UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ветеранам тут не место? Какой должна быть ветеранская политика в Украине

Автор: Юлия Пьецко

До 24 февраля 2022 года в Украине было полмиллиона участников АТО и Операции объединенных сил. По последним данным Минсоцполитики, статус участника боевых действий имеют почти 800 тысяч человек. И уже сейчас профильные ведомства прогнозируют, что в стране будет до пяти миллионов ветеранов. Это означает, что у каждого украинца, если он сам или сама не участник боевых действий, будет ветеран в близком окружении.

Читайте также: Назначение льгот на оплату коммунальных услуг для ветеранов: что изменилось

По словам Дмитрия Козацкого (позывной «Орест»), «ветераны — это граждане, которые заплатили больше, чем налоги». За десять лет войны государство наработало некоторые точечные решения, но целостной ветеранской политики до сих пор нет.

Один из самых больных вопросов для военных — именно установление статуса ветерана войны. Из миллиона человек, которые служат, этот статус получили десятки (!) тысяч. В парламенте и соответствующих министерствах проблему вроде бы понимают и работают над упрощением процесса. Насколько успешно и что при этом переживают военнослужащие, которым приходится сражаться с военно-врачебной комиссией (ВВК) и другой бюрократией?

Кто такие ветераны войны?

Украина уже становится страной ветеранов, но в действующем законодательстве до сих пор нет четкого определения, кто же такой ветеран. Де-юре это слово-зонтик объединяет более полусотни категорий граждан. Ведь устаревшие украинские законы рассматривают как ветеранов не только тех, кто непосредственно защищает Родину, но и, скажем, лиц, работавших в тылу или учившихся в период Второй мировой войны.

Читайте также: Правительство предоставило средства на приобретение жилья 247 ветеранам и членам их семей — Лапутина

Такой подход четко иллюстрирует оторванность законов от реальной жизни и потребностей действующих военнослужащих. Впрочем, сегодня в публичном пространстве слово «ветеран» употребляют в основном как синоним участника боевых действий. По такой же логике это понятие употребляется и в этом тексте. Подобная синонимичность закономерна, ведь кому же больше требуется этот статус, если не человеку, участвовавшему в боевых действиях?

Но отсутствие четкого юридического определения не позволяет сформировать единый понятный государственный подход к этой категории граждан. Следовательно, после боев защитники должны противостоять устаревшей внутренней системе. В худшем случае делать это приходится после травм, ранений и в процессе лечения болезней, появившихся во время службы. И вместо получения очень серьезной поддержки военнослужащий часто вынужден бороться с адской бюрократической машиной.

Как заботятся о ветеранах в США?

По состоянию на 2023 год в Соединенных Штатах более 18 миллионов ветеранов. Каждый пятый из них имеет инвалидность. Тамошнее Минветеранов занимается главным образом тем, что поддерживает всех ветеранов льготами и социальными программами. В зависимости от статуса ветерана государственная помощь четкая и пропорциональная.

У министерства есть база данных граждан США, которые проходили военную службу или принимали участие в вооруженных конфликтах, включительно с теми, кто уже живет в других странах. Американских военных готовят к тому, что они станут гражданскими, еще на службе. То есть реинтеграция начинается не после увольнения со службы, а с самого ее начала.

Читайте также: Минветеранов будет возмещать стоимость услуг психологической помощи - министр Лапутина

Правительство США инвестирует в образование бывших военных — они могут получить целевые выплаты. После обновления соответствующего законодательства в 2009 году почти 800 тысяч ветеранов получили образовательные льготы на 12 млрд долл.

Но ключевое — ветеран в США получает ряд медицинских и психологических услуг, чтобы решать проблемы со здоровьем, появившиеся во время службы.

Кроме того, США разграничивают понятия ветеранов вооруженных сил (это человек, отслуживший не менее 180 дней и официально уволенный со службы) и военных ветеранов, принимавших участие в реальных боевых действиях. И они получают помощь и льготы в зависимости от потребностей.

Новая ветеранская политика

Возвращение с войны, каким бы желанным оно ни было, — это продолжение испытания войной, а не освобождение от нее. Это один из тезисов, на котором базируются наработки ряда общественных организаций о том, какой должна быть государственная политика в отношении ветеранов, как мужчин, так и женщин, а также их семей. Концепцию на основе собственного опыта работы, исследований и политик других государств представили правозащитники из ОО «Принцип», Veteran Hub, «Юридична сотня», «Простір можливостей» и движения VETERANKA.

Из-за патернализма, институционального равнодушия и декларативных социальных гарантий военные после завершения службы часто остаются без достойной поддержки государства, приходят к выводу авторы. Иронично, что при этом доступные программы все равно не отвечают ни потребностям ветеранов, ни реальным возможностям государства.

Читайте также: Плавят стекло и пули: как ветераны во время реабилитации и ротаций развивают бизнес

Кроме того, часто ветераны и их семьи не могут воспользоваться надлежащими привилегиями из-за чрезмерной бюрократизации, несовершенных законов и отсутствия понятной информации. Добавьте сюда продолжительность принятия решений, сложную логистику и отсутствие минимальной инклюзивности даже в больших городах. Вследствие этого человек, многим пожертвовавший ради защиты Родины, чувствует себя брошенным на произвол судьбы и униженным. Особенно когда дело доходит до военно-врачебной комиссии.

«Самое сложное для военнослужащего на ВВК — это отсутствие конкретики. Как о состоянии его здоровья, так и о том, насколько точно и качественно провели медицинский осмотр. Человек часто даже не понимает, делает ли его диагноз ограниченно пригодным. Очень часто военнослужащий сомневается в том, правильно ли ему вынесли постановление ВВК. А обжаловать его очень и очень проблематично»,рассказывает юрист ОО «Принцип» Анастасия Володенкова на основе опыта организации.

Так какой должна быть новая ветеранская политика? Авторы концепции выделяют несколько основных принципов. Прежде всего ветераны, и мужчины, и женщины, а также их семьи — граждане Украины, и они имеют право на достойные услуги и поддержку. Это означает, что равнодушие и пренебрежение со стороны всех, кто предоставляет услуги, недопустимы.

Государство должно знать своих ветеранов и их семьи, чтобы понимать их потребности. А ветераны должны иметь сеть поддержки в течение всей жизнь. Ведь последствия войны, как физические, так и психологические, остаются с человеком навсегда.

Читайте также: Гранты на развитие бизнеса для ветеранов: какой их размер

Квест «Получи УБД» — долго, унизительно, без гарантий

Государственная ветеранская политика должна направить усилия именно на человека, а не на его статус. Но проблема в том, что и получить этот статус в Украине является тем еще вызовом. «Есть очень много военных, уже даже уволенных со службы, которые действительно принимали участие в боевых действиях и имеют право претендовать на этот статус. А система не готова к такому количеству людей», — констатирует юрист.

Чтобы получить УБД, нужен ряд документов, их должен предоставить комиссии непосредственный руководитель военнослужащего. И сделать это он должен в течение месяца с момента, когда военный выполнил боевые задания или получил контузию либо увечье.

«И почему так долго не можешь получить удостоверение? Потому что командир воинской части должен уполномочить кого-либо собрать документы по военнослужащим, которые подтвердят их участие в боевых действиях, передать эти документы в комиссию при Минобороны или другом силовом ведомстве. Комиссия должна рассмотреть их, утвердить решение о присвоении УБД, отказать либо отослать документы на доработку», — объясняет Анастасия Володенкова.

Часто военнослужащий вынужден сам собирать документы — он работает таким себе «курьером» для себя. А тот, кто бегать по кабинетам не может физически, становится заложником бюрократической машины.

Верховная Рада попыталась упростить получение УБД и приняла изменения в закон о ветеранах. Так парламент попробовал переложить сбор документов с военнослужащего на органы, которые УБД выдают.

Как это работает? Если комиссии не хватает от человека каких-то бумаг, то этот человек или его представитель пишут заявление, и комиссия должна вытребовать все необходимые документы у соответствующих органов. По мнению министра по делам ветеранов Юлии Лапутиной, это меняет подход к проблеме. И теперь военнослужащим не надо доказывать, что они принимали участие в боевых действиях.

«Только небольшая часть тех, кто служит с 24 февраля 2022 года, получила УБД. Проблема действительно требует комплексного подхода, над этим работает межведомственная группа, Минобороны тоже работает в этом направлении», — говорит юрист.

Читайте также: Доплаты к пенсии: какие могут получить ветераны войны

Еще одно изменение — человек может обратиться за УБД по электронной почте. Если эта новация будет работать как следует, не нужно будет мотаться по инстанциям в разных концах страны. Это особенно ценно для тех, кто физически не может этим заниматься.

Все это хорошие попытки облегчить жизнь защитников и защитниц. Но надо решить еще много проблемных вопросов, с которыми сталкивается военнослужащий, пытаясь получить УБД.

Услуги должны ходить за ветераном: «единое окно» и цифровизация

Чтобы отойти от практики сбора бумажек, парламент принял в первом чтении еще два законопроекта (этот и вот этот). «Эти документы зарегистрировали в ответ на запрос и после усиленного обсуждения законодательных инициатив по полуавтоматизации или автоматизации предоставления статуса УБД», — отмечает сооснователь и глава правозащитного центра «Принцип» Любовь Галан.

Так, первый проект предлагает изменить порядок получения УБД для военнослужащих, которые:

В таких случаях основанием для УБД будет боевое распоряжение (или «бээрка») командира. На протяжении трех дней он должен отправить «бээрку» в электронном виде в Единый государственный реестр ветеранов войны.

Этот реестр был создан еще в 2019 году, чтобы собрать в одном месте информацию о ветеранах и членах их семей. Казалось бы, он должен упростить жизнь, но нет — он работает самостоятельно, без привязки к другим системам. Поэтому необходимую информацию нельзя просто взять из реестра, ее все равно надо собирать в ручном режиме. Потому что он не имеет доступа к другим информационным базам, а они — к нему.

Чтобы создать единую унифицированную базу и заодно упростить процедуру оформления УБД, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, который должен установить особый порядок получения УБД во время военного положения.

Читайте также: Правительство предоставило средства на приобретение жилья 247 ветеранам и членам их семей — Лапутина

Что предлагает документ? Воевавшие военнослужащие получат УБД на основании справки о непосредственном участии в боевых действиях. То есть вместо продолжительной бюрократической процедуры будет достаточно всего лишь одной справки. Ее уполномоченные лица должны будут сформировать на протяжении пяти дней после завершения боевого задания.

Такая процедура позволит получить статус УБД автоматически — сразу же после формирования выписки вместе с уникальным электронным идентификатором.

Почему игра в имитацию опасна?

Таким образом, оба законопроекта преследуют цель упростить и ускорить процесс получения УБД. Учитывая, что государственные программы поддержки связаны с этим статусом, это должно значительно облегчить путь ветеранов и их семей в непростом процессе возвращения в гражданскую жизнь. В свою очередь государство могло бы системно реагировать на их потребности.

Точечные успешные решения парламента были бы более системными во взаимодействии с общественным сектором, который много лет непосредственно работает с потребностями, запросами и проблемами тех, кто прошел через войну. Особенно учитывая то, что все эти системные решения нужны «на позавчера».

Украинские ветераны имеют уникальный для ХХІ века боевой опыт. Именно поэтому нам необходима сильная ветеранская политика, которая будет реально учитывать потребности военных. Она должна быть человекоцентричной и признавать заслуги ветерана перед государством. Ведь те, кто вернется с войны, будут жить с памятью о ней и обо всех погибших.

Читайте также: В Украине после войны будет 4-5 млн ветеранов - министр

Следует помнить, что имитация при разработке и реализации государственной ветеранской политики — это прямая угроза как экономической устойчивости, так и национальной безопасности. Во-первых, ветеран — это человек, который умеет обращаться с оружием. А во-вторых, кто захочет встать на защиту государства, если увидит, как его соседа-ветерана списали и бросили на произвол судьбы?