UA / RU
Поддержать ZN.ua

WSJ: Украину ждет очень тяжелый год в обороне, но Россия не достигнет большого прорыва

Эксперты советуют Киеву потратить следующий год на восстановление своей истощенной армии, иначе украинское положение в войне может стать гораздо хуже.

Война России против Украины близится к третьему году, и Москва имеет преимущество на военном, политическом и экономическом фронтах.

У России гораздо больше людей для пополнения своей избитой армии, чем у Украины, которой не хватает хорошо подготовленной пехоты. Владимир Путин милитаризирует российскую экономику, используя высокие доходы от продажи нефти для оплаты все большего производства оружия. Тем временем политический паралич в США и Европе угрожает поставке оружия и денег, от которых зависит выживание Украины.

«Растерянность Запада и все большее использование Россией своих человеческих и промышленных ресурсов в войне указывают на то, что Украину ждет тяжелый год в обороне. Но ограниченность возможностей российской армии в наступательных действиях, которую подтвердили изнурительные бои за Авдеевку, говорит о том, что Москва, скорее всего, одержит небольшие победы, но не достигнет большого прорыва», – пишет Wall Street Journal.

Путину еще очень далеко до завоевания украинских регионов, на которые претендует Россия, не говоря уже о достижении его главной цели: покорения всей Украины, существование которой как независимого национального государства он назвал исторической аномалией.

« В 2024 году у России будет материальное преимущество, но оно не кажется достаточно решающим, чтобы Москва могла достичь своих политических целей», – сказал старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Майкл Кофман.

«Было бы неправильно утверждать, что Россия выигрывает войну. Однако если в следующем году не будет правильных решений по подходу к Украине и западным ресурсам, то перспективы Украины на успех выглядят призрачными», - добавил он.

Экономики в состоянии войны

США, ЕС и Великобритания имеют совокупный годовой ВВП на уровне 45 триллионов долларов, что в 20 раз больше, чем у России. Также у них в руках передовые технологии. На бумаге сторонники Украины гораздо сильнее агрессора. Но Россия прилагает гораздо больше усилий.

Читайте также: Atlantic Council: Какой будет война в Украине в 2024 году?

Бюджетный план российского правительства на 2024-26 годы, утвержденный в начале этого месяца, доказывает, что Москва выделяет все большую часть своих ресурсов на войну. В следующем году военные расходы возрастут до более чем 100 миллиардов долларов, и это самый высокий уровень с советских времен.

«Заводы переводят производство с гражданских товаров на танки и беспилотники. Гражданские секторы платят за это цену: нехватка мощностей и рабочих приводит к росту инфляции. Но массивные военные расходы поддерживают российскую экономику, нивелируя влияние западных санкций», – пишет Wall Street Journal.

Москва использует торговлю с третьими странами для импорта необходимых для производства оружия технологий, которые ей запрещено покупать из-за санкций. Она также нашла способ обойти ограничения на экспорт нефти, создав собственный флот нефтяных танкеров, на которые не распространяются западные правила.

Массовое производство позволило России догнать Украину в сфере малых боевых дронов. Здесь до недавна Киев  имел преимущество благодаря его инновациям. Но зависимость Украины от небольших компаний и волонтеров налагает свои ограничения.

Запад предпринял лишь небольшие шаги по увеличению военного производства. США увеличивают выпуск артиллерийских снарядов, но страны ЕС не могут координировать размещение заказов и поощрять инвестиции в новое оборонное производство.

«ЕС пообещал Украине миллион артиллерийских снарядов до марта следующего года, но чиновники говорят, что блок не справится с этой задачей. В противоположность этому, Северная Корея, по данным южнокорейской разведки, предоставила России миллион снарядов за очень короткое время этой осенью», – подчеркивает издание.

В европейских странах заканчиваются запасы оружия и боеприпасов, которые они могут предоставить Украине. Политические разногласия в Вашингтоне уже замедлили американские поставки. Снаряды из Южной Кореи помогли украинской артиллерии достичь паритета с российскими войсками на время. Но сейчас украинские военные говорят, что они снова оказались в невыгодном положении.

Читайте также: WP: Европа пытается вооружиться и не только из-за России

Украинская экономика выдержала российское давление лучше, чем ожидалось, и даже несколько выросла в этом году после глубокого падения. Но Украина полагается на западные деньги для покрытия гражданских бюджетных расходов, таких, как образование и здравоохранение, что позволяет Киеву использовать свои налоговые поступления для оплаты войны.

«Военная и финансовая помощь имеют решающее значение для успеха Украины, но мы также должны стать более самостоятельными в производстве оружия и экономической устойчивости», – сказал бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин.

Политическая неразбериха

В июне режим Путина испытал потрясение, когда наемники из группировки «Вагнер» устроили мятеж против российского правительства. Но все закончилось неудачей, а предводители «Вагнера» погибли, когда их самолет взорвался. С тех пор никто не отважился бросить серьезный вызов власти Путина.

Однако политические потрясения на Западе и в Украине сейчас более серьезные. Двухпартийный консенсус в Вашингтоне о поддержке Украины постепенно разрушается с приближением президентских выборов в США, а среди республиканцев в Палате представителей растет количество выступающих против продолжения американской помощи.

ЕС также тяжело договориться о выделении средств. Организация пообещала предоставить Киеву 50 миллиардов евро в течение следующих лет, но это обещание сейчас под вопросом. Фискальные кандалы, которые Германия наложила сама себе, внесли путаницу в планы расходов ЕС. А лидер Венгрии Виктор Орбан, давно имеющий теплые отношения с Россией, угрожает наложить вето на помощь Украине.

«Это заставляет весь ЕС сдаваться. Это большая проблема для нас, но также и для ЕС», – сказал Климкин. По его словам, блок рискует продемонстрировать «элементарную неспособность выполнять свои обязательства».

Читайте также: The Economist: Путин не может вечно тратить все деньги на войну против Украины, но он попытается

В Киеве неудача контрнаступления летом этого года с целью отвоевания оккупированных Россией регионов обострила противоречие между военным и политическим руководством. Оценка главнокомандующего Вооруженных сил Валерия Залужного о том, что война находится в фазе патовой ситуации, спровоцировала критику со стороны президента Владимира Зеленского, который стремится продемонстрировать общественности и западным союзникам, что Украина может двигаться вперед.

«Военная цель Зеленского, а именно полное восстановление международных границ Украины, рассматривается Западом как не реалистичная», – пишет Wall Street Journal.

Военный тупик укрепляет мнение в Германии, что прекращение огня и переговоры с Москвой были бы в интересах Украины. Однако Берлин не хочет давить на Зеленского. В надежде на прекращение огня кроется достаточно весомая проблема: у Путина есть мало причин останавливать свое вторжение в то время, когда единство Запада ослабевает. Даже если Путин согласится на перемирие, Киев опасается, что он воспользуется им для усиления своих сил и снова нападет. Российский автократ неоднократно нарушал свои обязательства.

Многие западные чиновники считают, что Путин выжидает, кто победит на президентских выборах в США через год. Поколение политиков ЕС, которые годами недооценивали угрозу со стороны Путина, пытается адаптироваться к возвращению широкомасштабной войны на континент.

«Я боюсь, что мы еще не оценили противника правильно: он не столь стратегичен, не столь умен, но он очень, очень решителен», – сказала Констанце Штельценмюллер, директор Института Брукингса в Вашингтоне.

Баланс на поле боя

Некоторые европейские чиновники даже опасаются, что позиция Украины на поле боя может измениться этой зимой. Украинской армии не хватает пехоты после того, как она понесла большие потери в летнем контрнаступлении и во время кровавой обороны города Бахмут прошлой зимой.

Читайте также: Может ли Россия начать войну против НАТО — оценка аналитиков DGAP

«Из-за недееспособной системы призыва, пронизанной коррупцией, многие из тех, кто приходит на замену, – это мужчины за 40 лет, которых часто отправляют в окопы с недостаточной подготовкой. Нехватка боеприпасов также означает, что Украина вряд ли сможет провести еще одно большое наступление в течение некоторого времени. Создание украинскими войсками плацдарма на восточном берегу Днепра в Херсонской области – это редкое светлое пятно, хотя и небольшое по масштабам», – пишет издание.

Но армии России тоже не удается добиться каких-либо заметных прорывов, несмотря на свое численное превосходство в войсках и технике. Ее пехота и оружие часто старше и худшего качества, чем все то, с чем она начинала вторжение.

Обеим сторонам трудно продвигаться по открытой, сильно заминированной местности под небом, гудящим от беспилотников, которые могут атаковать войска и технику или корректировать артиллерийский огонь.

Россия сосредоточила свои резервы на востоке Украины, где она пытается прорваться в нескольких точках, но без особого успеха. Даже под Авдеевкой ее войска продвигаются вперед ценой огромных человеческих и материальных потерь.

По мнению украинских офицеров и западных экспертов, истощенные украинские войска все еще могут организовать эффективную оборону вдоль фронта протяженностью 1000 километров, если мобилизуют свои ресурсы, ограничив Россию только локальными достижениями. Министерство обороны в Киеве планирует построить новые оборонные укрепления, увидев, насколько эффективны были российские укрепления на юге Украины этим летом.

Читайте также: Newsweek: Действительно ли США хотят, чтобы Украина победила Россию?

« Следующий год может быть использован с пользой как год восстановления украинской армии», – сказал Кофман.

По его словам, Киеву необходимо улучшить мобилизацию и подготовку войск, отказаться от крупных наступательных операций и укрепить свои линии.

«Если этого не произойдет, то следующий год может стать переломным, после чего Украина окажется во все более неблагоприятном положении», – предостерег эксперт.