UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Украина наносит ответный удар, чем все может закончиться?

Издание отмечает, что украинское контрнаступление, скорее всего, закончится успехом ВСУ, но не полным крахом российской армии.

Через 10 дней после появления видео, в котором украинские военные просили Бога благословить их «священную месть», наконец началось контрнаступление Украины. В течение недель ее Вооруженные силы проводили зондирующие и формовочные операции вдоль 1000-километровой линии фронта, ища слабые места и сбивая россиян с толку. Сейчас Украина испытывает оборону противника с невиданной за последние месяцы интенсивностью, атакуя окупантов на ряде позиций на востоке и юге.

«Наглое уничтожение Каховской дамбы 6 июня, если это действительно была российская диверсия, как считают западные военные источники, было бы четким свидетельством того, что армия России уже испытывает давление», - пишет The Economist.

Издание добавляет, что в ближайшие дни украинских атак будет еще больше. Основные силы еще не отправлены в бой. Операция продлится все лето. Однако произошедшее в ближайшие недели определит будущее не только самой Украины, но и всей структуры безопасности в Европе. Момент принятия решения наступил.

Читайте также: Сообщают о начале контрнаступления Украины. Генштаб ВСУ опровергает это – западные СМИ

Задача Украины состоит в том, чтобы показать Владимиру Путину, его приспешникам, его соотечественникам и миру в целом, что Россия не может победить, что это вторжение было ошибочным с самого начала, что РФ не может переждать усилия Украины и ее западных союзников и что лучший вариант для Кремля – это сдаться, прежде чем Россия потерпит еще большие потери и унижение.

«Это нелегкая задача, и риск неудачи реален. Но благодаря удивительной решимости Украины, а также сильной и неожиданно объединенной поддержке Запада успех тоже возможен. Сейчас он требует сильнейшей дипломатической и военной поддержки, а также четких обязательств со стороны Запада, что он будет поддерживать Украину в течение многих последующих лет. Путин больше не должен иметь возможности врать себе или своему народу о бессмысленности избранного им направления», – говорится в статье.

Вот почему этот момент столь критичен. Россияне хорошо окопались и укрепились после месяцев мобилизации, пополнившей запасы «пушечного мяса».

«Представьте себе самый плохой случай: контрнаступление Украины угасает, ее войска распыляются или используются слишком экономно, чтобы достичь результата. Если это произойдет, это будет сокрушительное поражение. Несмотря на жалкие результаты российской армии в многомесячных боях за город Бахмут, она тем не менее начнет казаться хорошо организованной против украинской армии. Голоса, призывающие Украину прекратить воевать и начать переговоры, станут громче, даже несмотря на то, что прекращение огня оставит России контроль над почти 20% территории Украины, а российские обещания о мире ничего не стоят», – пишет The Economist.

Это было бы победой Путина: не полной победой, о которой он мечтал, но успехом в достижении его резервной цели, а именно покалечить Украину, если ее не удастся вернуть в состав российской империи. В НАТО и ЕС будут упрекать Украину. В приближающейся к президентским выборам Америке усилится давление с требованием урезать средства, которые, как утверждают критики среди республиканцев, уже тратятся впустую. В Европе отступники скатятся еще дальше.

«Но борьба может пойти и по-другому. Представьте, что позиции захватчиков удастся прорвать, их войска побегут обратно к матушке-России, боясь окружения, как это произошло в Харьковской области в сентябре прошлого года. Это было бы серьезным поражением для Путина», – говорится в статье.

Читайте также: WP: Украине будет труднее провести контрнаступление, чем операции в Харьковской и Херсонской областях в прошлом году

Путин потерял более 100 тысяч солдат убитыми и ранеными, потратил десятки миллиардов долларов на военную технику, разрушил экономические отношения с Европой и США, и все это было бы попусту. Он будет пытаться пережить это унижение. Хотя Россия может пострадать от глубокой и опасной нестабильности, многие на Западе были бы рады видеть его падение.

The Economist пишет, что наиболее вероятный результат лежит где-то посередине. Летом Украина, вероятно, оттеснит россиян на двух основных направлениях, вернув себе территорию, но полномасштабного коллапса российской армии не будет. Первое направление, на котором сейчас наибольшая активность, - это Донбасс. Одной из целей Украины является отмена российских завоеваний там. Если Путин начнет терять даже те территории, которые он удерживал с момента своего первого вторжения в 2014 году, а также те, которые он захватил с февраля прошлого года, ему, его генералам и российскому народу станет очевидно, какую ошибку он допустил.

Другой целью, безусловно, будет продвижение на юг. Украина постарается разрушить «сухопутный мост» между Россией и Крымом. Если это удастся, все изменится. Крым станет изолированным, его будет тяжело снабжать и защищать. Обрушение Каховской дамбы уже угрожает его водоснабжению. Большое количество российских войск может быть отрезано и захвачено в плен. Украина получит часть своего побережья на Азовском море. Даже если она не сможет дойти до побережья, продвижение на достаточное расстояние, чтобы поставить под прицел своих пушек автомобильные и железнодорожные пути с востока на запад, обеспечивающие Крым, было бы важным шагом.

Читайте также: WP: Сокрушительное поражение в Крыму заставит Россию признать Украину полностью суверенным государством

«Но ни Украина, ни Европа не будут в безопасности, пока Путин верит, что сможет начать новое вторжение позже. Поэтому Запад должен понимать, что его обязательства должны продолжаться годами. Пока Россия остается угрозой, Украина потребует достаточного количества оружия, чтобы удерживать линию фронта, где бы она ни проходила», - пишет The Economist.

На практике это означает, что нужно все согласовать сейчас. Это будет еще один сигнал для России о бессмысленности ее мечтаний о том, что эта война может однажды закончиться для нее хорошо. Члены НАТО разделились во мнениях о том, должна ли Украина стать членом Альянса, и в любом случае это не может произойти, пока идет война. Поэтому западные государства, которые готовы взять на себя обязательства, должны немедленно разработать набор вызывающих доверие гарантий безопасности для Украины, в отличие от пустых слов прошлого.

Сделать Украину устойчивой к Путину и Трампу

Без заключения четкого договора это трудно сделать, но возможно. Америка, например, имеет юридические обязательства предоставить Израилю и Тайваню оружие, необходимое им для самозащиты. Гарантии для Украины должны охватывать системы вооружений, боеприпасы, тренировки и поддержку развития украинской оборонной промышленности. Чем больше стран согласятся предоставить такие гарантии, тем убедительнее они станут и тем труднее будет их отменить, если на выборах победит скептик вроде Дональда Трампа.

Читайте также: Foreign Affairs: Как Западу обеспечить Украине будущее?

«После прекращения боевых действий западные силы «сдерживания» могут быть размещены на украинской земле», – допускает издание.

Страх Украины и надежда Путина состоит в том, что Запад потеряет бдительность. Только успешное контрнаступление и надежные гарантии безопасности могут заставить россиян осознать, что война Путина бесполезна, что он никогда не добьется успеха, а может только потерпеть поражение или падение.