UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спецслужбы США считают, что за атакой беспилотников на Кремль стоят украинцы — The New York Times

В США предполагают, что это была часть серии секретных операций, организованных украинскими службами безопасности.

Американские официальные лица считают, что атака беспилотников на Кремль в начале этого месяца, вероятно, была организована одним из специальных военных или разведывательных подразделений Украины, пишет The New York Times.

Как говорится в материале, разведывательные службы США не знают, какое именно подразделение совершило атаку. Также непонятно, знал ли об операции президент Украины Владимир Зеленский или его подчиненные, хотя некоторые чиновники считают, что Зеленский не знал.

К такому выводу разведслужбы пришли отчасти благодаря перехваченным сообщениям, в которых российские официальные лица обвиняли Украину, а также другим сообщениям, в которых уже украинские официальные лица заявляли, что считают Украину ответственной за запуск беспилотников 3 мая в сторону Кремля.

Официальные лица США утверждают, что уровень их уверенности в том, что именно украинское правительство непосредственно санкционировало атаку беспилотников на Кремль, «низкий». У разведывательных служб пока нет конкретных доказательств привлечения тех или иных украинских подразделений или оперативников.

Кроме атаки беспилотника, официальные лица США считают украинцев ответственными за убийство дочери известного российского националиста Дугина, убийство пророссийского блоггера и ряд нападений в российских городах вблизи границы с Украиной, последнее из которых произошло в понедельник.

Американские чиновники также рассматривают атаку на газопроводы Nord Stream, которые транспортировали природный газ из России в Европу, как работу проукраинских оперативников, чьи связи с украинским правительством еще предстоит установить.

Чиновники, говорившие на условиях анонимности, описали свою оценку в общих чертах и не стали делиться деталями перехватов.

Представители Белого дома, Центрального разведывательного управления и офиса директора национальной разведки отказались от комментариев.

Хотя атака беспилотника нанесла незначительный ущерб, она подорвала чувство безопасности и непобедимости, которое Кремль пытался изобразить в Москве.

Способность разведывательных служб США определять ответственность за атаки на российские объекты усложняется тем, как Украина организовала свои службы безопасности, имеющие секретные, дублирующие и иногда конкурирующие функции.

К примеру, Служба безопасности Украины, Главное управление разведки и украинские военные имеют отдельные отряды специального назначения.

Они работают с разным уровнем профессионализма и надзора, и иногда соревнуются за ресурсы и внимание. Американские официальные лица не уверены, как тесно эти подразделения координируют свою деятельность друг с другом, если вообще делают это. Такое обособление, пишет издание, является способом либо не дать возможности российским «кротам» узнать об их операциях, либо из-за недоверия между службами, либо оба варианта.

Некоторые официальные лица США сначала рассматривали возможность того, что атака беспилотника на Кремль могла быть осуществлена российским правительством в рамках операции «под фальшивым флагом» и должна была предоставить Москве повод для эскалации конфликта.

Читайте также: Все мотивы на самом деле в пользу России – источник в минобороны Британии об атаке на Кремль

Но после атаки Соединенные Штаты перехватили разговор, в которой российские официальные лица обсуждали инцидент и результаты предварительного расследования Москвй произошедшего. В этих внутренних дискуссиях российские официальные лица были удивлены вторжением беспилотников и обвинили Украину. Официальные лица США заявили, что эти разведданные помогли убедить их, что атаку совершили не россияне.

"Наблюдая за тем, как Кремль отреагировал, я убеждена, что это было для них неожиданностью, а не преднамеренной операцией под чужим флагом", – считает Дара Масикот, военный аналитик RAND.

По ее мнению, атаки подрывают представления Москвы о возможности контроля над воздушным пространством и того, что Кремль находится в безопасности – важные представления, которые они хотели бы сохранить.

Соединенные Штаты также перехватили украинские разговоры, в которых официальные лица говорили, что считают Украину ответственной за атаку. Но эти чиновники, казалось, не знали, кто в украинской системе мог спланировать это или осуществить.

Читайте также: У разведки США нет данных о причастности Украины к атаке беспилотников на Кремль

Источники также утверждают, что некоторые украинские серетные оперативники работают в большинстве своем независимо и без прямого контроля со стороны Зеленского или его первых заместителей. Они говорят, что не верят в санкционирование Зеленским всех секретных операций и полную осведомленность о их планировании.

В то же время, официальные лица предполагают, что Зеленский предоставил своим спецслужбам, службам безопасности и их сотрудникам широкие полномочия с правом самостоятельно принимать решения на кого и на что нацеливаться.

Представители США неоднократно предостерегали Украину от проведения резонансных атак внутри России, ссылаясь на риск эскалации.

Официальные лица США также публично отрицают возможность или поощрение атак через границу и утверждают, что не поддерживают использование американского вооружения в таких операциях.

Читайте также: Волкер о "красных линиях": Путин давно пошел бы на что-то большее, будь он на это способен

Администрация Байдена не хочет, чтобы Москва считала, что Соединенные Штаты причастны к нападениям, поскольку это может спровоцировать Кремль на распространение конфликта за пределы Украины или применение ядерного оружия.

Впрочем, сейчас эти опасения снизились и украинцы продолжают проводить секретные операции на российской территории, несмотря на предупреждения США.

Хотя секретные операции пока мало повлияли на ход конфликта в Украине, они продемонстрировали способность Киева проникать глубоко внутрь России. Официальные лица США говорят, что целью операции может быть укрепление морального духа украинцев и пробивание неуязвимой ауры, которая окружает президента Путина.