На временно оккупированных территориях Украины находятся почти 1,6 млн детей и молодежи всех возрастов, которые с 2014 года стали жертвами политики РФ по русификации и милитаризации, заявляет общественная организация ЦГП «Альменда».
Ввиду необходимости эффективной реинтеграции детей после деоккупации, украинские правозащитники подготовили и презентовали рекомендации («дорожную карту») по политике реинтеграции детей и молодежи, которые находились в оккупации. Дорожную карту разработали эксперты трех общественных организаций: ЦГП «Альменда», Региональный центр прав человека, а также Украинский хельсинкский союз по правам человека.
Рекомендации базировались, в частности, на выводах исследования опыта стран по реинтеграции детей и молодежи, переживших военные конфликты и внутренние противоречия, а также матрицы успешных и неуспешных практик, которые следует учитывать при формировании политики реинтеграции. Также рекомендации учли результаты дискуссий с украинскими студентами. Участие в дискуссиях приняли 86 студентов, в том числе и студенты, которые имели опыт жизни в оккупации.
Главный вывод дискуссий – студенты демонстрируют готовность участвовать в программах реинтеграции молодежи из временно оккупированных территорий. В то же время исследователи обнаружили низкий уровень осведомленности о ситуации, в которой находятся дети и молодежь на временно оккупированных территориях. Это свидетельствует о необходимости разработки эффективных программ для украинской молодежи, а также подготовки ее к процессам реинтеграции.
По словам основного автора исследования «(Не)изученные уроки: опыт стран по реинтеграции детей и молодежи» Анастасии Воробьевой, был учтен опыт семи стран.
В «Дорожной карте» выделено шесть условий внедрения и 11 принципов политики реинтеграции находящихся в оккупации детей и молодежи.
"Карта" состоит из семи стратегических целей:
- высокое доверие к Украине и ее институтам большинства людей, находящихся на временно оккупированных территориях.
- нетравматическое восстановление гражданской идентичности;
- преодоление противопоставления украинского и русского языков, ведь пропаганда использует это для разжигания межнациональной розни;
- предотвращение дискриминации и сегрегации;
- преодоление ментальных травм и обеспечение психологической реабилитации находившихся в оккупации детей и молодежи;
- содействие формированию политики памяти;
- вовлечение детей и молодежи в процессы деоккупации, реинтеграции и развития мира.
Исследователи объясняют, что эти цели следует внедрять комплексно, не оторвано друг от друга.
Ранее сообщалось, что российские захватчики проводят "идеологическую обработку" детей и молодежи на временно оккупированных территориях Украины. В частности, враг систематически проводит мероприятия по идеологическому влиянию, навязывая классические российские пропагандистские нарративы.