Топ-10 украинских спектаклей о большой любви

Автор : Олег Вергелис
12 февраля 10:00

Приближается самый романтичный праздник в году, который можно провести в театре.

 

С 14 февраля, в День влюбленных, на столичной сцене - одна из самых ожидаемых премьер киевского театрального сезона, "Шинель" по произведению Н. Гоголя (Киевский Национальный молодежный театр, режиссер Андрей Билоус, в главной роли Станислав Боклан).

Театральный обозреватель ZN.UA Олег Вергелис рассуждает, почему Гоголь с появится именно в День влюбленных, а также вспоминает популярные киевские постановки о большой любви (спектакли, на которые можно пригласить любимых людей).

1. "Шинель" (Молодой театр, режиссер Андрей Билоус).

Выпуск премьеры сопровождался определенной таинственностью - ни рекламной кампании, даже фото с репетиций в соцсетях нет. Вижу за этим режиссерскую стратегию и тактику. Классическую "Шинель" о заютюканом чиновнике Акакия Акакиевиче Башмачкине, очевидно, зрители должны прочитать для себя будто впервые.

То есть не по канонам столетнего литературоведения, когда тема произведения сводилась исключительно к теме маленького человека, которго уничтожает большой жестокий мир. Конечно, все это у Гоголя есть. А вот что еще может быть в пространстве гоголевских грез и сновидений?

Всякое может быть.

И то, что выложу ниже - исключительно авторская гипотеза накануне премьеры. Не анонс, а исключительно гипотеза (следовательно, и не пишите в ФБ под этим текстом эмоциональные вопли, когда увидите спектакль, то сами решите, о чем он и права ли моя гипотеза).

Как известно, у Гоголя чиновник Башмачкин (его играет Станислав Боклан) становится одержимым новой шинелью, которую у него крадут разбойники. И такая кража изменяет жизнь Акакия Акакиевича, подводит его к порогу безумия.

Так вот, наконец, уже моя гипотеза относительно нового спектакля, которій еще не видел, но обязательно посмотрю в ближайшее время, так как интересно (или угадал?).

Дело может быть не только в проблеме классового неравенства, когда бедного человека затюкали и загнали под плинтус, а этот маленький человек мужественно сопротивляется и буквально цепляется за лацкан своей мистической шинели...

Дело может быть и в том, что Человек искренне полюбил свою Шинель какой-то особой романтической страстью.

Так, как Дориан Грей полюбил свой портрет и сошел с ума.

Так, как в фильме Марка Захарова "Формула любви" молодой герой полюбил скульптуру, словно живую женщину и ничего с тем нельзя было поделать.

И это только примеры из культурной библиотеки.

А есть еще и реальные истории.

Именно так церковный органист из Пенсильвании Эми Вулф Вебер страстно полюбил карусель, но та не могла ответить ему взаимностью, а лишь безумно кружила своего любимого над землей.

Так же и шведка Эйя Рита Берлинер-Мауэр безумно влюбилась в молчаливую большую Берлинскую стену, и если бы даже Ангела Меркель попыталась стать на пути такой любви, тогда бы точно началась великая война за исторический кирпич...

А вот бедная Эрика Эйфель влюбилась... влюбилась в Эйфелеву башню, которая для некоторого, возможно и была фаллическим символом, хотя так далеко люди еще не заходили.

Итак, дорогие театралы, согласно моей гипотезе, в премьере Молодого Акакий Башмачкин, возможно, полюбит свою шинель не как служебный панцирь, а как родную душу, и вожделенное женское тело, такая любовь с эротическим подтекстом.

И такому явлению есть даже научное объяснение. Любовь человека к неодушевленным фрагментам и объектам большого мира называют объетофилией.

Может, Гоголь действительно что-то когда-то знал больше нас?

Как бы то ни было, но относительно премьерной "Шинели" в Молодом все выше написанное - лишь гипотеза, которая, возможно, дает частично ответ - почему "Шинель" покажут в День влюбленных. Ведь в Молодом театре есть немало других постановок о собственно любви людей (и о некоторых из них ниже в рейтинге).

Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.

2. "Невероятная история любви" (Молодой театр).

Пьеса Киры Малининой навеяна произведением Маркеса "Глаза голубой собаки". Двум влюбленным тесно в нашей реальности, и тогда они назначая свидание - во сне. И их ночи иногда были лучше, чем наши дни!

В спектакле играют - Александр Ромашко (молодой премьер Молодого), Анна Бащева, Дарья Барихашвили. Режиссер - Антон Романов.

3. "Джульетта и Ромео" (Театр имени Леси Украинки)

Есть пьесы, одни названия которых - магические для зрителей. Среди таких, возможно, на первом месте - великая шекспировская трагедия, которая не подвергается испытаниям времен и трендов. Была, есть и будет. Всегда кассовая. К киевскому спектаклю может быть разное отношением критиков (кто-то воспринимает, а кто-то - нет), но зритель голосует гривней и восторженными комментариями на сайте театра.

В разные уродливые времена людям нужны красивые истории о большой любви. Поэтому на "Джульетте" всегда - аншлаги.

4. "Три товарища" (Театр Ивана Франко).

Еще один спектакль с магическим названием о любви (и симптомах войны). Евгений Нищук (Роберт) и Анжелика Савченко (Пат) играют красивых людей, для которых (после ожогов войны) таким важным является исцеление любовью.

Этот спектакль также аншлаговый чемпион в столице (в авторском поле зрения только киевские постановки).

5. Загадочные вариации (Молодой театр).

Еще один аншлаговый рекордсмен - спектакль по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта со Стасом Бокланом и Алексеем Вертинским (Дмитрием Суржиковим) в главных ролях. Он и он любят... ее (Элизабет Меттернах). Ту, единственную, которая живет в воспоминаниях каждого из них - Нобелевского лауреата и провинциального учителя. Эта история о любви как Одержимости и любви как Творчестве. Эти мотивы есть в спектакле, на который почти невозможно купить билеты

6. "Корсиканка" (Театр драмы и комедіі на Левом берегу Днепра).

На острове Святой Елены уже обреченный император-узурпатор Наполеон встречает свою последнюю любовь - корсиканку Жозефину. И такая встреча в конюшне меняет обоих. Постановка режиссера Алексея Лисовца сделана с искренним расчетом на бенефис двух актеров - Олеси Жураковской (Жозефина) и Сергея Солодова (Наполеон). Он и она наслаждаются своими ролями, а это наслаждение передается и зрителям.

7. "Украденное счастье" (Театр Золотые Ворота).

Классическая украинская драма Ивана Франко, традиционный любовный треугольник... Один угол в котором (не скажу кто, ибо будет спойлер!). Может впервые большая украинская пьеса так так осмысленно перенесена из социально - бытового антуража в мистический мрак европейской новеллистики 19 века. Играют - Анастасия Салата, Андрей Полищук, Дмитрий Олейник (иногда в его интонациях даже прорывается знакомый тембр Богдана Ступки, который также играл роль Николая Задорожного).

В 2017 этот спектакль режиссера Ивана Урывского стал лауреатом театральной премии нашей газеты "Зеркало Сцены".

8. "В барабанном переулке" (Театр Созвездие).

Одна из лучших постановок режиссера Игоря Славинского, светлая ему память...

27 композиций Булата Окуджавы, как саундтрек вокзала жизни, на котором встречаются двое. Двух играют - Ирина и Сергей Мельник.

9. "Варшавская мелодия" (независимый проект)

Пьеса Леонида Зорина "Варшавская мелодия" влюбилась в себя в 60-е 20 века многих примадон театров СССР. Историю любви Гелены и Виктора, которых разводят международные полит проблеми (противостояние СССР и Польши) играли на разных сценах - Алиса Фрейндлих, Юлия Борисова...

Но одной из лучших сценических версий пьесы, по мнению специалистов, был киевский спектакль с Адой Роговцева в роли Гелены.

Пролетели годы, даже десятилетия. Зорин написал продолжение "Варшавской истории". И Ада Роговцева в 2003-м снова сыграла свою Гелену, но при других исторических обстоятельствах... Постановку любят зрители, она частенько гастролирует городами Украины. Ближайший показ в Киеве - 8 марта.

В спектакле играют - Ахтем Сеитаблаев, Екатерина Степанкова, Анатолий Ященко, Артем Емцов.

10. "Коварство и любовь" (Молодой театр)

В Киеве есть две постановки по пьесе Фридриха Шиллера, - в театре имени Леси Украинки и в Молодом театре. Я видел только в Молодом (режиссер Андрей Билоус). Опять же, есть магия большого названия... Дальнейшее - дело интерпретации. В Молодом театре - сценическая история о необходимости Свободы, без которой любовь невозможна. Мотив поиска свободы прошивает почти каждый образ этого спектакля, включая Фердинанда, Луизу, леди Мильфорд... На спектакле всегда напряженная тишина, и древняя немецкая история о любви детей, которое растоптали грязные подошвы коварной Власти, становится близкой нашим современникам.