До недавнего времени эксперты и аналитики считали, что Украина однозначно выигрывала, а Россия однозначно проигрывала. После того, как Украина признала в ноябре, что ее контрнаступление провалилось, стало ясно, что Украина не может победить, а Россия не может проиграть. Теперь все – от Папы Римского до авторитарного премьер-министра Венгрии Виктора Орбана – абсолютно убеждены, что победа России неизбежна и что Украине лучше вести переговоры сейчас, пока она не потеряла еще больше территории или даже суверенитета.
«Аргумент поражения в основном основывается на мнении, что время играет на стороне России. Поскольку у нее больше всего, Россия может просто драться, потерять тысячи солдат и просто ждать, пока в Украине закончатся патроны, а ее моральный дух исчезнет. Рано или поздно Украина будет истощена, и хотя Россия может быть такой же истощенной, Украина, имея меньше всего, будет вынуждена просто сдаться – или, как эвфемистически выразился Папа, «иметь мужество белого флага», – пишет в колонке для The HILL профессор политологии Ратгерского университета в Ньюарке Александр Мотыль, специалист по Украине, России и СССР, а также автор книг «Конец империи: упадок, распад и возрождение империй» и «Почему империи возрождаются: Имперский крах и имперское возрождение в сравнительной перспективе».
Но профессор считает, что такое мнение ошибочно, и называет несколько причин, почему время играет на стороне Украины.
Россия несет огромные потери
По последним американским оценкам, около 300 тысяч россиян были убиты или ранены. Великобритания называет цифру в 355 тысяч. Президент Украины Владимир Зеленский недавно заявил, что было убито 180 тысяч россиян и 31 тысяча украинцев. Какова бы ни была точная цифра, очевидно, что Россия обескровлена, а ее вооруженные силы серьезно деградируют.
Неудивительно, что, как откровенно признают патриотические российские блоггеры, среди российских солдат на передовой существует недовольство. Растет количество дезертиров, и оно было бы еще больше, если бы не чрезвычайно суровые наказания, которые влечет за собой неудачная попытка побега.
«Россияне могут быть пассивными по своей природе и не желать следовать по пути Алексея Навального, но даже они, как и все люди везде, имеют пределы того, с чем они будут мириться», – считает профессор Мотыль, добавляя: «В любом случае, чем дольше будет продолжаться война, тем больше погибнет русских солдат, тем злее станут их женщины и тем больше вероятность того, что население скажет: «С нас достаточно».
Экономика РФ движется к кризису
Вопреки мнению многих западных аналитиков, а также журнала The Economist (недавно утверждавшего, что «экономика России снова бросает вызов провидцам»), российская экономика движется к кризису. Как показали российский экономист Владимир Милов и экономист Йельского университета Джеффри Зонненфельд, ВВП РФ рос только потому, что огромные суммы денег были инвестированы в военную отрасль. Секторы, относящиеся к нуждам рядовых граждан, недофинансируются и демонстрируют отрицательный рост. Что еще хуже, инвестируемые в эти секторы суммы сокращаются.
У России уже есть огромный бюджетный дефицит, который она сможет покрыть только путем национализации прибыльных отраслей и/или повышения налогов. Первая мера истощает экономику, а вторая приведет к обнищанию масс. Как утверждают Зонненфельд и его сотрудник Стивен Тиан, «экономическая устойчивость России… является ничем иным, как потемкинским фасадом, поддерживаемым не за счет настоящей экономической производительности, а скорее за счет вытряхивания со всей страны копеек, которые затем устремляются на войну».
«Милов подчеркивает, что доходы только обогащают и без того богатых, а также Путина и его окружение. Нет никаких оснований полагать, что экономика вдруг избавится от своего сходства с мафиозной империей, поэтому мы можем ожидать, что экономика будет продолжать ослабевать, народ будет продолжать угнетаться, а коррумпированные жирные коты будут продолжать жиреть и коррумпироваться. Опять же, чем дольше будет продолжаться война, тем хуже будет для народа России и режима», – отмечает профессор.
Путин знает, что время не на его стороне
В свете огромного количества погибших и раненых, а также растущего экономического кризиса Путину не остается ничего другого, кроме принуждения, чтобы добиться общественного согласия. Его сказочный результат на «президентских выборах» – он якобы набрал 88% голосов – абсурдно высок, чтобы обеспечить ему подлинную легитимность.
Принуждение может сработать в краткосрочной перспективе, но Путин знает, что время не на его стороне. Поэтому его недавние попытки убедить мир в том, что он действительно хочет прекращения огня, не имеют под собой никаких оснований. Ирония состоит в том, что он имеет это в виду. Прекращение огня заморозило бы «территориальные достижения» России, позволило бы Путину зализать раны и перевооружиться. Путину нужно тянуть время именно потому, что время – это то, что ему нужно, но время – это то, чего у него нет.
Время на стороне Украины
«Время на стороне Украины. Ей нужно пережить следующие несколько месяцев, когда Россия может усилить свои атаки и ситуация может осложниться. Поскольку Россия не способна победить Украину за столь короткое время, Украина выживет и продолжит уничтожать Черноморский флот, сбивать российские самолеты и готовиться к атаке на Керченский мост», – считает профессор.
По его мнению, даже если Конгресс США не примет пакет помощи в размере 60 миллиардов долларов, зарубежные активы России могут быть перенаправлены в помощь жертвам ее агрессии; европейцы могут восполнить некоторые пробелы, которые создаст Конгресс. Президентство Трампа усложнит ситуацию для Украины, но не поможет России победить.
«У Путина и его режима есть оружие, но они не могут на нем сидеть и не могут его съесть. Оно подходит для убийства украинцев и заключения россиян, но оно не может спасти режим от его роковых недостатков», – резюмирует профессор Мотыль.
Напомним, Путину необходимо международное признание результатов «президентских выборов». Разве можно считать выборы легитимными, если они проходят и на временно оккупированных территориях? О том, что после президентских «выборов» будет в России, пишет обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье «Путин выиграл выборы у Путина. Что дальше?»