Мой сегодняшний собеседник - Митрофорный протоиерей Василий Савчук, настоятель трех хотинских храмов: Свято-Николаевской или, как называют люди испокон веков, Красной церкви, храма Св. князя Александра Невского и храма Св. Константина и Елены в Хотинской крепости. Надо сказать, что я долго искала его дом, предполагая, что это будут хоромы как минимум двухэтажные. Искала-искала. Показали добрые люди. Весьма скромный небольшой домик. Очень утомленный и, видимо, серьезно больной, но радостный, приветливый и простой человек встретил меня на пороге.
- Отец Василий, почему древняя церковь Святого Николая называется Красной?
- Люди так называют ее испокон веков. Потому что «красна» - значит «красивая».
- Как вы стали священником? Ведь у вас в семье не было священнослужителей, вы и не мечтали, и не думали, что когда-нибудь станете настоятелем целых трех храмов - церкви Святителя Николая, храма Святого князя Александра Невского и храма Св. Константина и Елены.
- Я служил в армии в афганской учебке в Ашхабадском Кешинском полку. На территории части №81102 стоял разрушенный храм. Там был, как и во многих других местах Союза, обычный военный склад. И в 1988 году, когда началась перестройка, старушки (понятия не имею, как они попадали на территорию части) стали пробираться туда. Кто-то им посоветовал написать в Москву начальнику политотдела Вооруженных сил. Написали. И случилось так, как случилось. Господь дорогу проложил. Командир наш, подполковник Мишенков, назначил мне наказание за какое-то незначительное нарушение - вычистить этот склад. Вернее, все-таки храм. Этот храм с 1917 года засоряли и загромождали, а за сутки нужно было его вычистить. Попросил у земляка Ивана Бойко с Волыни взвод солдат. И мы стали выносить всякий хлам, убирать, чистить, мыть. Открылась такая красивая плитка восточная с жаворонками. Стали туда ходить люди.
Это был мой первый храм. И заставил меня его «сделать» гроза полка Мишенков.
Во время службы и после я сильно болел. Сначала тиф, потом малярия. Когда лежишь в госпитале, есть время подумать. Наверное, именно тогда я задумался о будущем. Моя бабушка Анна, фронтовая вдова, была истинно верующая, очень воцерковленная, она меня многому научила. И после армии я поступил в духовную семинарию. А в 1991 году получил приход в Хотине, в том числе и военный храм Александра Невского Хотинской крепости. Именно тогда я вдруг стал часто вспоминать свой первый храм. Думал, а почему не спросил, как он назывался. Ведь каждый храм, как и человек, имеет имя. Христиане Хотина сделали мне неожиданный подарок и вручили документально подтвержденный запрос, что на территории Кешинского полка восстановлена Полковая церковь, храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Вот они, пути Господни.
- Говорят, что когда в восстановленный Хотинский Александро-Невский храм приезжал тогдашний президент Ющенко, и...
- Приезжал. У нас в Украине часто так было: как меняется власть, так и церковь отнимают. Правда, вот был у нас хан Батый - все забирал, а в веру не лез. Храмы православным оставил. А тут Ющенко приехал. В церковь вошел, посмотрел, как мы ее восстановили…
- И когда вернулся в Киев, распорядился ее отобрать?
- Почему же когда вернулся?.. Сразу. Как вышел из церкви, так прямо на ступеньках своим подчиненным и сказал: а почему, мол, это не наша, а русская православная церковь стоит на территории государственного заповедника?
И его подчиненные, Балога, еще кто-то по строительству, как подхватятся!.. Поприсылали сюда своих миссионеров, действовали тихо. Как Иуда. Захотели взять на прочность Хотин! Да у нас не было другой веры, кроме православной. Козаки, воины умирали - все были православные. Наши люди испокон веков православные.
Я им сказал: у нас такое дело не пройдет, нам уже 1000 лет. Люди тогда так стали за храм Божий, что потом нас просили утихомириться.
Были, конечно, местные политики, которые укоряли: почему это церковь вражья православная в нашем украинском государстве стоит? А я им ответил: люди, ну что ж вы свою историю не уважаете! В 1806 году Михаил Илларионович сам лично заложил камень на освящение этого храма. Какой-какой? Фельдмаршал Кутузов. Вот какой! «Ну и что, - опять доморощенные политики говорили. - Отец Василий, зачем ты ее восстанавливаешь? Ведь Александр Невский был москаль». А я им, бедным, говорю, что этот москаль - правнук князя Владимира! И племянник Данила Галицкого!
- Отец Василий, ну вы тут будто живете в центре времени. Рассказываете так, словно Кутузов Михаил Илларионович пару дней назад отсюда уехал… по делам своим.
- А слушай, как писатель Михайло Крылатый написал про Кандыбу. Знаешь Кандыбу? Как, не знаешь?! Вон же у нас улица есть Марка Кандыбы. Казаком был в Хотинской крепости в 1621 году. И Крылатый пишет, что остался Кандыба залечивать раны у вдовы на краю Хотина. И два сына родились, пока он те раны залечивал. И сыновей послали в 1648 году на войну. Туда, где Хмельницкий погиб в Ясах…
А Марка Кандыбу выбрали головой христианской громады при Красной церкви. Он ведь грамотный был, умел читать и писать. Турки же не разрешали украинцам и русским учиться грамоте. А Марко на Сечи учился читать и писать. Там закон был грамоту знать, всех учили.
Купил, значит, Марко Кандыба у цыган на базаре коня. Грамотный-то он грамотный, но хитрые цыгане обманули его - дали коня слепого. И вот (так написано в книге Крылатого) вел он этого коня через турецкий мост. Ты сюда к нам ехала, проезжала мостик?
- Да, проезжала.
- Так вот! Это именно тот самый турецкий мост! И Кандыба вел этого коня под уздцы, ему ж стыдно было. И там у Крылатого как написано: «…перейшов турецький міст, хутко оминаючи хатки, щоб ніхто не бачив, попрямував в центр міста, де гордо височіла древня Свято-Миколаївська Красна церква в оточенні височенних лип, де було багато безногих, безруких, нещасних, і чекали, що буде служба і їм щось дадуть».
Так что историческая эта у нас церковь - есть летопись XII-XIII столетий, старинные иконы. Есть много книг, которым более 500 лет. Три раза отбирали ее и превращали в мечеть. Но из пепла поднималась она, веками стояла. Тут вера и молитва никогда не угасали. Хотинцы, наследники православных казаков, всегда здесь получат благословение.
- Отец Василий, по вашим рассказам можно предположить, что вы много читаете книг по истории.
- Ведь тут же все рядом! Вот смотри. На краю Хотина, недалеко (можешь пойти посмотреть), как раз в хате Семеновых жил мусульманский паша Колчак. Он комендантом Хотинской крепости служил. Это был прадед уже православного, того самого адмирала Колчака.
Так я про пашу Колчака. В 1709 Катерина II приказала его арестовать. Забрали его в плен, дали пять домов и пожаловали соболиную шубу. Такой был плен. С уважением императрица отнеслась, по-царски. Опять пути Господни... Семью его правнука адмирала Колчака знаешь, где прятали, пока тот воевал? В крепости нашей. Тут прятали жену и ребенка адмирала Колчака, в Хотине.
- Отец Василий, а как вы восстанавливали все три храма?
- Заслуги моей здесь нет. Это заслуга святых покровителей каждого храма. Мы реставрировали общиной. Ни одной копейки от государства тогда не получили, да и не хотели. Красную церковь - с Богом и людьми. А храм Александра Невского за тридцать семь суток восстановили. Все до миллиметра по старым фотографиям 1936 года.
- За 37 суток? А иконопись?
- Хороший иконописец приехал. Восстанавливал иконы по тем же фотографиям, и каждая неравнодушная семья работу оплатила. И теперь их дети и внуки будут знать, что эта икона в церкви - от их семьи.
Я тогда был такой больной, совсем больной - из реанимации ушел. И стал молиться, просить Бога. Говорил: я всегда это делал, Боже, старался, но сейчас не могу - сделай Ты…
И за 37 суток в храме была проведена полная внутренняя реставрация, согласно первоначальному виду.
- Президенты приезжали?
- Да. Все были. Януковича еще не было. А так - все. Вот на 1000-летие Хотина приехал Леонид Кучма. Вышел из машины, и прямиком мне руку пожимать. А мне неудобно. Со мной рядом два владыки стояли около храма. А он мне руку жмет.
- Наверное, подсказали ему, что это вы храм восстанавливали…
- Нет, я просто среди нас троих самый большой был. По размеру. И самый высокий.
- Отец Василий, вот слушаю вас и не пойму: а для чего вам нужно участие в светской и политической жизни города? Вот вы депутат городского совета…
- Из-за них же, из-за святых храмов.
Первый раз меня фронтовики-ветераны решили выдвинуть - пришли, попросили. Это были годы тяжелые, перестройка. Всегда на День Победы в Красной церкви мы накрывали торжественный обед тут в храме, и старались помогать фронтовикам.
Ну и так уже третий депутатский созыв.
А теперь мне в горсовете стало стыдно сидеть. Чем дальше, тем совестнее. Ну вот, смотрите: тут стоянка такси - не платили городу ни копейки. Запрос - мне. Разве я, священник, должен разбираться?
Теперь дальше! У нас воскресная школа - деточек учим. Сорок человек, как деревца, растим. А отопления в этой школе нет. Надо делать.
И потом - храмы наши. Вот теперь древний храм XIII века в самой крепости, храм Св. Константина и Елены. Наморочил голову - власти сдвинулись с места, реставрируют. Слава Богу.
Я сам из Старых Броскивцив Сторожинецкого района. И там в детстве, и здесь в Хотине я еще застал благородных крепких людей, которые прошли войны, невзгоды, помнили и царя, и румын, и Советы, - а веры своей никогда не оставляли, всегда верили. Поэтому было бы стыдно перед ними - хотел сделать так, чтобы купола древнего храма золотом сияли. Для них, именно для них я старался отчистить. Еще бы отчистить до такого блеска душу свою и людей!
- Вы постоянно занимаетесь благотворительностью, отец Василий. Как духовник. И как депутат?
- Это нельзя. Тихо надо делать. Не надо это обсуждать, говорить об этом, не надо писать. Знаешь что? Я теперь на день Св. Николая в наши интернаты не хожу. Ходим мы так, чтобы никто не знал. А то зачем я туда приду? Чтобы, как депутаты, начальство разное, сфотографироваться там с коробками? И так один раз в год?
- А как вы относитесь к тому, что все власть имущие гуськом в храм потянулись?
- Все имеют право. Все дети Божьи.
Слава Богу, молодежь ходит. И певчие есть молодые, деточки поют. И если кого-то нет, если людей мало верующих, значит, я что-то делаю не так.
- Расскажите о вашей семье.
- Трое детей. Два сына, одна дочь. Сынок старший окончил военный лицей, отслужил в армии и учится на юриста. Дочечка учится в педколледже, а малый - в школе. И много еще детей у меня. Духовных.
- А есть поступки, которыми вы гордитесь?
- Записывай: нету.
- А будут?
- Когда сделаю - скажу.
- Как вы отдыхаете?
- Ээээ… (Смеется) Та не знаю. Никак.
- Какие языки вы знаете?
- Украинский, русский, церковно-славянский, немножко греческий, арабский и румынский.
- Вы верите в чудеса? Странный вопрос священнику, правда?
- Мы все ищем чудес. Вот бедная женщина говорит: «Мне не помогло в селе нашем, пойду в Большую лавру. У нас плохой священник. А там - хороший. Потому что там храм больше». А ведь не место освящает человека, а человек - место. Все ведь от самого человека зависит. Чудо - по вере.
- Как относитесь к другим конфессиям?
- Ну что… Написано: придет время и будет одно стадо и один пастырь.
Гордость моя в том, что Благодатный Огонь на Пасху сходит только по православному чину и только православному патриарху.
Но вот я еду во Львов - уважаю веру людей, которые там живут. Еду в Сумы, в Хоруживку. И той громаде я обязан поклониться. Ты знаешь, что когда мы храм Александра Невского восстанавливали, нам люди и из еврейской общины тоже помогали. Так как же мне не относиться к другим верам с почтением?
- Конец света будет, отец Василий?
- Нет, не будет. Кому мы такие нужны? Ненамоленные, нерадивые, суетные… Не готовы мы еще. Богу мы такие не нужны. Как если сделать мебель из необтесанного дерева. Зачем она такая нужна?
- Когда вы чувствуете себя счастливым?
- Когда еду в Иерусалим. Едем на Святую Землю с группой христиан. В Египет, где маленький Христос жил. Еду туда больной, тяжело там ходить. Иду пешком долго, молюсь. Надолго той благодати хватает, чтобы нести на плечах своих овец и самому идти. Вот это моя радость.
И то еще, что доверили мне древнюю духовную часть Хотина. Это самая большая для меня радость. Приезжай сюда. Детей привози. Весной. Когда сады кругом храма цветут. Благодать…