Топ Новости

Даже войдя в евразийское газовое пространство, Украина не получит доступа к ГТС России

9 декабря 2011 в 14:14
В противовес либерализации европейского газового рынка Россия активно начала строить собственное — евразийское — газовое пространство. Его юридическим воплощением является подписанное год назад, 9 декабря 2010 года, между Россией, Беларусью и Казахстаном Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа.
schetchik_izmeryat_manometr_Vistavka_Neft_ i_ Gaz.jpg
Андрей Товстыженко, ZN.UA

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет адвокат, юрист-международник Максим Алинов.

По его мнению, на Банковой и Грушевского стоит внимательно изучить положения этого соглашения, поскольку они дают полное представление о том, на каких принципах строится евразийское газовое пространство. В частности, согласно положениям названного соглашения от 9 декабря 2010 года:

- до 1 января 2015 года должны быть достигнуты рыночные (равнодоходные) цены на газ на территории всех государств — участников Единого экономического пространства. Под такими ценами понимаются рыночные оптовые цены на внешнем (европейском) рынке за вычетом налогов, сборов, пошлин и стоимости транспортировки газа;

- субъекты хозяйствования получат доступ к газотранспортным системам государств — участников ЕЭП, но только относительно газа, который происходит с территорий государств — членов ЕЭП и предназначен для удовлетворения их внутренних потребностей. При этом соглашение от 9 декабря 2010 года прямо предусматривает, что доступ к газотранспортным системам государств — участников ЕЭП не предоставляется для транспортировки газа, который происходит из государств, не являющихся участниками ЕЭП, а также для транспортировки газа за пределы ЕЭП и из-за его границ. Эти положения означают, что, даже войдя в евразийское газовое пространстве, Украина не получит доступ к ГТС России для транспортировки туркменского газа (даже если он будет предназначаться только для потребителей Украины) или для транспортировки любого газа (например того же туркменского или казахстанского) с целью поставки в страны ЕС для реализации на европейском газовом рынке;

— субъекты хозяйствования государств — участников ЕЭП получат доступ к их газотранспортным системам на равных условиях, включая тарифы, с производителями газа, не являющимися владельцами газотранспортной сети страны, по территории которой транспортируется газ. Это означает, что «Газпром» как владелец газотранспортной сети России получит преференциальный тариф на транспортировку газа по крупнейшей в Европе российской газотранспортной системе. В практической же плоскости это позволит «Газпрому» устанавливать дискриминационные для других субъектов хозяйствования тарифы на транспортировку газа по ГТС России;

— объемы, цены и тарифы на транспортировку газа, а также коммерческие и другие условия транспортировки газа определяются гражданско-правовыми договорами между хозяйствующими субъектами, согласно национальному законодательству соответствующего государства — члена ЕЭП. Другими словами, устанавливается режим монополии и легализации диктата владельцев газотранспортных систем под прикрытием гражданско-правовых договоров;

 — но даже такой «равноправный» доступ к ГТС зависит от выполнения ряда условий со стороны государств — членов ЕЭП, в частности: перехода на указанные выше рыночные (равнодоходные) цены на газ, унификации норм и стандартов на газ, разработки общих индикативных прогнозных газовых балансов.

Таким образом, анализ соглашения от 9 декабря 2010 года показывает: евразийское газовое пространство, формируемое Россией, направлено на сохранение за «Газпромом» эксклюзивного права на поставку в Европу среднеазиатского газа (даже Казахстан как газодобывающая страна — член ЕЭП не получил права использовать ГТС России для экспорта своего газа в страны ЕС или для поставок в Украину), на ограничение возможности выхода на наиболее коммерчески привлекательный рынок ЕС других, кроме «Газпрома», компаний из государств — участников ЕЭП и, в конечном итоге, на увеличение прибылей «Газпрома» за счет консервации его монопольного положения и перехода на торговлю газом между государствами — членами ЕЭП практически по европейским рыночным ценам.

Исходя из этого, не будет преувеличением утверждать, что евразийское газовое пространство является антиподом европейского газового рынка, построенного на свободной конкуренции между его участниками и на намного более свободном и недискриминационном доступе заинтересованных газовых компаний к газотранспортным сетям.

Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Максима Алинова «Как им обустроить монополию».

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Loading...
Реклама
Последние новости