Артиллерийские снаряды хранились в неглубоком глиняном блиндаже, покрытом черным брезентом для защиты. Осталось всего 14 снарядов, что подтверждает критическую нехватку боеприпасов, которая заставляет украинских военных искать способы сэкономить запасы, пока их западные союзники не смогут произвести или закупить больше.
Артиллерийский взвод 59-й моторизованной бригады на востоке Украины ранее выпускал более 20-30 снарядов в день из своей гаубицы советских времен. Сейчас они производят один-два выстрела или вообще не стреляют. Боеприпасы, уже больше года ежедневно разрывающие украинские территории, стали ценным ресурсом в артиллерийской войне с Россией. И от того, какая из сторон сэкономит снаряды и быстрее перевооружится, может зависеть ход событий на поле боя, пишет Washington Post.
Даже в условиях дефицита Украина выпускает около 7700 снарядов в день или примерно один снаряд каждые шесть секунд. Россия, у которой, возможно, также заканчиваются боеприпасы, выпускает больше – по некоторым оценкам, в три раза.
«Чтобы не отставать от противника и при этом экономить боеприпасы, украинские военные сейчас более тщательно выбирают цели, часто предпочитая технику, а не небольшие группы пехоты. Точность – ключевой фактор, поскольку промахи означают напрасно израсходованные снаряды. А в подпольных мастерских на востоке Украины солдаты используют 3D-принтеры и перерабатывают неразорвавшиеся боеприпасы для создания альтернативных припасов», - пишет издание.
Артиллерийские снаряды для украинских пушек советских времен, составляющие большую часть их арсенала, уже давно в дефиците. Это заставляет полагаться на артиллерию, предоставленную западными союзниками, поскольку она использует снаряды калибра 155 мм, которых в Украине сейчас больше. Впрочем, западных пушек совсем не много.
Страны, все еще имеющие запасы 152-мм и 122-мм боеприпасов советского образца, - это преимущественно бывшие советские республики, многие из которых не спешат продавать их Украине из-за своих связей с Россией. Некоторые африканские и ближневосточные страны, которые в течение многих лет получали оружие и боеприпасы из РФ, также обладают запасами. Несколько бывших стран Варшавского договора могут производить такие снаряды, но не в тех масштабах и не с такой скоростью, которые нужны Украине на поле боя.
«Иногда третья страна, дружественная к Украине, покупает боеприпасы через брокера и тайно поставляет их Киеву, чтобы избежать каких-либо политических последствий для продавца. Часто это приводит к тому, что одна артиллерийская установка на поле боя может иметь снаряды, произведенные в нескольких странах, которые, по словам солдат, могут стрелять не все равно, что влияет на точность стрельбы», – пишет Washington Post.
Между тем, охота на снаряды иногда бывает опасной. В районах, где российские войска отступили, солдаты пробираются через заминированные поля и леса в поисках заброшенных боеприпасов. Одна из таких групп, которая переправляла снаряды в 59-ю бригаду, недавно наткнулась на неразорвавшиеся боеприпасы. 14 снарядов, оставшихся у взвода командира артиллерии с позывным Паук, происходят из российских запасов, захваченных в Херсонской области в ноябре. Командир украинских артиллеристов сказал, что не знает, когда получит больше.
Издание допускает, что, вполне возможно, украинская армия экономит и накапливает боеприпасы перед ожидаемым весенним контрнаступлением. Солдаты на передовой говорят, что того, что у них сейчас, достаточно для отражения ежедневных атак, но не для контратаки.
Роб Ли – военный аналитик Института исследований внешней политики – подозревает, что США и другие западные страны увеличили поставки боеприпасов накануне весеннего наступления. Однако осенью и зимой эти поскавки могут сократиться. Поэтому Украине придется вскоре отвоевывать значительную часть территории, поскольку затяжная война, вероятно, будет в пользу России.
«Американские чиновники говорят, что Китай рассматривает возможность поставки России 122-мм и 152-мм снарядов. Ли убежден, что если это произойдет, это может существенно изменить ход войны», – говорится в статье.
«В конце концов, это артиллерийская война, поэтому у той стороны, которая имеет больше артиллерийских боеприпасов или может производить их больше и дольше, будет иметь значительное преимущество. Наличие артиллерийских боеприпасов стало одним из наиболее важных факторов в этой войне», – сказал эксперт.
Россия все еще стреляет каждый день больше, чем Украина, но украинские официальные лица говорят, что они заметили, что их враг становится все более консервативным, что является признаком того, что они могут столкнуться с дефицитом боеприпасов. В социальных сетях российские военные блоггеры и солдаты жалуются на нехватку боеприпасов.
Washington Post пишет, что украинские военные исследуют креативные методы решения проблемы с дефицитом боеприпасов. В некоторых случаях экипажи привозят неразорванные боеприпасы, выпущенные россиянами, в секретные лаборатории на востоке Украины. Там их элементы осторожно изымаются для создания новых боеприпасов.
«Волонтеры и солдаты работают с 3D-принтерами, чтобы изготовить небольшие, относительно недорогие боеприпасы, которые можно сбрасывать с дронов. Пули разбирают на части. Шариковые заряды из мины «Клеймор» вынимают, а затем используют в другой противопехотной или противотанковой мине. На одном из таких объектов в потолке есть осколочные отверстия. Это результат взрыва, произошедшего в процессе переоборудования. Два человека тогда погибли», - пишет американское издание.
Самодельные боеприпасы могут заменить артиллерию, чтобы взорвать неподвижный танк. Но они не годятся для сковывания вражеских сил во время штурма.
«Там, где пехота может работать без артиллерии, работает только пехота. Если есть небольшая группа противника, все зависит от того, насколько она небольшая. Если два-три человека, то мы по ним не стреляем, а если 10–15, то работаем. Если они пойдут на наши позиции, это будет штурм. И тогда мы тоже должны работать», – сказал начальник артиллеристского подразделения с позывным Шаман.
«В начале войны мы работали над тем, чтобы сдержать врага. Это были самые трудные месяцы, мы останавливали их, а наши советские пушки не умолкали. Мы исчерпали все, что у нас было, но остановили врага. Теперь, чтобы идти в наступление и сдерживать вражеские силы нам нужно больше боеприпасов», – добавил он.