Вскоре после полномасштабного российского вторжения главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный обсудил с генералом Марком Милли, который в то время был главой Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США, борьбу Украины за выживание. По словам Залужного, у Украины было лишь несколько исправных самолетов и она срочно нуждалась в помощи Запада.
В конце разговора Залужный чувствовал, что "разговаривал сам с собой". Он полностью прекратил общение с Милли на неделю.
"Честно говоря, из-за своей молодости и глупости я признаю, что это была моя ошибка. Это была настоящая катастрофа", - сказал 50-летний украинский генерал в интервью Washington Post.
Этот момент стал неудачей в решающих и сложных отношениях между двумя военными командирами, которые в конце концов лично сблизились во время совместной работы по борьбе Украины за выживание.
Залужный сказал, что стал полагаться на Милли, ушедшего в отставку в прошлом месяце в возрасте 65 лет, в вопросах стратегии и в получении оружия, которое, по его мнению, было необходимо украинским силам.
Но эти отношения, как и более широкие связи между Вашингтоном и Киевом в военное время, оставались напряженными. Хотя американские официальные лица пообещали продолжать поставлять оружие и разведывательную информацию, чтобы сдерживать Россию, их иногда раздражали требования Украины об увеличении и ускорении поставок. И хотя украинцы были признательны за американскую помощь, их раздражали просьбы ограничить удары по российской территории.
В течение 19 месяцев Залужный и Милли часами обсуждали развитие событий на поле боя в регулярных телефонных разговорах. На сегодняшний день Соединенные Штаты предоставили Киеву оборудование более чем на 40 миллиардов долларов, став крупнейшим донором военной помощи. А Милли, в роли охранника огромного американского арсенала, был спасательным кругом для украинских военных лидеров, сражавшихся со значительно большим и лучше вооруженным врагом.
Отставка Милли 30 сентября ознаменовала конец рабочих отношений, которые Залужный назвал критически важными для успехов Украины на поле боя. Теперь он должен наладить отношения с преемником Милли, генералом ВВС США Чарльзом Брауном-младшим.
Однако Залужный надеется, что личная связь с уходящим в отставку американским главнокомандующим сохранится. Для украинского генерала личность Милли, его глубокие связи во властных структурах США и боевые заслуги с большим опытом командования в войнах против повстанцев сделали его ценным союзником.
Милли сыграл немаловажную роль в формировании реакции администрации президента США Джо Байдена на войну. Залужный также считает, что Милли сплотил других генералов НАТО на стороне Украины.
"Я даже не могу представить, чтобы это был кто-то другой. У нас есть дружба. Это трудно представить. Он старше, но он крутой", - сказал Залужный.
Регулярные подкалывания Милли относительно его возраста стали внутренней шуткой, признаком комфорта, который Залужный стал ощущать рядом с Милли.
Но когда российские войска оцепили Киев в начале вторжения, а Залужный обратился за помощью в авиации, напряжение в отношениях возросло.
По словам американского чиновника, Милли, столкнувшись с ростом давления требования отправить истребители, попросил разведывательную информацию об украинской авиации вплоть до места расположения и состояния технического обслуживания каждого самолета. Пентагон не верил, что истребители помогут, и опасался реакции России.
Когда Милли начал зачитывать список вслух, наступила долгая тишина. Залужный настаивал, что цифры неверны. Украинский генерал "держался" неделю, но в конце концов понял, что будущее его страны сильно зависит от тесной коммуникации.
"Я был упрям, как и он. Но он был умнее, а я глупее. В конце концов, я сдался”, - сказал Залужный.
До сих пор непонятно, кто был прав по самолетам, но Байден после этого согласился разрешить европейским странам передачу F-16 Киеву.
Спустя более года Залужный сказал, что готовность дать отпор, возможно, принесла ему определенное уважение в глазах Милли.
Сам Милли отмахнулся от разногласий.
"Он человек. Его страна была захвачена сотнями тысяч российских военных. Его прижали к стене. Уровень давления очень высок. То, что кто-то немного злится и раздражается, абсолютно нормально. И я это понимал. Я за 5 000 миль оттуда", - сказал недавно Милли в интервью The Post.
Конечно, генералы заинтересованы в том, чтобы скрыть разногласия между ними или их правительствами. Однако отношения между Милли и Залужным напоминают иногда дружеские, а иногда напряженные связи между высшим военным руководством в соответствующие моменты.
Когда американский адмирал в отставке Джеймс Ставридис занимал должность верховного главнокомандующего НАТО во времена администрации Барака Обамы, он регулярно звонил своему российскому коллеге, генералу Николаю Макарову. Сегодня это кажется невозможным, но во время переговоров в штаб-квартире НАТО и Москве они обменивались тем, что Ставридис назвал "положительными профессиональными и личными моментами".
"Такие связи бесценны и могут смягчить самые опасные моменты", - заявил он.
Динамика отношений Милли и Залужного отличалась от своих исторических параллелей. В отличие от периода после холодной войны, Вашингтон и Москва сейчас являются ярыми противниками. И в отличие от Второй мировой войны, американские войска находятся в стороне от этой борьбы.
Взаимодействие двух генералов вошло в рутину.
Они разговаривали через переводчика по защищенной линии, в общем-то каждый разговор строился одинаково. Залужный давал Милли свою оценку происходящему на поле боя. Милли сообщал данные американской разведки. Затем они переходили к ресурсам: что Украине нужно на следующие 30, 60 или 90 дней и чем может помочь Вашингтон.
Были еще споры.
"Я всегда с ним спорю", - сказал Залужный, но эти разногласия смягчало взаимное уважение.
Залужный, выросший в семье советского военного, но мечтавший быть частью украинской армии, соответствующей стандартам НАТО, описал Милли как "внешний источник энергии", кого-то, кому можно позвонить, когда он чувствует себя, словно застрял в тупике.
В одном из разговоров незадолго до вторжения РФ Милли перешел от профессионального к личному. Он спросил Залужного, где будет его семья, пока Залужный будет командовать украинскими войсками против того, что, как опасались официальные лица, будет массированной атакой.
Залужный ответил, что его жена и дети останутся в Киеве. Одна из двух его дочерей, имеющая медицинское образование, будет лечить раненых, а другая будет служить в армии.
"Мы будем бороться и умрем в Киеве, если потребуется", - ответил ему Залужный.
"Тогда я сказал: "Вау". Эти ребята – серьезные. Он для меня просто представитель украинского народа. И он полностью предан защите своей страны", - рассказал Милли.
Последние месяцы пребывания Милли в должности прошли под знаком борьбы Украины за возвращение временно оккупированной Россией территории в ходе контрнаступления. Иногда некоторые американские чиновники выступали против решений Киева, в частности против нежелания использовать механизированные подразделения и распределения сил по всей длинной линии фронта. Сотрудничество между двумя странами было напряженным, когда произошла большая утечка материалов американской разведки, содержавших чувствительную информацию об обороне Украины и ее контрнаступлении.
Первая личная встреча Залужного и Милли прошла на польско-украинской границе в начале этого года. Они провели несколько часов, изучая карты с изображением поля боя и обсуждая контрнаступательные планы Залужного. Встреча была профессиональной и продуктивной, но через несколько месяцев Залужный пожалел, что она была столь формальной.
"Теперь я понимаю, что его здесь не будет в ближайшее время. Этот человек заслуживал того, чтобы я сделал что-то по-другому. Мы могли бы встретиться как хорошие друзья. После официальной части мы могли бы просто нормально пообщаться", - сказал Залужный.
Украинский генерал добавил, что надеется на более непринужденную встречу позже.
Он рассказал, что Милли попросил его посетить после войны и предложил помочь украинскому генералу получить почетную степень в Военной академии США. Залужный пообещал Милли, что Генеральный штаб Украины в благодарность установит его бюст на территории страны.
Милли выразил уверенность, что его отставка не нарушит партнерство между украинскими и американскими военными.
"То, что люди переезжают или их заменяют, является обычным делом в военных операциях. У меня очень хорошие отношения с генералом Залужным, но война не выигрывается и не проигрывается от его и моих отношений", - отметил он.
21 сентября Сенат США большинством голосов утвердил генерала ВВС Чарльза Брауна на должность главы Объединенного комитета начальников штабов, которую ранее занимал Марк Милли. Посол в США Оксана Маркарова заявила, что Браун хорошо поинформирован о ситуации в Украине.