Новый закон об образовании не решает острейшую проблему украинской школы

14 января 17:37

Правительство из года в год перекладывает ответственность на местную власть, а та не хочет нарываться на гнев учителей.

 

Новый закон "О среднем образовании", который должен стать инструментом практической реализации реформы "Новой украинской школы" и вот-вот будет проголосован в парламенте, не решает одну из острейших проблем украинской школы, пишет в своей статье для ZN.UA депутат фракции "Голос" Инна Совсун.

"Закон не решает одной из острейших проблем украинского образования – проблемы несостоятельной школьной сети. Из окончательного текста законопроекта исчезли нормы об оптимизации сети школ", - отмечает автор.

В тысячах украинских школ в классах учатся по 5-7 учеников, а около 40 тысяч детей вообще находятся на так называемом педагогическом патронаже, что означает обучение один на один с учителем, уроки продолжительностью 15 минут, - ведь учебных часов в этом случае в три раза меньше.

В этих школах нет Интернета и учебного оборудования, давно не делали ремонт, не хватает учителей. Например, физику может преподавать учитель труда.

"Но решение этой проблемы требует сложных подходов и больших средств. Ведь нужно купить автобусы, отремонтировать дороги и решиться на закрытие школ. Правительство из года в год перекладывает ответственность за это на местные власти, те, в свою очередь, медлят, ведь денег на инфраструктуру нет, а местные депутаты не хотят нарываться на гнев учителей", - пишет Совсун.

Но в новом законе инструменты для создания эффективной сети не заложены. Хотя во время обсуждений все соглашались, что изменения нужны. Как следствие, минимальная наполняемость класса остается без изменений, как и возможность обучать детей индивидуально, если для класса их в школе мало.

Впрочем, некоторые изменения закон все же предусматривает. Например, появляется педагогическая интернатура – система поддержки для учителей в течение первого года их работы.

"Отличная идея, особенно учитывая печальное состояние высшего педагогического образования в Украине. Вот только проходить интернатуру можно в любой школе. А значит, если молодой математик попадет в сельскую школу, в которой других учителей математики (а заодно и физики и информатики) нет, непонятно, кто же будет его наставлять и делиться опытом", - отмечает она.

Отметим, проект закона "О среднем образовании" на третьем году реформы дошел до финальной стадии и вскоре должен быть одобрен в парламенте. Подробнее о реформировании образования читайте в статье Инны Совсун "Революция в школе отменяется" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".