Все слышали легендарное трио теноров, еще недавно пленявших весь мир, не гнушаясь даже стадионов. Чем невольно подавали пример многим своим коллегам помельче. Кто же придет им на смену?
Первое выступление Пласидо Доминго в Киеве, запланированное на июнь прошлого года на Софийской площади, по техническим причинам не состоялось. По данным достоверного источника, близкого к певцу и пожелавшего остаться неизвестным, Доминго готов выступить у нас в ближайшем будущем. Впрочем, прославленный тенор присутствовал в Киеве инкогнито на финальном матче ЕВРО-2012, ставшем триумфом испанцев.
Хосе Каррерас не раз радовал Украину своими выступлениями (включая негласный концерт в Днепропетровске по частному приглашению). В столице он даже пел в дуэте с Ольгой Микитенко. Лучано Паваротти вообще нас не жаловал. Некоторые киевские толстосумы имели возможность отправиться разве что на его концерт в Словакию, который тенор дал в преклонном возрасте.
Трио теноров, известное украинцам исключительно "по телевизору", уже никогда не явится пред наши очи вживе. Остается лишь гадать, что век грядущий нам готовит. Кто займет три недостижимые позиции в оперной иерархии конца прошлого века - Паваротти-Доминго-Каррерас? Об этом нетрудно погадать-пофантазировать…
Итальянец Роберто Аланья - безусловно, тенор номер один в мировой иерархии последнего десятилетия. Самый быстрый поезд преодолевает расстояние между Женевой и Коппе всего за 9 минут. Именно там, в Коппе, на берегу Женевского озера, стоит роскошный особняк бывшей четы Аланья-Георгиу. (С оперной суперзвездой, сопрано румынского происхождения Анжелой Георгиу Аланья официально уже развелся).
Упомянутый городок Коппе в кантоне Женева невелик - старинный замок, парк и одна главная улица. Есть также пристань, а в отдалении - железнодорожная платформа. Вот и все. Но дом, принадлежащий чете звезд, стоит и поныне. Ворота на его территорию всегда открыты, установленная у входа табличка гласит: "Частная собственность, просьба не входить!".
Кто же дальше? Йонас Кауфман - немецкий тенор, делающий ныне головокружительную карьеру. Ему доступен весь мировой репертуар - от Моцарта до Верди. Однако его имя нам малознакомо, ведь для украинского слушателя многие другие имена тоже остаются в тени. Вспомним лишь о некоторых недавних работах Йонаса. Это Манрико ("Трубадур" Верди) и Каварадосси ("Тоска" Пуччини) в Мюнхене, "Дон Карлос" (заглавная партия) в Лондоне, "Лоэнгрин" в одноименной опере в Ла Скала и Флорестан в бетховенском "Фиделио" в Париже.
Еще один лидер цеха теноров - Артуро Чакон-Крус. Он, как и Доминго, - мексиканец. Два года назад его выступления в партии Герцога в вердиевском "Риголетто" потрясли всех, кто приходил в Королевский оперный театр Осло. Сидя в зале, вы неожиданно ловили себя на мысли, что, слушая эту хрестоматийную оперу, можно наслаждаться, а не просто "терпеть до конца", как это, увы, иногда случается в Киеве... Кстати, он выступал на сцене и с нашим басом Тарасом Штондой. Голос Артуро "фоногеничен". Даже пиратская видеозапись из youtube, сделанная "из-под полы" на спектакле "Богемы" Пуччини, выявляет всю прелесть его тембра во время исполнения арии Рудольфа. Этот артист скоро по праву станет в ряд первых теноров мира. Недавно Артуро спел Рудольфа в Майами. Среди остальных его недавних ангажементов - Эдгардо в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти в Овьедо (на севере Испании), Пинкертон в "Чио-чио-сан" Пуччини в Мюнхене.
Мы "хотим в Европу". Хотя даже не подозреваем, что для этой самой Европы остаемся глубокой провинцией. И речь тут вовсе не о политике. Но в оперном смысле - мы определенно надолго останемся провинцией.
На сегодняшний день есть только один безусловный мировой лидер, достойно представляющий нашу страну на сценах мира. Это сопрано Людмила Монастырская. Далее можно назвать, как максимум, еще три имени - сопрано Оксана Дыка, а также теноры Дмитрий Попов и Марьян Талаба. Значит (в шутку говоря) на каждые 10 млн населения Украины приходится ровно одна оперная звезда международного масштаба!
В системе работы немногочисленных оперных театров Украины вообще не предусмотрена практика приглашения иностранных солистов (как дорогих и средних, так и подешевле). Наши труппы стационарны. Консервативны. А бюджеты театров - крайне ограничены. Поэтому, если какой-нибудь безумный украинский театрал захочет услышать современную оперную звезду в расцвете ее таланта, ему придется истратить около тысячи долларов на вояж в Европу. В бюджет такой поездки будут включены перелет, проживание в гостинице хотя бы в течение одной ночи, стоимость театрального билета (максимум - 300 евро) и карманные расходы. Вот и выбирайте: либо два билета на Лепса в первом ряду, либо оперный спектакль в Ла Скала...
Несколько слов о великом Лучано Паваротти. Он родился, прожил всю жизнь и умер в небольшом городке Модена на севере Италии. Вы и сейчас можете туда приехать на поезде из Болоньи - расстояние невелико. Пройтись по площадям, посмотреть старинные здания, как это делал автор этих строк. Модена известна в Европе своими бальзамическими уксусами, едва ли не самыми знаменитыми в мире. В каждой витрине - уйма подарочных флакончиков. А меж тем, именно здесь коротал свой век самый знаменитый тенор минувшего столетия. На его похороны приезжала и наша Виктория Лукьянец - просто так, не как вип-персона. Ведь она когда-то пела с Лучано в "Бале-маскараде" Верди.
Что еще сказать о легендарных тенорах ушедшего века? Каррерас болен и почти не выступает.
Доминго взял в руки дирижерскую палочку и теперь совмещает свои нечастые выступления в опере с блестящей карьерой дирижера. В апреле прошлого года в Валенсии, в Центре искусств королевы Софии, он дирижировал оперой Массне "Сид", а главную партию на сцене исполняла Людмила Монастырская. Там же Доминго исполнил партию Атанаэля в опере "Таис" Массне.
Для того, чтобы кто-то из современных зарубежных оперных звезд выступил в нашей стране, необходимо, по меньшей мере, несколько условий. Во-первых, он должен состариться. Ибо истинные оперные звезды посещали Киев лишь в преклонном возрасте (начиная с Ренаты Тебальди в 70-х гг. прошлого века и заканчивая несколькими выступлениями в Киеве Монтсеррат Кабалье). Во-вторых, он должен сделать карьеру в США. Эта супердержава с ее индустрией развлечений уже полвека диктует всему миру, что хорошо, а что плохо. В-третьих, он должен принять участие в каком-нибудь компромиссном "попсовом" проекте (в крайнем случае - кинопроекте, мюзикле или рок-концерте). Это сразу повлияет на продажи его дисков. Вероятнее всего, и в этом случае дело не обойдется без всемогущего вмешательства США.
А в-четвертых? В-четвертых, картинки из телевизора и глянцевых журналов окончательно убедят консервативного отечественного потребителя в том, что ему таки стоит выложить пару тысяч кровных гривен за концерт имярека - где бы вы думали? Конечно, в "микрофонном" дворце "Украина". То есть все вполне предсказуемо. Ибо у нас нет сумасшедших миллионеров-меломанов, которые были бы готовы из любви к искусству пойти на риск и инвестировать средства в концерт того же Роберто Аланья. Да и вряд ли они знают, кто это такой.
Если захотим описать его сезон 2013–2014, здесь даже не хватит места. Попробуем обойтись лишь названиями некоторых опер, в которых он дебютировал в последнее время - "Дон Карлос" и "Бал-маскарад" Верди, "Любовный напиток" Доницетти, "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Кармен" Бизе, "Вертер" Массне, а также многое другое плюс сольные концерты. В нашем условном рейтинге Роберто должен быть самым первым. Это не предвзятость, а объективные наблюдения со стороны, ибо я ему "не друг и не родственник"…
Надо признать: в мире не так уж мало хороших теноров. Но упомянутой тройке новоявленных звезд свойственны не только одаренность, прекрасный тембр и карьерное везение. Все они - весьма фактурные и харизматичные личности, типичные "сердцееды".
Впрочем, объединятся ли три вольно упомянутых мною тенора в новое трио XXI века? Вряд ли. Ибо амбиции успешных оперных солистов безграничны. Их гонорары сопровождаются четырьмя нулями. Да и сегодняшняя жизнь мало располагает к возникновению творческих тандемов. Значит, остается ездить в Европу или следить за новостями.