Ракеты большой дальности, вооруженные кассетными боеприпасами, являются ключом к разблокированию укрепленной обороны России, уверен бывший американский советник главнокомандующего Украины Валерия Залужного Дэн Райс.
Именно он, пишет издание Newsweek, оказал влияние на июльское решение Белого дома отправить в Украину усовершенствованные обычные боеприпасы двойного назначения (DPICM) калибра 155 мм.
Теперь Райс настаивает на расширении украинского арсенала кассетных боеприпасов, призывая законодателей США одобрить передачу ракет M26 DCIPM, которые будут запускаться с высокомобильных артиллерийских ракетных систем — более известных широкой публике как HIMARS.
[quote type="commas" author=""]M26 DCIPM — неуправляемый кассетный боеприпас (с 644 элементами кассетных боеприпасов M77 DPICM), с расстоянием поражения от 15 до 32 или (в последующих модификациях путем уменьшения боевой части) до 45 км./quote]
«Если Украина получит две тысячи таких кассетных ракет, я думаю, что война закончится. Все очень просто», – уверен Райс, который сейчас является президентом Киевского американского университета.
По словам Райса, ракеты позволят украинским войскам удачно охотиться на российские артиллерийские орудия — крупнейших убийц на поле боя, постоянно преследуемых украинскими подразделениями в попытках прорвать российскую оборону — на расстоянии до 45 километров. Это больше, чем текущее расстояние в 25 километров, которое сейчас достигается эксплуатируемыми с июля155-мм снарядами DCPIM.
«Фронтовые батальоны россиян будут уничтожены так же, как и тыловой эшелон. У нас есть десятки тысяч этих кассетных ракет в Германии, которые лежат и ждут утилизации. Вместо того чтобы уничтожить их — просто отдайте их украинцам. И они выиграют войну», — заявил Райс изданию.
«Метр за метром»
Российская артиллерия, которую часто называют «богами войны», является основой полномасштабного вторжения Москвы. Вооруженные силы России оказались хотя и архаичными, но все еще способными обладать необычайной разрушительной силой. Украинские силы контрнаступления, которые сейчас ищут слабые места в оборонных линиях России, делают это под сокрушительным огнем.
«Если вы украинская сила, пытающаяся пробить двухмильное минное поле, вы идете метр за метром. По вам стреляют тысячи русских пушек. Под огнем вы пытаетесь пробить минное поле, вас ждет опасность в виде мин и российских беспилотников-камикадзе. А потом по вам начинает работать российская артиллерия. Вы должны избавиться хотя бы от нее», — объясняет он.
По его словам, наступательная артиллерия должна быть большей по дальности, чтобы ее не приходилось размещать на линии фронта с риском потерять ее.
Райс считает, что ракеты HIMARS DCIPM могут уравнять силы на поле боя и к тому же могут быть поставлены в кратчайшие сроки. Кроме того, их использование не требует никаких дополнительных учений, ведь ими стреляют из систем залпового огня HIMARS и M270, которые уже находятся на вооружении у ВСУ и которые украинцы эффективно используют с обычными снарядами.
«Как офицер американской армии, я бы никогда не вступил в бой без DPICM. Никогда. Я бы назвал это первоочередным. И если бы командирам было приказано воевать без них, они бы назвали это незаконным приказом и заставили командующих уйти отставку, поскольку они не дают американским солдатам того, что им нужно», — подчеркнул он.
Райс высоко оценил результативность 155-мм трубчатых снарядов DCIPM, уже находящихся на вооружении Киева.
Каждый такой снаряд покрывает цель 88 суббоеприпасами меньшего размера, а не одним большим взрывным зарядом, обеспечивая более широкую зону поражения.
«Когда российская артиллерия является убийцей номер один для вашего народа, она становится вашей целью номер один», — сказал он.
По его словам, украинские защитники очень хорошо умеют ловить контрбатарейный огонь — видеть на радаре российскую пушку и немедленно отправлять точный ответный удар. Однако выстрел простым сплошным снарядом на 25 км уменьшает шансы уничтожить вражескую артиллерию, а использование кассетных боеприпасов увеличивает их в 88 раз.
«Если вы выстрелите тем же снарядом, и он разорвется над головой, и упадет 88 суббоеприпасов, у вас будет в 88 раз больше огневой мощи и шансов убить россиян. Вот почему артиллерийские снаряды DPICM уже сменили правила игры. Это уже изменило то, как украинцы принимают решение идти вперед и что россияне собираются делать в обороне», – отмечает Райс.
Американское лицемерие
В то же время, Райс осуждает позицию американской оппозиции относительно предоставления кассетных боеприпасов HIMARS большего радиуса действия. Заявки на снаряды и ракеты DCIPM были сделаны одновременно более года назад, добавил он.
«Только сейчас – через 18 месяцев войны – мы наконец-то даем Украине боеприпасы, которые они должны были иметь с самого начала: кассетные боеприпасы», – говорит эксперт.
Позицию Конгресса, который утвердил предоставление кассетных боеприпасов для артиллерийских снарядов, однако затягивает предоставления таких же ракет он назвал лицемерием.
«США задерживают оружие, потому что мы считаем, что защищаем будущие поколения украинцев. Между тем, мы жертвуем нынешним поколениям, потому что не даем им должной амуниции», — говорит Райс, объясняя, что очистить территорию после контролируемого использования Украиной кассетных боеприпасов будет гораздо проще, чем избавиться от последствий хаотического и сплошного использования этого вида оружия, осуществляемого российскими войсками.
Беспокойство по поводу эскалации, которое разделяют США и некоторые их союзники по НАТО, часто разбивало надежды Украины на современное оружие. Чтобы обеспечить выполнение обязательств НАТО по танкам, понадобился год, а истребители и армейскую тактическую ракетную систему MGM-140 — ATACMS Киев до сих пор ждет.
«Я думаю, что беспокойство Госдепартамента по эскалации стало «тормозом» для большинства систем вооружений, они всегда заявляют о своем страхе эскалации», — сказал Райс, допустив, что нерешительность Белого дома поставлять ATACMS вызвана страхом, что Киев будет использовать ракеты большой дальности для уничтожения Керченского моста
Он также отмечает, что в связи с погодными условиями никаких наступательных действий с октября по июнь, скорее всего, не будет.
«Таким образом, почти гарантировано, что если не дать им нужное оружие сейчас, я имею в виду в ближайшие несколько недель, мы окажемся в замороженном конфликте», — считает он.
Райс добавил, что ощущает растущее возмущение позицией Запада в Украине.
«Судьба целой нации сводится к нескольким системам оружия, и нажатие клавиши в Вашингтоне может спасти десятки тысяч жизней украинцев. Для этого нужно только политическое решение... Все, что вам нужно в этот момент, я думаю, это ATACMS и, что самое важное, ракеты DPICM HIMARS», — подытожил он.