UA / RU
Поддержать ZN.ua

WSJ: В Украине уровень ампутаций достиг масштабов Первой мировой войны

Десятки тысяч украинцев потеряли конечности с начала войны, и это невиданное количество жертв в контексте недавних вооруженных конфликтов на Западе.

В феврале 19-летняя украинская военная Руслана Данилкина попала под обстрел у линии фронта в районе Запорожья на юго-востоке Украины. Осколками ей оторвало левую ногу выше колена. Она сжимала оторванную бедренную кость и смотрела, как медики кладут ее оторванную ногу в машину, прежде чем отвезти девушку в больницу.

«Я держала кость в руках... там и тогда я поняла, что это конец, что моя жизнь уже никогда не будет такой, как раньше», - сказала Данилкина.

Она одна из 20-50 тысяч украинцев, потерявших одну или более конечностей с начала войны. Об этом свидетельствуют данные протезных фирм, врачей и  благотворительных организаций, которые ранее не разглашались. Реальная цифра может быть выше, поскольку на регистрацию пациентов требуется определенное время, пишет Wall Street Journal. Некоторым ампутируют конечности только спустя несколько недель или месяцев после ранения. А с началом контрнаступления Киева война может вступить в более жестокую фазу.

«Для сравнения, около 67 тысяч немцев и 41 тысячи британцев потеряли конечности во время Первой мировой войны, когда эта процедура часто была единственной возможностью предотвратить смерть. Меньше 2 тысяч американских ветеранов вторжения в Афганистан и Ирак пережили ампутации», - пишет издание.

Читайте также: Журналист показал, как происходит эвакуация раненых из-под Бахмута

Киев держит точную статистику потерь в тайне, чтобы не деморализовать население. Но даже по приблизительным подсчетам, эта цифра проливает свет на потрясающую человеческую цену 17-месячной российской агрессии, которая будет ощущаться десятилетиями, когда поколение людей с инвалидностью будет возвращаться в гражданскую жизнь.

Крупнейший производитель протезов в мире немецкая компания Ottobock сотрудничает с правительством в Киеве. Она оценивает количество потерявших конечности украинцев в около 50 тысяч человек. Такие выводы компания делает на основе данных, полученных от правительства и медицинских партнеров.

«По нижней оценке киевской благотворительной организации Houp Foundation, количество серьезных ранений, вызванных войной, составляет 200 тысяч. По данным фонда, около 10% серьезных ранений, как правило, требуют ампутации конечностей», – пишет Wall Street Journal.

Такие цифры отражают то, как Россия ведет войну, интенсивно используя мины и артиллерию, удары ракетами и БПЛА, направленные как на солдат, так и на гражданское население.

«Мой дед основал нашу компанию в 1919 году, чтобы помогать... немецким солдатам, возвращавшимся с Первой мировой войны. Раненые артиллерийским огнем они потеряли руки, ноги или зрение. И это именно то, что мы видим в Украине», – сказал Ганс Георг Недер, председатель правления Ottobock.

Данилкина перенесла 5 операций, прежде чем получила искусственную ногу от Ottobock с помощью базирующегося во Львове благотворительного фонда Superhumans. С тех пор как ей исполнилось 20 лет, она документирует свое выздоровление в социальных сетях под ником Unbreakable Rusya. В понедельник она получила более совершенную ногу под названием Genium X3, разработанную Ottobock совместно с американскими военными. Новый протез позволяет легко подниматься по лестнице или даже ходить задом вперед.

Изготовление достаточного количества протезов, некоторые из которых стоят более 50 тысяч евро, – не главная проблема. Значительно более проблематично зайти квалифицированный персонал по уходу за теми, кому ампутировали конечость. Каждому из них требуется индивидуальный протез. Киев платит до 20 тысяч евро на одного пострадавшего военного. Но гражданским часто трудно позволить себе лечение. Ottobock предоставляет скидку для украинцев и обеспечивает бесплатную учебу для врачей и технического персонала. Однако многие пациенты вынуждены полагаться на благотворительные организации, чтобы получить протезы.

Читайте также: Более трех миллиардов на протезы: как власть работает над реабилитацией военных

До российского вторжения в прошлом году в Украине ежегодно проводилось несколько тысяч ампутаций, но сейчас, по словам украинских врачей и специализированных клиник, система здравоохранения перегружена, и многие пациенты ждут новой конечности больше года. По словам исполнительного директора сети медицинских реабилитационных центров Unbroken Александра Кобзарева, врачи только во Львове провели более 53 тысяч операций за прошлый год. Исполнительный директор Superhumans Ольга Руднева рассказала американским журналистам, что ее фонд может принять только 50 пациентов ежемесячно. По ее оценкам, с прошлого года количество ампутированных конечностей выросло, по меньшей мере, до 20 тысяч.

Пациенты должны получить новые руки или ноги не позднее чем через 90 дней после ампутации во избежание атрофии и других проблем, - объясняет Руднева. Но многие ждут уже больше года. По ее словам, особенно трудно ухаживать за маленькими детьми с ампутациями, поскольку им приходится менять несколько протезов до тех пор, пока они становятся взрослыми.

7-летняя Александра Паскаль потеряла ногу в результате российских ракетных обстрелов вблизи Одессы в мае 2022 года. Ее мать Мария, частично потерявшая слух в результате взрыва, говорит, что ее дочь просыпается ночью от фантомной боли.

Заведующая отделением инновационной ампутационной медицины в Университетской больнице Ганновера в Германии доктор Дженнифер Эрнст специализируется на бионической хирургии, что предполагает подключение нервов к протезам. Недавно она прооперировала солдата, потерявшего обе ноги во время атаки, в результате которой погибло все его подразделение. Как и у многих украинских пациентов, эвакуированных за границу после серьезных травм, у солдата была стойкая к антибиотикам бактериальная инфекция, что заставило Эрнст удалить значительные куски тканей ноги. Несмотря на определенные успехи в спасении конечностей (например, руку одного солдата удалось спасти благодаря напечатанному на 3D-принтере костного имплантата) она говорит, что большинству пациентов приходится пройти через ампутацию из-за запущенной инфекции.

Читайте также: Украина и Израиль договариваются о реабилитации и протезировании военных – посол Корнийчук

По оценкам украинских военных, которыми они поделились с группой американских военных хирургов, из 100 солдат, раненых в радиусе 3 миль от линии фронта, 36% получили тяжелые ранения. А от 5% до 10% от общего количества развернутых войск – погибли. Для сравнения, только от 1,3 до 2% американских военнослужащих, развернутых в последних конфликтах, погибли в бою.

Западные военные хирурги не видели таких масштабов ранений со времен Второй мировой войны, – сказал доктор Аарон Эпштейн, глава Глобальной группы хирургической и медицинской поддержки, объединяющей бывших военных хирургов, тренирующих украинских военных медиков. Если в начале конфликта основными причинами ампутации конечностей были артиллерия и ракеты, то сейчас некоторые из тяжелейших потерь вызваны минами, установленными вдоль 600-километровой линии фронта.