Местонахождение Евгения Пригожина остается непонятным с тех пор, как он появился ночью на внедорожнике в российском Ростове-на-Дону в конце своего кратковременного, но сейсмического мятежа. Мы видели, как его самолеты пересекали российское и белорусское воздушное пространство; его якобы парики и золотые слитки; даже похожего на него мужчину в хирургической маске, сходившего с вертолета в Санкт-Петербурге.
Но из комментариев президента Александра Лукашенко на прошлой неделе стало ясно, что Пригожин не находится в Беларуси, как это предполагало соглашение, на которое он, по его словам, согласился с Кремлем. Так же, как и его боевики, пишет редактор CNN по международной безопасности Ник Патон Уолш.
Кремль в понедельник, 10 июля, попытался внести определенную ясность после того, как французская газета Liberation сообщила о встрече между президентом РФ Владимиром Путиным и Пригожиным 29 июня. Дмитрий Песков, спикер Кремля, подтвердил в телефонном разговоре с журналистами, что встреча состоялась. Он сообщил, что Путин встретился с командирами группировки «Вагнер» и обсудил дальнейшие варианты их работы, и что президент услышал от них, что «они готовы продолжать воевать за Родину». Песков добавил: «Это все, что мы можем сказать об этой встрече. Больше ничего сказать не могу».
Важно сделать паузу и представить, как сюрреалистично звучит встреча, которую описывает Песков. Через пять дней после самой большой и жестокой угрозы путинскому правлению он приглашает в Кремль главного мятежника и, возможно, до 30 его командиров, чтобы обсудить, как они могут работать.
Это значит, что через 48 часов после того, как Путин рассказал собранным в стенах Кремля солдатам, что они предотвратили «гражданской войну», глава Кремля полетел в южнороссийский город Дербент, чтобы сфотографироваться, а на следующий день вернулся, чтобы поздравить «вагнеровцев» в тех же стенах Кремля. Эта встреча затем держалась в секрете в течение 11 дней. Удивительно, даже не верится.
Но это соответствует попытке Кремля сдержать последствия опасных выходных для Путина. Они адаптировали подход «зеленого экрана» – предполагая, что внутри страны все в порядке, и Пригожин растворился в эфире, в то время как его инфраструктура публично демонтируется.
Судьба Пригожина остается непонятной, и это сигнализирует о новых проблемах в России. Обыски в его домах, закрытие его СМИ, отсутствие аудиосообщений, сложное предложение Кремля о встрече для исцеления – все это указывает на человека, исчезновение которого более проблематично для Путина, чем это может показаться на первый взгляд.
Тот факт, что мы до сих пор не получили визуального подтверждения судьбы Пригожина, является признаком слабости Путина – признаком того, что все варианты, с которыми сталкивается Кремль, имеют недостатки. Если Пригожина простили – как можно предположить с кремлевской встречи – почему нет публичного признания этого?
Если Пригожин остается на свободе, уклоняясь от соглашения, которое, как утверждает Лукашенко, он заключил, разве это говорит о том, что Путин удерживает власть? А если его арестовали – или еще хуже – то нежелание Кремля заявить об этом публично свидетельствует о том, что Пригожин пользуется большой лояльностью среди военных и не человек, которого Путин не хотел бы публично оскорбить или пристыдить.
Двадцать лет назад глава Кремля под дулом пистолета снял с самолета самого богатого человека России – Михаила Ходорковского, чтобы тот «мог избавиться» от своих политических амбиций и бизнес-империи.
Теперь Путин столкнулся с реальной и ощутимой угрозой, а встретил ее молчанием и запоздалыми новостями об ужасно тайной встрече, на которой мятежники снова поклялись на верность и, очевидно, были прощены.
Это не единственное тревожное молчание, которое сейчас хранит Кремль. Мы до сих пор не знаем о местонахождении Сергея Суровикина, российского генерала, подозреваемого в том, что он знал о попытке переворота.
Валерий Герасимов, начальник российского генерального штаба, наконец-то появился на видео, опубликованном Министерством обороны 10 июля, чтобы показать, что он действительно жив, здоров и отвечает за войну в Украине. Его отсутствие не свидетельствовало о том, что Путин уверен в том, что угроза против него устранена.
Возможно, кремлевские лидеры считают, что этот занавес молчания демонстрирует силу: что они знают ответы на эти вопросы и сохраняют окончательную власть? Опять же это было бы еще одним просчетом, свидетельствующим о том, как далеко они отошли от реальности.
Напомним, Институт изучения войны (ISW) в своем отчете за 9 июля заявил, что отсутствие со стороны Путина расправы с мятежниками из ЧВК «Вагнер» и даже отсутствие преследования «вагнеровцев» ставит президента РФ и его подчиненных в неудобное положение.
Недавно президент Украины Владимир Зеленский заявил о сигнале, свидетельствующем о возможности еще одного мятежа в России. «Более того, много людей, которые могут поддержать такой мятеж», сказал президент.