Система электронной подачи деклараций госслужащих начнет работу 15 августа

21 июля 08:13

Система электронного декларирования для чиновников не станет трамплином для перехода к массовому декларированию из-за технического несовершенства.

 

Система электронной подачи деклараций госслужащих начинает работу 15 августа под чутким руководством Национального агентства по вопросам противодействия коррупции (НАПК). Однако есть повод сомневаться в том, что эта система станет трамплином для массового декларирования, да и технологическим прорывом ее не назовешь, - пишет Юлия Самаева в статье "Всеобщее декларирование: игра с нулевой суммой" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".

"Декларации госслужащих по-хорошему должны были бы подаваться через Электронный кабинет плательщика налогов, который, в свою очередь, уже сейчас должен "видеть" данные их зарплатных доходов, имущественных движимых и недвижимых реестров, банковских вкладов и декларации прошлых лет. Массово-разъяснительную и операционно-техническую помощь госслужащим могли бы на первых порах оказать их отделы кадров. Субъект декларирования просто читал бы с монитора автоматически сформированный документ, при необходимости его корректировал, подписывал своей электронной цифровой подписью и отправлял в ГФС. А сайт НАПК стал бы зеркалом данных серверов фискальной службы. Все вышеперечисленное было бы первым качественным шагом ко всеобщему одноразовому декларированию, которое предлагается запустить с начала октября 2016-го", - рассказала ZN.UA налоговый консультант Юлия Касперович.

Но созданная система е-декларирования для чиновников - это просто оцифрованная версия деклараций госслужащих, которые те подают ежегодно с 1994 г. Новшеств в этой системе практически нет, и ее создание оправдывается лишь тем, что мы номинально приблизились к европейским стандартам декларирования, не более. Однако многими этот шаг воспринимается как реальный трамплин к массовому декларированию доходов.

В распоряжении ZN.UA есть законопроект парламентского налогового комитета "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно одноразового декларирования активов физических лиц". В случае принятия он позволит украинцам в период с 1 октября по 31 декабря 2016 г. задекларировать средства в наличной и безналичной форме, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, объекты незавершенного строительства, корпоративные права и прочие блага. При этом субъект декларирования не обязан указывать источники происхождения этих ценностей и стоимость задекларированных активов. А сама декларация освобождает его от криминальной и административной ответственности за ряд финансовых нарушений при условии, что физлицо оплатит НДФЛ с дохода или его части, который и был источником приобретения этих активов. Причем доход субъект декларирования определяет самостоятельно. По сути это законопроект о легализации доходов сомнительного происхождения, давно ожидаемый некоторыми украинцами, но отнюдь не большинством. Для тех, кто одноразовую декларацию не подаст, задекларированными считаются уже зарегистрированные физлицом активы и денежные средства в размере 1 млн грн.

Далее фискальный орган сопоставляет текущие доходы с задекларированными ранее и в случае превышения (свыше десяти МЗП) проводит проверку, по результатам которой доначисляет обязательства по НДФЛ и налагает штраф. Затратами физлица считается оплата работ или приобретение активов, стоимость которых превышает граничную сумму наличных расчетов, установленную НБУ, то есть 150 тыс. грн. Естественно, большинства украинцев эта норма не коснется.

Есть и альтернативный подход - законопроект №4713 о налоговой амнистии и налогообложении неподтвержденного дохода авторства Николая Фролова от БПП. Он также предполагает освобождение от ответственности при условии раскрытия сумм полученных по состоянию на 1 января 2016-го доходов, но превышающих 200 тыс. грн, уплату по сниженным ставкам НДФЛ, а также легализацию неподтвержденных доходов, правда, если они не были получены преступным путем. Учитывая, что методология и порядок вычисления неподтвержденного дохода, т.е. превышения расходов над доходами, являются нечеткими, неясно, как ГФС будет определять такой "неподтвержденный доход". В то же время контролирующий орган может единолично определять налоговое обязательство (со ставкой 30%) для налогоплательщика. Учитывая методы работы фискальной службы, риск использования этой нормы выборочно и с целью получения взяток зашкаливает.

И если раньше фискалы были головной болью предпринимателей, то впоследствии они могут стать проблемой каждого украинца. В итоге система электронного декларирования для чиновников не станет трамплином для перехода к массовому декларированию из-за технического несовершенства. А само массовое декларирование, во-первых, не будет массовым, соответственно, никак не повлияет на уровень фискальной грамотности граждан, а во-вторых, рискует захлебнуться в отчетах и проверках фискальной службы, создавая дополнительные коррупционные риски для субъектов декларирования. В выигрыше от подобных реформ лишь те немногие украинцы, кто давно ожидает финансовой амнистии и сможет узаконить полученные нелегальным путем средства.

Напомним, 15 марта Верховная Рада приняла последний безвизовый закон об электронном декларировании доходов и имущества чиновников. Законопроект №3755 об особенностях предоставления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году с предложениями президента Украины Петра Порошенко поддержали 278 народных депутатов.