Старший сотрудник Центра безопасности и обороны Эстонского Института внешней политики (ICDS) Джеймс Шерр считает, что стратегия Запада по избежанию эскалации с Россией опасна тем, что может привести к еще более широкой войне в Европе. Свое мнение эксперт объяснил во время выступления на Киевском форуме безопасности 22 марта.
«Есть опасность более широкой войны, даже если текущая война завершится. Надо понять две вещи. Россия и то, что мы называем Запад, живут в разных когнитивных мирах. И опасность [более широкой] войны вытекает из глубоких конфликтов как интересов, так и восприятия», – сказал Шерр в своем выступлении.
По его словам, для России всегда ключевым императивом было поддержание военного периметра вокруг того, что она называет территорией Российской империи. Это ее приоритетный национальный интерес.
«Вы [Украина] находитесь между границей так называемого «русского мира» и границей того, что они называют историческим Западом, того, что было границей НАТО после Холодной войны. Единственная переменная в том, которая имеет значение для России – это соотношение сил в каждый отдельный период времени. Наибольшим препятствием для России, чтобы реализовать свои интересы, было существование суверенной независимой Украины. Возникновение Украины как государства после распада Советского Союза изначально было «западным проектом», как они считают, и отвечало интересам Запада и является антироссийским по своей природе. Поэтому, как это видят россияне, победа России в Украине и потеря Западом Украины, будет чувствительным ударом для Запада, и они хорошо понимают, что когда ваш враг отступает – вам нужно наступать», – считает ученый.
Шерр считает, что Запад все еще рассматривает угрозу со стороны России и ее силу в категориях материальных возможностей, включая экономические. Но Россия в эту силу также включает «нравственные возможности» – силу веры. В России возрождается концепция жертвенности ради победы и этот менталитет становится все сильнее. «Если ваш оппонент не проявляет такую же стойкость, готовность к жертвенности, то врага можно не уважать. Именно на этом мы остановились и имеем сегодня», считает эксперт.
«Наш приоритет [Запада] – любой ценой избегать эскалации, но в результате мы лишь увеличиваем по экспоненте опасность войны. Вот в чем проблема Запада. Все наши добродетели, пропорциональность, рациональность, поиск компромисса вызывают лишь пренебрежение к нам со стороны российского противника», – объясняет Шерр.
По его мнению, Путин мобилизовал российскую экономику, психологию, политическую систему, милитаризировав их и создал динамику в России, «которую будет очень трудно раскрутить в противоположном направлении».
«Если Украина проиграет эту войну, а Запад будет стоять в стороне, позволив, чтобы Украина проиграла, то опасность более широкой и большей войны значительно повысится. Опасность может быть еще больше. И риск будет заключаться в том, что Россия может начать новую войну на основе своего проспроса относительно воли Запада. Если воля будет проявлена слишком поздно, чтобы обеспечить необходимый баланс сил, который мог бы предупредить войну», – предупредил Шерр.
Напомним, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина в рамках XVI Киевского форума безопасности заявила, что Соединенные Штаты не дают возможности развития диалога о вступлении нашего государства в НАТО. "Сейчас весь диалог с партнерами по НАТО сводится к просьбам "вести себя спокойно на Вашингтонском саммите", сказала она.