Мотивами для Путина начать войну с Украиной стали личная обида и желание мести. Окончательной каплей оказалось закрытие медиаактивов его кума Виктора Медведчука. При этом Путин принял решение напасть на Киев еще в феврале-марте 2021 года, пишет российское рассследовательское издание «Верстка» со ссылкой на источники в бывшей и нынешней российской и украинской власти.
В издании утверждают, что отношение Путина к Украине портилось вместе с отношениями с Западом.
«Украина и Грузия стали для кремлевского лидера пространством противостояния», - пишет российское СМИ, добавляя, что первым ударом для Путина стала «Революция роз» в Грузии, вторым — более серьезным — «оранжевая революция» в Украине. В частности, в Кремле категорически не воспринимали право граждан на смену власти в своих странах с помощью манифестаций и выборов.
Также Путина обидело и то, что во Всемирную торговую организацию первой приняли Украину (в 2008 году), хотя хозяин Кремля считал, что Россия была к этому голова больше.
Однако после избрания на пост президента Виктора Януковича Украиной де-факто начали руководить люди из российских спецслужб и вопрос был будто бы решен. Параллельно Россия работала и по дипломатической линии, пытаясь отговорить Европу сближаться с Украиной.
Со ссылкой на окружение Путини издание утверждает, что в 2011-2012 годах, во время и после протестных акций в России, он стал больше времени проводить время наедине с книгами определенного толка. Именно в этот период Путин заинтересовался одним из идеологов российского «месианства» Иваном Ильиным, который был по-шовинистски настроен относительно к Украине.
В то же время российские журналисты со ссылкой на источники в администрации президента РФ и среди его знакомых утверждают, что еще в январе 2014 года Путин не собирался захватывать Крым. Решение он будто бы принял спонтанно, в ночь с 22 на 23 февраля, после бегства Януковича уже из Харькова, когда понял, что протестующие в центре Киева побеждают власть Януковича.
«Совещание в Сочи, где в этот момент закрывалась зимняя Олимпиада, длилось до 7 утра при участии четырех ближайших к нему силовиков. Как свидетельствует один из близких знакомых Путина, поначалу силовики пытались его отговорить: «Путин сказал, ребят, у нас шанс последний, больше такого шанса не будет, я беру ответственность на себя», - говорится в материале.
Захват Донбаса начали готовить уже в начале марта 2014 года, когда российские чиновники инкогнито стали посещать украинские регины. Российские журналисты утверждают, что история с отделением Донбасса уже не была инициативой лично Путина, а «это была инициатива ФСБшников».
Подписав в 2015 году «минские соглашения» в Кремле конфликт заморозили, но в Кремле часто говорили, что «Путин хочет всю Украину».
Источники издания утверждают, что Путин был уверен, что НАТО и США по сути контролируют Украину.
После победы на президентских выборах в Украине Владимира Зеленського Путин подумал, что у него появился шанс договорится о выполнении Киевом минских соглашений. В декабре 2019 года в Париж Путин ехал в полной уверенности, что многолетний вопрос сдвинется, но «приезд Путина в Париж стал колоссальной ошибкой российского президента, который переоценил неподготовленность Зеленского и его команды. Из великого царя всея Руси Путин превратился чуть ли не в посмешище».
Издание намекает, что после этого Путин испытывает глубокую неприязнь лично к Зеленскому, и именно после провала в Париже в Москве сделали ставку на soft power. А ключевым доверенным лицом Кремля тогда стал Виктор Медведчук.
«Три источника в окружении российского президента подтвердили, что именно история с уничтожением информационного ресурса Медведчука и тем, что его начали «кошмарить», стала последней каплей в принятии Путиным решения о подготовке к военной операции. К инструментам «мягкой силы» в Кремле решили больше не прибегать», - говорится в расследовании.
На решение Путина повлиял и сам Медведчук, который регулярно рассказывал российскому президенту о большой поддержке его лично и пророссийских настроениях в Украине.
«При принятии решения о войне с Медведчуком Путин не советовался. Как и ни с кем другим. Единственным человеком, который имел постоянный выход на Путина, был его друг Юрий Ковальчук», - пишет "Верстка", утверждая, что Ковальчук сыграл решающую роль в принятии президентом решения о спецоперации.
Решение о подготовке к операции было принято в конце февраля — начале марта 2021 года, за год до войны. Уже в апреле у границ Украины состоялись первые угрожающие учения, но сама подготовка проходила в строжайшей секретности. Тем не менее уже с лета разговоры о возможной войне стали нормой среди людей, близких к Кремлю.
Близкий к администрации Путина источник рассказал журналистам, что в декабре, за три месяца до войны, в кремлевских элитах уже обсуждали, как будут делить Украину между крупными корпорациями. За развитие каждого региона по замыслу должна была отвечать одна из государственных или близких к Кремлю частных корпораций. В то же время к долгой войне не готовились, операция была построена и продумана с предпосылки на массовую коллаборацию лояльных к России украинцев.
По словам источников, как и в случае с аннексией Крыма, многие силовики были против, а министр обороны Сергей Шойгу не спорил, а даже обрадовался решению Путина.
«Он не понимал, в каком состоянии армия находится, и ему было интересно. Он поверил в то, что Путин знает что-то, чего он не знает, и действительно думал, что будет что-то не сильно серьезнее аннексии Крыма», — рассказывает один из старых приятелей Путина.