодые люди, у которых горят глаза, у них жажда к чтению, к новым идеям. Они верят в свою страну. В то же время у меня нет розовых очков. Поскольку стоит выйти на улицу - и увидишь другую картинку. Вопрос в том, кто из этих двух масс победит. Кто в будущем будет руководить страной? Или вылезшая нынче гопота... Или же ребята, которые сидят и читают научно-популярные книги и технотриллеры?

- Как считаете, можно сегодня вернуть подростков к активному чтению? Ведь они исключительно в компьютерных играх, и многие из них даже понятия не имеют, кто такой Жюль Верн.

- Можно. Но в плане украинской литературы это должен быть, очевидно, не Михаил Стельмах… Я не преуменьшаю некоторых авторов, однако поощрять к чтению молодого человека надо современными книгами, в которых напряженный сюжет, эмоциональность.

Например, читая "Бота", молодой человек может узнать о технологиях, программировании, фрактальной геометрии, о человеческом мозге. А в "Твердині" - история инков, конкистадоры, всевозможные руины, определенная письменность и т.п. Это развивающие книги. Т.е. ты читаешь захватывающую историю, узнаешь что-то новое.

Возможно, такие книги - разумный компромисс, который позволит привлечь к чтению многих молодых людей…

- Галина Пагутяк в своем предисловии к книге "Твердиня" пишет о определенных параллелях - технотриллеры от Жюля Верна, Майкла Крайтона. Есть ли у вас некий ориентир в мировой литературе, т.е. творческая планка, которую хотели бы достичь?

- Вы назвали Майкла Крайтона. Этот писатель - отец технотриллера. Да, фактически, я считаю, что из него вырос. Сейчас читаю многих других авторов - это Дэн Симмонс, Стив Берри, Стивен Кинг, Джеймс Роллинс… Эти писатели пишут триллеры, технотриллеры, хорроры, какие-то криминальные современные романы. Поэтому теперь стараюсь отходить от Крайтона и писать социально ориентированные психологически напряженные романы. Т.е. отходить от сугубо технологического трэша. Делать романы для всех. Все равно "Бот", как бы там ни было, - пацанячий роман, а вот "Твердиня" - в меньшей степени. Новое "Жорстоке небо" - роман для всех. Что имею в виду? Эта книга будет интересной и 13-летнему мальчишке, и 20-летней студентке, и женщине возраста моей мамы. Больше не хочу ограничиваться определенной аудиторией, ориентированной на экшен, на современные технологии…

- Расскажите об этапах рождения сюжетов ваших книг, например "Бота", "Твердинi". Вы заранее "в голове" держите композицию? Многое ли рождается в процессе, когда садитесь за ноутбук?

- Для начала появляются идеи. Откуда они берутся? Отовсюду. Возможно, из прочитанных книг. Иногда одна фраза может натолкнуть на "свой" сюжет - оригинальный. Частично - из путешествий, ведь я много путешествую, ищу реальных героев.

Иногда эти истории появляются ниоткуда. Я записываю, ставлю в очередь, потому что есть другие истории. И когда приходит время, начинаю писать.

Прозаик - это работа. Ждать вдохновения - бред. Стараюсь продумать фабулу, прежде чем сажусь писать. Писать роман без готовой фабулы - то же самое, что с моей физической подготовкой поехать в Одессу, зайти в Черное море и грести в направлении Турции. Не догребешь! Поэтому начинаю работу над романом, когда у меня есть стабильная фиксированная фабула.

Безусловно, в процессе что-то меняется. Иногда бывает, что начальные условия развиваются в нечто такое, что заставляет твоих героев вести себя иным образом. К тому же каждую книгу я дополняю рисунками и музыкой, которую рекомендую слушать. Считаю, что это оживляет текст. Это прикольно, когда читаешь и смотришь схемы, карты, рисунки! Это втягивает читателя в историю. А рекомендованная музыка - преимущественно та, под которую я писал… Если читатель хочет погрузиться в атмосферу, в которой создавалась книга, можно прослушать музыку.

- Недавно у вас вышла новая книга - "На Зеландію!".

- "На Зеландію!" - это тревел, автобиографическая история о странствиях. Совсем другой жанр, чем "Твердиня", "Бот" или "Жорстоке небо". Это требует другого стиля написания, там нет сложных конструкций, которые есть в "Твердинi". Все просто, четко, лаконично, эдакий хемингуэевский стиль, требующий репортажности. Книга вышла в январе.

- Чем вас привлекла Новая Зеландия? Почему, скажем, не Буркина-Фасо или Республика Чад?

- "На Зеландію!" включает три составляющих части. Первая - мои впечатления от египетской революции, вторая - описание того, как меня арестовали в Дамаске, когда я уже убегал из Каира. И третья - события в Новой Зеландии.

Что было в Новой Зеландии? Это акции, задуманные мной вместе с шоуменом Сергеем Притулой как ответ Крегу Моргану, приехавшему к нам за женой… Если помните, в начале 2011 г. одна из радиостанций Новой Зеландии устроила конкурс для слушателей "Стань победителем и получи "приз" - жену-украинку". Победителю предлагалась двухнедельная поездка в Украину. И наше эскорт-агентство обещало ему каждый день новую девушку! Такой публичный секс-тур…

Мы с Сергеем задумывали свою акцию, чтобы поставить новозеландцев на место. И мы ее воплотили. Именно об этом - третья часть книги…

- Вы много путешествуете, говорят, посетили 33 страны. Какое место на земном шаре вас больше всего привлекает?

- На самом деле, если считать Ватикан, то 32 страны. А очень привлекает остров Пасхи. Это место для меня - однозначно номер один в мире. Самый отдаленный кусок суши на планете Земля… Статуи с длинными носами, ушами просто завораживают. Одно слово, уникальное место. Маленький кусочек суши посреди Тихого океана. И вопреки этому - остров был когда-то домом для немногочисленной, однако чрезвычайно мощной цивилизации.

- Кстати, почему вы в свое время прервали обучение в Стокгольме и вернулись в Украину?

- Это связано не со Стокгольмом… Просто я не хотел дальше заниматься инженерией… Если бы защитил диссертацию в аспирантуре Королевского технологического института, мог бы и дальше там оставаться и преподавать. Но решил быть писателем. Вот и все. Причина простая. Там было все классно, замечательные условия, ведь жизнь в Швеции - как у Бога за пазухой. Это одна из самых стабильных и богатых стран Европы. Но это не то, чего я хотел.

- Тогда почему в этой стране, где все как у Бога за пазухой, такой большой процент самоубийств среди населения?

- Там нет вызовов. Человек рождается, и он знает, в какую школу пойдет, в какой вуз, на какую работу. Потом он должен приобрести дорогую машину, квартиру, дом. У шведов - уникальная стабильность! И они этого не ценят. Представьте: это им кажется скукой! У нас жить труднее, но интереснее. Есть вызовы, мотивации. А у них не за что бороться, и это страшная проблема. В Швеции у человека могут быть способности, но он и дальше будет двигаться по накатанному пути…

- Вы много путешествуете, знаете мир… У читателей даже может возникнуть вопрос: а как себе это может позволить молодой украинский писатель?

- Конечно, может… Только для этого он должен быть профессиональным писателем. У украинцев существует стереотип: для того, чтобы путешествовать, надо быть миллионером. Есть дешевые авиалинии, хостелы, наконец - автостоп. Т.е. много способов, чтобы удешевить путешествие, надо только знать, как. В общем - это просто.

- А вообще, писатель может прожить лишь благодаря литературе?

- Так ведь, я же живу…