Сигнал по флоту: «Газы!»

Поделиться
О том, что Киев готов отказаться от своей давней позиции по модернизации российского ЧФ, базируемого в Крыму, наше издание писало не раз.

Продать уже однажды проданное? Почему бы и нет. Во всяком случае, Виктор Янукович к этому стремится.

О том, что Киев готов отказаться от своей давней позиции по модернизации российского ЧФ, базируемого в Крыму, наше издание писало не раз: после харьковских соглашений, продливших существование российской военно-морской базы в Украине до мая 2042-го, для украинского руководст­ва было естественно сказать и «Б». Но подарки Киев не собирался делать. Вопрос был в предмете размена.

В прошлом году речь шла о договорно-правовом оформлении украинско-российской границы, прежде всего, о делимитации Керченского пролива. Ныне в Киеве вновь, как и весной 2010-го, решили увязать вопрос Черноморского флота с ценой на газ: наши собеседники считают, что соглашение по модернизации ЧФ РФ - один из элементов обсуждаемого Киевом и Москвой обширного пакета договоренностей, предусматривающих снижение цены на газ для Украины. Во всяком случае, обращают внимание наши источники, именно после встречи Виктора Януковича с Дмит­рием Медведевым в Донецке было объявлено решение о визите в Украину главы российского оборонного ве­домст­ва Анатолия Сердюкова.

После переговоров с Михаилом Ежелем Анатолий Сердюков заявил, что Киев и Москва подготовили два проекта дополнительных соглашений, касающихся базирования Черно­морского флота Российской Феде­рации в Крыму. По информации ZN.UA, речь идет о согласовании передвижения подразделений ЧФ РФ вне мест их дислокации и о предупреждении чрезвычайных ситуаций в местах дислокации ЧФ РФ. (В этих документах очень заинтересована украинская сторона.) Но во время переговоров главы оборонного ведомст­ва обсуждали и другие соглашения. В том числе касающиеся объектов навигационно-гидрографического обес­печения (НГО), которые занимает Черноморский флот России на полуострове, и модернизации военной техники и вооружения подразделений ЧФ, дислоцированных в Крыму.

Первый документ должен закрепить за Россией использование маяков, которые украинская власть долгие годы безуспешно пыталась вернуть под свой контроль. Москва намеревалась сберечь за собой свободу в использовании НГО, не неся при этом никакой ответственности. Второе соглашение даст россиянам возможность осуществлять замену устаревших кораблей и самолетов на новые. «Мы хотим осуществить замену старых кораблей на новые. Не увеличить плавсостав, а заменить», - обозначил на пресс-конференции позицию Москвы Анатолий Сердюков. Но по этим пунктам министры пока не пришли к согласию.

Наши собеседники отмечают, что работа над соглашением о модернизации вооружения и техники идет давно. Для россиян это одно из принципиальных соглашений, поскольку позволяет сделать Севастополь относительно боеспособной военно-морской базой, где находились бы современные корабли, в том числе и класса «Мистраль». В противном случае корабли Черноморского флота, базирующиеся в Крыму, превратятся в ржавые развалины. Собственно говоря, этого и добивался долгие годы Киев: используя то, что процедура обновления ЧФ, базирующегося на украинской территории, не прописана, украинская власть проводила политику «класс на класс, тип на тип». Но после харьковских соглашений россияне активизировали свои усилия по подготовке к подписанию документа о модернизации.

Собеседники ZN.UA рассказывали, что позиция украинской стороны до последнего времени заключалась в том, чтобы в соглашении об обновлении военной техники и вооружения были прописаны не только механизм, процедура их замены, но и был зафиксирован пункт обязательного согласования с Украиной замены кораблей, самолетов. При этом сами россияне предлагали украинской стороне, чтобы техническое обслуживание этих российских кораблей проводили судоремонтные предприятия Украины, пытаясь таким образом добиться от украинцев согласия на скорейшее подписание документа.

Зачем это требуется России? А зачем нужна российскому руководству военно-морская база в Крыму? Су­щест­вует разрыв между военно-техни­ческой необходимостью соглашения о модернизации и его политической значимостью. С военно-стратегической точки зрения ценность Черно­морского флота невысока - это не российские Северный и Тихо­оке­анс­кий флоты. (Впрочем, по мере увеличения транзита энергоносителей через Черное море значение ЧФ РФ может возрасти.) И уж если модернизировать Черноморский флот, то Москва вполне может обновить ту часть флота, которая базируется на российской территории. Тем более что для этого разрешения Киева не нужно.

Но Севастополь оказывает сакральное воздействие на умы российского руководства, заставляя цеп­ляться за военно-морскую базу в Крыму. Для русских Севастополь не просто город, а ностальгический символ имперского величия России. И потому ради сохранения базы и укрепления ее военного потенциала Моск­ва готова идти на уступки Кие­ву. Ведь соглашения по Черноморс­кому флоту вновь можно будет подать внутреннему российскому потребителю как большой успех российской дипломатии. Не говоря уже о том, что любое усиление позиций ЧФ России в Крыму усиливает и позиции России на полуострове.

Правда, россияне наверняка хотели бы разменять соглашения по модернизации Черноморского флота РФ на подписание документов, в которых так заинтересован Киев - о предупреждении чрезвычайных ситуаций в местах дислокации российского ЧФ, о действиях сторон в случае возникновения кризисной ситуации, связанной с использованием ЧФ РФ и другие. Но нынешняя украинская власть полагает, что платой за ее уступки по Черноморскому флоту должно быть только снижение цены на газ.

Конечно, в контексте событий, происходящих на западном направлении, подобные соглашения относительно функционирования Черно­морского флота на территории Украи­ны можно оценивать как дрейф Киева в сторону Москвы. Хотя эксперты, с которыми мы обсуждали последствия для нашей страны подписания этих документов, не драматизируют ситуа­цию. Если в соглашении о модернизации будет прописан механизм ее проведения и зафиксировано непременное согласие Киева на обновление военной техники и вооружения, а в соглашении по НГО российская сторона возьмет на себя ответственность за обеспечение безопасности судоходства, то интересы украинской стороны будут учтены. Но также важно и другое: будет ли в соглаше­нии о модернизации разрешено Москве вводить только новые корабли и вооружения или их можно будет переводить в ЧФ из других флотов. Если Россия получит право свободно «тасовать» военную технику и вооружение, то это наверняка озаботит Европу и США, внеся дополнительную напряженность в отношения Украины и За­па­да. Учтут ли это на Банковой? Или посчитают, что снижение цены на газ оправдает любые уступки и осложнения?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме