UA / RU
Поддержать ZN.ua

Синод на марше

Зачем владыки УПЦ МП ходили к офису президента?

Автор: Екатерина Щеткина

В Киево-Печерской лавре прошло заседание Священного синода УПЦ МП. Обычно, это событие не привлекает повышенного внимания публики. Но не в этот раз. Во-первых, предполагалось, что на этом заседании будут приняты решения, касающиеся дальнейшей судьбы некоторых скандальных епископов и Свято-Успенского Киево-Печерского монастыря, откуда власть собирается выселить общину УПЦ МП. Во-вторых, заседание прошло нетипично: после «кабинетной» части владыки предприняли прогулку к офису президента. Поговорить.

Читайте также: Синод УПЦ МП обратился к Зеленскому: просят не забирать Лавру и "осуждают" вторжение РФ

Внимание публики оказалось приковано ко второй — выездной — части заседания. Но «кабинетная» часть тоже не обошлась без любопытных моментов. Синод принял два интересных кадровых решения. Первое: из состава Синода вывели митрополита Крымского Лазаря. «В связи с тем, что он не может принимать участия в заседаниях». Напомню, крымский митрополит уже давно «не может». Поле аннексии Крыма он фактически перешел в прямое подчинение Московской патриархии, благословлял Черноморский флот РФ — в общем было немало крайне неудобных вопросов к некогда проукраинскому владыке. Но руководство УПЦ МП вывело его из состава Синода только сейчас — после того, как указом президента митрополит Лазарь был лишен украинского гражданства. Т.е. утратил не моральную, а чисто техническую возможность принимать участие в заседаниях. В результате жест Синода выглядит вынужденным.

Второе интересное решение — об увольнении епископа Гедеона с должности наместника Десятинного монастыря «по состоянию здоровья». Да-да, именно «по состоянию здоровья», несмотря на то, что еще в далеком 2019-м владыка Гедеон был депортирован из Украины как носитель не двойного даже — тройного гражданства. А еще владыка Гедеон на исторических фундаментах Десятинной церкви возвел МАФ-часовню, которая сейчас по решению суда должна быть снесена. Только теперь Синод согласился уволить скандального наместника «монастыря на Десятинке». И назначить на его место другого игумена.

Несмотря на то, что Синод фактически согласился отрезать уже и так давно отпавшие ломти, в этих решениях можно рассмотреть первые признаки того, что УПЦ МП готова провести некоторую чистку в епископских рядах. Но проблема синодалов в том, что для внешних наблюдателей — к коим относится и украинская власть — масштабы нынешних решений смехотворны. От синода ожидали кадровых решений, кои коснулись бы владык, обладающих реальной властью и реальным влиянием — в церкви и обществе. Хотя бы тех епископов, которые находятся под санкциями. Но по их поводу в решении не сказано ни слова — ни в осуждение, ни в защиту, как будто ни о каких санкциях Священному синоду до сих пор так и не доложили.

Читайте также: Зеленский отказался от встречи с представителями синода УПЦ МП

Но о чем и кому докладывать? Как минимум трое членов Синода из восьми и есть те самые подсанкционные епископы — наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь), управделами Киевской митрополии митрополит Антоний (Паканич) и специалист по «неотпетым мальчикам» митрополит Запорожский Лука (Коваленко). Эту группу органично дополняют члены синода и преданные руссмировцы — митрополит Одесский Агафангел и митрополит Донецкий Илларион. Сам этот список, боюсь, дает ответ на все вопросы о границах возможного компромисса.

Но, как говорится, другого синода у УПЦ МП для нас нет. Именно эти владыки — люди, чья деятельность, по мнению правоохранительных органов, может нести угрозу национальной безопасности — и составляют главный управляющий орган УПЦ МП.

Но повторюсь: представление о степени радикальности решений в разных организациях разное. Решение об увольнении с должностей некоторых епископов, принятое под давлением со стороны власти, общественного мнения и даже части собственных мирян и клириков — для нынешнего руководства УПЦ МП серьезное нарушение традиции.

Еще одним серьезным нарушением традиции стала прогулка к офису президента, которую члены Синода предприняли после заседания.

По словам владык, они имели намерение встретиться с президентом Зеленским. По их мнению, президент недостаточно хорошо информирован об УПЦ МП и ее деятельности, из-за чего проводит «ошибочную» политику в отношении этой церкви. По всей видимости, члены Синода собирались открыть глаза президенту на все то, чего он сам недопонимает или на то, что от него «утаивают».

Владыки прождали у входа около двух часов. К ним несколько раз обращались сотрудники офиса — сообщали, что президент не сможет с ними встретиться из-за плотного расписания и предлагали оставить обращение. Или что это у них там было в двух папках, трогательно выдержанных в патриотической гамме, — желтой и голубой?

Можно предположить, что по крайней мере в одной из них находились опубликованные позже обращения Священного синода к президенту Украины и к своим верным. В одном из обращений делается акцент на том, что УПЦ МП отстаивает территориальную целостность Украины, осуждает российскую агрессию, помогает фронту и беженцам, на том, что в рядах защитников Украины немало прихожан УПЦ МП. Второе обращение сосредоточено на том, как велика и активна УПЦ МП, каких духовных высот достигла, сколько святынь восстановила и построила и как важно для дальнейшего духовного роста сохранить их и преумножить.

Читайте также: РПЦ уже даже не скрывает, что УПЦ МП является ее неотъемлемой частью – посол Украины в Ватикане

Оба обращения содержат два одинаковых месседжа: УПЦ МП — на самом деле белая и пушистая (или желто-голубая) — подвергается нападкам и преследованиям совершенно незаслуженно, а Киево-Печерскую лавру нужно оставить за УПЦ МП. Синодалы апеллируют к Конституции и Декларации о правах человека, а также попутно предостерегают от гражданских беспорядков и насилия, которые могут возникнуть в случае нарушения их прав и свобод.

Из самих текстов обращения мы не узнали ничего нового и, видимо, президент Зеленский тоже увидел бы в них только общие места. Но, может быть, именно поэтому владыки так хотели с ним встретиться — возможно, они хотели сообщить ему что-то еще или обсудить off-record?

Одно то, что они пришли вот так — одни, без привычной массовки, и белые шлейфы клобуков развевались по ветру, как флаги парламентеров, — должно было служить знаком. Во всяком случае им самим их визит, вероятно, казался жестом, полным символизма. Вспомните: когда президент Порошенко перед Объединительным собором приглашал владык УПЦ МП на встречу, он прождал их напрасно — никто из владык не явился. А вот к Зеленскому они пришли — хотя в этот раз их никто не звал. Владыкам уже не хочется играть мускулами — они хотят договориться. С одним конкретным человеком, от которого — они верят — зависит их судьба. Да, они по-прежнему говорят привычными фразами, прикрываются «миллионами верующих» и «нашими верующими на передовой», пугают «гражданскими беспорядками» и обижаются на «московских попов». Но выглядят при этом крайне неуверенно. Чтобы не сказать растерянно.

Президент Зеленский не смог или не захотел вносить коррективы в свое расписание, чтобы принять владык. Подождав два часа, они были вынуждены уйти — под сирены воздушной тревоги — так и не передав в ОП принесенные папочки. На прощание митрополит Киевский Онуфрий сказал, что не оставляет надежды встретиться с президентом и лично обсудить с ним проблемы своей церкви.

Нельзя сказать, что синодалы совсем ничего не достигли своей прогулкой. Телекамер собралось достаточно, чтобы зафиксировать как белобородые старцы стоят на холодном мартовском ветру и буквально стучат в закрытую дверь. Как прокомментировал эту картинку митрополит Климент, «президент отказывается встретиться со значительной частью граждан Украины».

То, что эта «значительная часть» (девять человек, привыкших считать себя крайне значительными) нарушает все установленные правила, никого не смущает — владыки УПЦ МП не привыкли играть по общим правилам. И они были крайне удивлены и напуганы тем, что это «правило об отсутствии правил» перестало работать.

Больше статей Екатерины Щеткиной читайте по ссылке.